Урок русского языка 2 класс по теме: "Звуки и буквы"

  • Разработки курсов
  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок русского языка 2 а.docx

Самоанализ урока

ФИО учителя

Прокопенко Елена Сергеевна

Класс

2 А

Дата проведения

21.10.2019г.

Предмет

Русский язык

Тема:

Звуки и буквы

Тип урока по целеполаганию:

Урок систематизации и обобщения.

Цель урока:

Обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать буквы и звуки.

Задачи урока:

Учащиеся научатся различать звуки и буквы, записывать слова по транскрипции; анализировать, делать выводы, сравнивать и классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква. Различать произношение и написание слов. Способствовать развитию умения различать звуки речи и буквы, выделять звуки в потоке речи, характеризовать звуки.

Место урока в системе уроков

Урок раздела «Звуки и буквы»

Личностные УУД:

-проявлять положительное отношение к предмету (желание сотрудничать, отвечать на вопросы)

- осознавать себя частью учебного коллектива;

- внимательно слушать собеседника

Метапредметные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия; адекватно оценивать свои достижения

Предметные УУД:

-пособствовать повторению и закреплению навыка дифференцировать буквы и звуки

-подбирать  однокоренные слова

Межпредметные связи:

Окружающий мир, литературное чтение .

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства обучения:

Для учителя: 1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. М.: Просвещение,2019.

2.Канакина В.П. Русский язык.2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2019.

3.Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 2 класс (Диск СD-РОМ),  Автор В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.2017 г.

 

Для ученика:учебник . 1.Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. в 2 ч. М.: Просвещение,2019.

2.Канакина В.П. Русский язык.2 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2019.,

толковый словарь, карточки для самостоятельной работы.

Методы обучения:

деятельностный, словесный, практический (чтение и письмо)

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности. Этот урок имеет связь с пройденными и последующими темами.


 

           
Этап урока

Цель этапа

Формируемые УУД

I. Самоопределение к деятельности

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

·         позитивное отношение к предстоящей деятельности;

·         включение в учебную деятельность.

Урок начинается с организационного момента, цель которого настроить учащихся на работу и на восприятие материала. Формулирование и введение в тему урока я сделала через стихотворение, звукобувенный анализ и дифференциацию слов. Благодаря этому, у учащихся создался положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировалось внимание. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность. Я думаю, что мне это удалось.

II. Постановка учебной задачи

Создание условий для

 формулирования

 детьми цели урока. 

·         умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя

·         понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;

·         готовность слушать собеседника и вести диалог;

·         уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

·         уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий.

Используя звуко-буквенный анализ и повторение правила о звуках и буквах, учащиеся сформулировали тему урока.

III. Актуализация знаний

1.      Минутка чистописания



2.      Словарная работа

3.Введение нового языкового понятия на основе ранее изученного



4.Закрепление.

Подготовка к восприятию учебного материала, выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний обучающихся.

·         овладеть логическим действием обобщения;

·         уметь строить рассуждения на основе известных понятий.

Этот этап урока я начала с задания, в котором учащиеся вспомнили имеющие знания, повторили пройденный материал.

На данном этапе учащиеся учились овладевать логическим действием обобщения, строили рассуждения на основе известных понятий. Для активизации мышления использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации.

( с.78, упр.115) На этом этапе учащиеся должны были проанализировать содержание стихотворения, высказаться по содержанию, ощущениям, сделать лексический анализ незнакомых слов через подбор синонимов (слова: отряхнёт, нагие).

Также на данном этапе я использовала метод подводящего диалога с опорой на жизненный опыт, проводила беседу на основе имеющихся знаний учащихся, что способствовало осуществлению цели урока. На данном этапе основные формы работы – фронтальная и индивидуальная .

Следующим под этапом была работа с материалом учебника (с. 79, упр. 118 ) В этом упражнении ребята познакомились с понятием транскрипции.

Этот этап урока закончился осуществлением самостоятельных пробных учебных действий 

IV. Систематизация и обобщение знаний (Решение учебной задачи)

Создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

·         овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

·         умение работать с раздаточным материалом как средством передачи информации;

·         активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

На этапе обобщения и систематизации знаний использовалась фронтальная беседа, метод наглядности и  игровой метод (игра «Узнай звук» из электронного приложения). 

V.Закрепление . (Создание учебной 

ситуации).

Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

·         овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

·         формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;

На следующем этапе урока учащиеся выполняли самостоятельно работу по карточкам. Им было предложено задание для самостоятельного выполнения на закрепление темы.

Это формирует навык самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, активизирует основные свойства внимания, умение сравнивать и находить искомое, применять полученные знания на практике.

VI. Итог

I. Рефлексия

Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

·         уметь аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·         осознать личностный смысл учения;

·         закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность. 

Рефлексия была направлена на оценку эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося .Чтобы оценить свою работу учащиеся должны были воспользоваться памяткой.

Физкультминутка была логически связана с темой урока и помогла плавно перейти к следующему этапу.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались на опыт учащихся и подкреплялись практическими заданиями. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска ответов и стимулировал познавательный интерес второклассников, соответствовал их жизненному опыту.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Поставленной цели урок достиг.

Домашнее задание было дано разноуровнего характера, у учащихся есть право выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тип урока:

Повторение и систематизация знаний и способов действий

Цель: обобщить знания о буквах и звуках; развивать умение различать буквы и звуки.

Планируемые результаты (предметные): учащиеся научатся различать звуки и буквы, записывать транскрипцию слов; анализировать, делать выводы, сравнивать и классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква. Различать произношение и написание слов. Способствовать развитию умения различать звуки речи и буквы, выделять звуки в потоке речи, характеризовать звуки.

Личностные результаты:

Имеют желание учиться, адекватное представление о поведении в процессе учебной деятельности; проявляют доброжелательность и доверие при взаимодействии с учителем и друг с другом.

Универсальные      учебные        действия (метапредметные)

П* – осуществляют анализ, сравнение, классификацию; проявляют способность контролировать свои действия, проверять написанное; строят логическую цепь рассуждений.

Р – проговаривают последовательность действий на уроке; учатся работать по предложенному учителем плану.

К – слушают и понимают речь других; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им.

Основное содержание темы, понятия, термины

Звуки речи. Основные качественные характеристики звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный гласный). Звуковые модели слов. Буквы. Транскрипция.

Образовательные ресурсы

Русский язык. 2 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ В.П. Канакина,В.Г.Горецкий. – 10-е изд., перераб.-М.: Просвещение,2019.-143 с.: ил. – (школа России),электронное приложение к учебнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План урока:

I.Мотивирование к учебной деятельности

- Давайте наш урок начнём с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу.

- Я рада, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно.

Девизом нашего урока будет пословица « Не беда ошибиться, беда не исправиться»

II. Актуализация знаний. Игра «Угадай звук»

- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает.

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

-Вам понятен текст, который вы услышали? А почему?

– Какие звуки не выговаривают малыши? (1- р, 2- шипящие звуки, 3- л,р)

III. Самоопределение к деятельности.

-Попробуйте исправить, стихотворение. Как это можно сделать?

-Кто догадался, какая тема урока? (Звуки и буквы)

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Вспомнить какие бывают звуки, как отличить звук от буквы, потренироваться на практике)

-А где же нам могут пригодиться эти знания? (В упражнении, в домашней работе)

-Но на каждом уроке мы ещё узнаём что-то новое, давайте ещё одну задачу поставим перед собой. (Узнать что-то новое по теме)

-Итак, тему мы определили, задачи поставили перед собой. Принимаем эти задачи.

-Тогда давайте пожелаем удачи друг другу. Я желаю тебе сегодня научиться различать звуки и буквы, и выполнить работу на уроке без ошибок.

III. Словарная работа.

-Отгадайте  слово.

*Первый слог, как в слове окно. (ОК)

*Второй слог, как второй слог в слове утята. (ТЯ)

*Дальше идёт буква, обозначающая звонкий согласный, парный глухому звуку [П]. (Б)

*Непарный звонкий согласный из слова жираф. (Р)

*В конце слова буква не гласная и не согласная. (Ь)

-Кто смог разгадать слово? Назовите. (Октябрь)

-Какие знания вам помогли справиться с заданием? (Звуки, слоги)

-Назовите лексическое значение слова октябрь. (Осенний месяц, десятый месяц года)

-Открываем тетради и оформляем работу, записываем дату 21 октября,  Классная работа. Не забываем выделять орфограммы и ставить ударение над словами. Работаем старательно, шепчите себе, чтобы не потерять орфограммы. Соблюдаем правильную посадку при письме.

IV. Чистописание.

-Итак, тема урока «Звуки и буквы», предлагаю поработать с этими словами.

з в у к и

б у к в ы (на доске слова из букв)

- На какие две группы можно разбить эти буквы? (Буквы обозначающие гласные и согласные звуки)

-А как различить гласный это звук или согласный? (Гласные поются, согласные нет)

-Есть в этих словах одинаковые буквы? (У)

- Какой звук она обозначает? (Звук [У], который обозначен буквой У).

-Почему этот звук гласный? (Он поётся)

- Напишем эту букву в тетради. Сколько таких букв мы напишем? (Заглавную и строчную.)

- Выпишите из этих слов слоги со звуком [у]. (зву, бу)

V. Работа по теме урока.

-Подберите однокоренные слова к слову звук. (Звучание, звучит, звучный, зазвучал)

-Докажите, что эти слова однокоренные. (Есть общая часть звук-звуч- и общее значение)

-Посмотрите за окном пасмурно и кажется что вот-вот пойдёт дождь. А как мы это можем понять, если не будем смотреть? (Услышим)

-А как маленькие дети говорят когда идёт дождик? (Кап-Кап)

-А хотите услышать звуки дождя прямо сейчас у нас в классе? Сейчас мы с вами будем немножко волшебниками.

VI. Физминутка «Звуки дождя»

1.Трём ладошки.

2.Щёлкаем пальцами.

3. Хлопаем по коленочкам.

4. Топаем ножками.

5.Хлопаем по коленочкам.

6.Щёлкаем пальцами.

7.Трём ладошками.

-Продолжим урок. Окружающая природа полна звуков. Однажды человеку захотелось записывать всё что он слышит, захотелось записывать звуки. И появились…. (буквы)

-А чем отличаются звуки от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, буквы пишем и читаем)

На доске схема:     звуки                                                 буквы

                           Слышим  Произносим                  Пишем              Читаем         Знак

-Что такое буква? (Это знак для обозначения звука)

-Давайте использовать эти знания в работе, откроем учебник. На какой странице нужно сделать закладку? (Учебник с. 78)

-Почему именно на этой странице? (Есть тема урока)

-Прочитайте тему раздела.(Звуки и буквы)

-Прочитайте познавательный вопрос, на который мы сегодня должны ответить. (Как различить звуки и буквы?)

-Начнём работу. Упр. 115 (с.78)

- Прочитайте про себя. Прочитайте выразительно вслух. Какое настроение создают эти строки? (Грустное, печальное)

-Какие слова создают печальное настроение? (Последние листья, нагих ветвей, отряхает)

-Читая строки, вы озвучивали какую речь? (Письменную речь). Из чего состоят слова письменной речи? (Из букв)

-Из чего состоят слова устной речи? (Из звуков)

-Прочитайте следующее задание. (Спишите. Проверьте себя)

-Какие правила нужно соблюдать при списывании? (Красная строка, читаем слово и пишем проговаривая по слогам, ставим знаки препинания, пишем автора.) Пользуйтесь памяткой.

VII.Закрепление знаний и способов действий.

(Используем электронное приложение к учебнику.)

1.Игра «Звуки» - согласные

2.Игра «Звуки» - гласные.

3.Упр. 117 (с.79)

-Рассмотрите упражнение, ничего необычного не заметили? Что-то новое увидели? (квадратные скобки)

-Что показывают квадратные скобки? (Звуковую запись слова)

-Рассмотрите звуковую и буквенную запись слов. Что заметили? Всегда ли они совпадают? (Часто пишем не так, как слышим)

-Поработайте в паре, объясните в чём различие в записях одного и того же слова. Работаем по рядам. Какое слово для 1 ряда выберем? А для второго? А какое слово осталось 3 ряду?

-Проверим.

-Ребята, а как же называется запись слов в квадратных скобках в русском языке? Кто знает? (Эта запись слова называется транскрипцией.) Слово на доску.

-На следующих уроках мы более подробно будем изучать транскрипцию, и постепенно это слово войдёт в вашу лексику.

VII Рефлексия

Карточка

Запишите слова буквами

[паша] [йолка][раса] [пасуда][маска] [ужы]

Самопроверка. Сверка с образцом. Самооценка с помощью условных знаков: !+ -

VIII Подведение итогов урока

-Подведём итоги урока.

-Давайте вспомним тему урока.

-Все учебные задачи решены? Все запланиро­ванные результаты достигнуты? Поставьте отметку себе на шкале знаний.

-Подготовьтесь дать отчёт о проделанной работе на уроке. Можно воспользоваться памяткой.

Домашнее задание

Учебник с. 80, упр. 120,найти стихи о звуках и буквах: девочки про гласные, а мальчики про согласные.

Оценивание.

-Сегодня я бы похвалила за активность и правильные ответы…. Оценку 4 я бы поставила…..

Прозвенел звонок с урока,

Отдохнуть пришла пора.

Что унали на уроке,

Не забудьте никогда!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

 

– Поигаем, что ли, в пятки!

– Луссе в мясик на плоссядке!

– Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поигвать!

В пятки, в вунки – что такое?

Ничего не разобрать!

В. Суслов

Запишите слова буквами

[паша]

[йолка]

[раса]

[пасуда]

[маска]

[ужы]

Запишите слова буквами

[паша]

[йолка]

[раса]

[пасуда]

[маска]

[ужы]

Запишите слова буквами

[паша]

[йолка]

[раса]

[пасуда]

[маска]

[ужы]

Запишите слова буквами

[паша]

[йолка]

[раса]

[пасуда]

[маска]

[ужы]

Запишите слова буквами

[паша]

[йолка]

[раса]

[пасуда]

[маска]

[ужы]

Запишите слова буквами

[паша]

[йолка]

[раса]

[пасуда]

[маска]

[ужы]

Запишите слова буквами

[паша]

[йолка]

[раса]

[пасуда]

[маска]

[ужы]

Запишите слова буквами

[паша]

[йолка]

[раса]

[пасуда]

[маска]

[ужы]

 

 

 

 

 


Звуки и буквы

 

Транскрипция