Казанбиева
Заринат Гиляниевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1
с. Кизляр Моздокского района
УМК по русскому языку под ред. Т. Г. Рамзаевой
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнять представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных.
Формируемые УУД:
Познавательные: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по разным признакам;
Коммуникативные: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом
1. Организационный момент.
- Какой сегодня день? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный?
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно?
- Надо просто улыбнуться.
- Дети повернитесь друг к другу и скажите:
Привет, сосед!
2.
Минутка чистописания.
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. Запишите слова.
улыбка улыбочка улыбчивый улыбаться
Улыбка никому не вредит. ( японская пословица)
-Как вы понимаете пословицу?
II.Актуализация знаний:
На доске записан ряд слов с пропущенными буквами: К…мбайн, б…гаж, б.бл..тека, ш.фёр, .щё, к.рабль.
- Прочитайте слова, записанные на доске. Как вы думаете, какое задание необходимо выполнить? (Списать слова, вставляя пропущенные буквы)
-Выполните задание самостоятельно.
3. Сообщение темы и целей урока.
Улыбка, улыбочка, улыбчивый, улыбаться.-Что вы можете сказать о записанных словах? (Эти слова, родственные.)
-Вспомните, что за слова мы называем родственными?
(Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)
-Как называется общая часть родственных слов?
-А какие части слова вы знаете ещё?
-Подберите слово к схеме: корень, суффикс, окончание. (Улыбка, улыбочка.)
-Ребята, а как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
-Ребята, а для чего надо знать части слова? (Чтобы правильно писать слова.)
4. Работа по теме урока.
«Найди «лишнее» слово». III. Самоопределение к деятельности:
Гора, пригорок, гореть Лето, лётчик, полёт Кора, корка, покорить
- Рассмотрите запись на доске. Найдите в каждой группе лишнее слово. (Гореть, лето, покорить)
-Объясните свой выбор. (Не являются однокоренными)
-Какие слова называются однокоренными?
- Найдите в первой группе слово с приставкой. Назовите её. Для чего служит приставка?
-Найдите во второй группе слово с суффиксом. Назовите суффикс. Для чего служит суффикс?
- Какие ещё части слова вы знаете? Для чего служит окончание?
-Сформулируйте задачи урока (Повторить роль значимых частей слова, в подборе однокоренных слов)
5. Работа по учебнику.
А) Упр.526 стр.122
-Образуйте однокоренные слова и запишите их.
(Первую часть упр. выполняется по «цепочке», у доски с выделением приставки;
Вторая часть упр. выполняется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой;
устно составляется предложение с одним из слов)
6.Физминутка.
Б). Упр.525-Прочитайте, сравните между собой слова: какая часть в них одинаковая и какие части разные.
-Спишите, обозначьте части слова. Разбор слов по составу: зелёненький, дошкольник.
Помни при разборе слова:
Окончание и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка – впереди.
6. Подведение итогов.
-Какие части слова мы сегодня повторили?
7. Рефлексия.
- Какие задачи мы ставили в начале урока?
- Какие слова мы называем однокоренными?
-Из каких значимых частей могут состоять слова?
-Для чего служит каждая часть слова? (У каждого на столе лежит листик, где написано лет, надо добавить, чтобы получилось однокоренное слово; те, кто справился с заданием, прикрепляют свой листик к стволу дерева, на доске).
Например: вертолёт, взлёт, звездолёт, летать, летающий, летучий, лётный, лётчик, перелёт, полёт, самолёт, перелететь, вылететь и т.д.)
8. Выставление оценок.
9. Домашнее задание. Упр.524
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.