ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Простое и сложное предложение
1 |
ФИО |
Малкова Ольга Николаевна |
2 |
Место работы |
ОКОУ «Железногорская школа для детей с ОВЗ» |
3 |
Должность |
Учитель |
4 |
Предмет |
Русский язык |
5 |
Класс |
7 |
6 |
Тема и номер урока в теме |
4 урок в теме «Предложение» |
7 |
Базовый учебник |
Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы-составители Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, Москва, «Просвещение», 2018 год |
8 |
Тип урока |
Урок рефлексии |
9 |
Вид урока |
Урок фронтальный с использованием электронной презентации |
10 |
Формы работы обучающихся |
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах |
Образовательные цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Простое и сложное предложения»;
- уметь проводить синтаксический разбор простого предложения и находить в тексте сложные предложения;
- конструировать простое предложение по заданной схеме;
- отрабатывать навыки работы в парах, в коллективе.
Коррекционно-развивающие:
- корректировать недостатки фонематического слуха, памяти, логического мышления;
- развивать умение анализировать, классифицировать, обобщать;
- развивать творческую активность, познавательный интерес.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
- воспитывать внимание к слову через конструирование предложений;
- формировать умение общаться, демонстрируя озабоченность неудачами товарищей, радость их успехами.
Здоровьесберегающие цели:
- создать условия для успешного закрепления материала;
- выбрать средства обучения с учётом психофизических особенностей обучающихся.
Регулятивные УУД
- Формировать тему урока;
- Определять характер деятельности;
- Соотносить цели и результаты своей деятельности;
- Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Познавательные УУД
- Извлекать информацию из источников, представленных в различных форматах (текст, образец);
- Анализировать, структурировать, систематизировать.
Коммуникативные УУД
- Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле;
- Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
Оборудование:
Наглядный материал; карточки-задания для работы в парах.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. На этом уроке мы с вами заканчиваем изучение раздела «Предложение». Надеюсь, на протяжении всего урока у вас будет хорошее рабочее настроение, и вы будете работать активно и творчески. Сегодня у нас с вами будет рейтинговая шкала оценивания, а это значит, что вы будете получать оценку за каждое задание. В конце урока мы суммируем ваши результаты и выведем среднюю оценку, которую вы получите за урок.
Пожалуйста, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
2. Постановка цели урока
Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
Сегодня у нас урок обобщения и систематизации знаний о простом и сложном предложении.
3. Актуализация знаний
Начнём наш урок со словарной работы.
Внимательно прослушайте загадку и назовите словарное слово.
В гости звать его не надо,
Он всегда приходит сам.
В сумке доставляет радость
По домашним адресам.
В настроении приподнятом
Телеграммы носит в дом.
Потому что он, ребята,
Кто скажите?
(Почтальон) (Слайд1)
Как вы думаете, а кто такой почтальон?
Учащимся предлагается объяснить значение слова.
История происхождения слова.
Слово имеет свою славную историю, ведь ему 300 лет.
В дореволюционной России слово «почтальон» стало использоваться в почтовом деле с 1716 года; служащие, доставлявшие почту, назывались почтарями. При этом в зависимости от вида разносимой почты таких работников могли называть по-разному: иногороднюю почту доставляли почтальоны, а городские письма – письмоносцы.
В советское время, в 1920 – 1930-х годах, люди этой профессии именовались также письмоносцами.
Приближается праздник 9 мая, и я хочу рассказать вам одну историю, которая произошла во время войны. Эту историю рассказал ветеран войны.
(Слайд 2)
В конце рассказа о своём боевом пути ветеран достает военный треугольник – письмо с фронта. Не выпуская из рук, даёт его посмотреть молодым людям. Кто-то говорит – штемпеля нет, а кто-то - адрес, мол, неполный, значит – письмо не дошло…
И тогда ветеран рассказывает:
- Письмо дошло. Это моё письмо. Впопыхах я вот так невнимательно подписал конверт: «Ленинград. Улица. Фамилия, имя, отчество отца – Глухов Александр Иванович»… И письмо дошло! И только после войны я узнал об этом. И представил голодный, заснеженный блокадный Ленинград, и почтальона, день за днем обходящего все дома на нашей улице, методично расспрашивающего жильцов – не живёт ли в их доме Глухов Александр Иванович. Он (или она) мог оставить его в почтовом отделении, выбросить в конце концов. Но писем с фронта так ждали! И почтальон, едва переставляя ноги, шёл и шёл по заметённой снегом улице, из дома в дом… из дома в дом. И письмо в конце концов нашло адресата! Конечно – мы на фронте воевали, били врага, победили!.. Но этот ратный подвиг безымянного ленинградского почтальона вот уже столько лет живёт во мне, как самая дорогая память!
(Слайд 3)
Видите, как ценна и важна профессия почтальона. Теперь вы обязательно запомните, как пишется это слово.
Обращается внимание на правописание, на слоги для переноса (поч-тальон, почталь-он).
Раздать листы.
Учащиеся делают морфологический разбор слова (на листах). Проверка в парах.
(Слайд 4)
Материалы для слайда:
Часть речи
Часть слова почтальон – имя существительное.
Морфологические признаки
Начальная форма: почтальон (именительный падеж единственного числа);
Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение;
Непостоянные признаки: именительный падеж, единственное число.
4. Включение в систему знаний и повторение
Слова напоминают нам рассыпанные бусинки: между ними нет связи. А если «бусинки»-слова ставить в определённой форме и последовательно нанизывать на нитку. Из бусинок получаются бусы, а из слов – предложение. Слова связаны в предложении не только по смыслу и интонационно, но и грамматически.
Из слов, записанных на доске, составить предложение.
Запишите предложение и сделайте его синтаксический разбор. (Один ученик работает у доски).
Почтальон разносит по адресам письма, телеграммы, газеты.
Дайте характеристику предложения.
С. 254 дополните вывод
5. Физминутка - игра «Живой конструктор»
Учащимся предлагается из карточек-схем составить предложение и построиться в соответствии с предложениями:
Аукают дети, кукует кукушка.
Ручей под гармонь распевает частушки.
Работа в команде. С. 255, упр. 336.
(Слайд 5)
Материалы для слайда:
Аукают дети, кукует кукушка.
Ручей под гармонь распевает частушки.
6. Лингвистическое исследование
Работа с учебником с. 254 упр. 335.
Внимательно прочитайте предложения. Простые они или сложные? Докажите.
Из каких предложений можно составить одно сложное, а из каких нельзя? Почему?
7. Правило-вывод.
(Слайд 6)
Материалы для слайда:
В простом предложении содержится одна грамматическая основа, выраженная подлежащим и сказуемым или одним из этих членов. В сложном предложении выделяют две или несколько грамматических основ.
8. Упражнение на снятие утомления с глаз.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.
Повторить 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза, считая до трёх, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).
Повторить 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.
Повторить 5 раз.
9. Закрепление изученного
Проверочная работа с. 255, упр. 337.
С. 255 правило.
10. Самопроверка задания
(поч-тальон, по-чтальон, почталь-он)
Обобщающая беседа.
11. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению
С. 256, упр. 338. (Выписать из текста 4 сложных предложения).
12. Завершение урока
Выставление оценок. (Подсчитывается средний балл за все задания).
Подведение итогов. Рефлексия.
(Слайд 7)
Материалы для слайда:
Какой теме посвящён урок?
Чему научились на уроке?
Что вам запомнилось больше всего?
С каким настроением вы уходите с урока?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.