Урок русского языка УМК «Школа России».
Составила: Какоулина Ольга Анатольевна г. Тюмень МАОУ лицей №34
Тема «Фразеологизмы. Значение фразеологизмов».
Цель: обеспечить условия для формирования у учащихся представления об устойчивых выражениях, дать понятие фразеологизма.
Задачи:
- учить понимать значение фразеологизма, правильно употреблять в речи; углублять знания учащихся о фразеологизмах русского языка; отрабатывать навыки употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;
- формировать речевые, познавательные, творческие и коммуникативные компетенции обучающихся;
- продолжить работу над созданием мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды;
- развивать умение работать в парах, навыки самоконтроля и самооценки.
Оборудование: фразеологические словари; доска, проектор, тетради, карточки для работы в парах и группах.
1.Мотивация к учебной деятельности.
Наш урок – урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному,
И научишься всему!
Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным. В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них. Я желаю, вам ребята, удачи на уроке.
II.Актуализация знаний
Посмотрите те отрывок из книги Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти» (сценка)
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как – то странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нету …
- Почему Светлана не увидела лето, оглянувшись назад?
А вы слушали когда – нибудь такое выражение?
А можно ли это выражение заменить одним словом? Каким?
III. Постановка учебной проблемы, формулирование проблемы, планирование деятельности
-Знаете ли вы, как такое выражение называется в русском языке?
- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
- Может у вас возникли вопросы по этой теме? Попробуйте сформулировать цели урока.
Цели урока:
1. Узнать, что такое фразеологизмы.
2. Определять, какую роль они выполняют в нашей речи.
3. Научиться объяснять значения фразеологизмов.
У нас возник первый вопрос: что такое фразеологизм?
Как вы думаете, где проще всего найти на него ответ?( в толковом словаре)
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов…
- Послушайте рассказ.
«Были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали по-отдельности. Однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил их в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.
Подобное мы видим в жизни слов. Живут-поживают слова, слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде сочетаний, но в какой то момент, когда возникает в этом необходимость, слова теряют вдруг свои прежние значения, сливаются в неделимое сочетание – ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
ВОДА, НЕ, РАЗЛИТЬ = ВОДОЙ НЕ РАЗОЛЬЁШЬ
- Поэтому и говорят, что фразеологизм это устойчивое или постоянное сочетание слов.
Вывод: Что узнали про фразеологизмы?(Устойчивые сочетания слов; нельзя заменять слова и менять их местами.)
Доскажи словечко:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой…( не разольешь)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…( медвежью услугу)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк
И так устали мы в дороге,
Что еле…( волочили ноги)
- Как вы понимаете значение этих фразеологизмов?
- Ребята, с помощью какого источника мы сможем проверить, правильно ли мы определили значение этих фразеологизмов? (С помощь фразеологического словаря)
-Сами фразеологизмы, их значение, историю происхождения мы можем узнать вот из этих словарей (выставка, слайд).
- Посмотрите, какие фразеологические словари есть в нашей библиотеке. Давайте воспользуемся одним из них.
«Замени одним словом».
Клевать носом
Зарубить на носу
Надуть губы
Намозолить глаза
Унести ноги
Физминутка “Фразеологический зверинец”.
Иногда для характеристики человека используют фразеологические обороты, отражающие какие– либо качества, черты характера в сравнении с животными.
Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы?
Вы должны назвать животных и пантомимой или мимикой изобразить их.
Голоден, как … (волк).
Хитёр, как …(лиса).
Труслив, как … (заяц).
Надут, как … (индюк).
Неповоротлив, как … (медведь).
Упрям, как …(осёл).
Здоров, как … ( бык).
Колюч, как … (ёж).
IV.Закрепление знаний
-В русском языке насчитывается несколько десятков тысяч фразеологизмов, но к сожалению в речи мы их используем очень мало, ограниченно.
-Зачем нам нужно изучать фразеологизмы? (Для яркости речи, для выразительности, они помогают говорить метко и кратко, способствуют развитию логического мышления)
Фразеологизмы украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее и ярче человек может выражать свои мысли.
Задание 1.
- Кто смог проникнуть в тайны истории, и подготовить информацию о появлении в нашей речи любого фразеологизма?
( Выступление детей об истории возникновения фразеологизмов «бить баклуши», работать «спустя рукава» и «засучив рукава», «знать назубок», «где раки зимуют», «зарубить на носу». «водить за нос».)
Задание 2.
- Послушайте стихотворение. Назовите, какие фразеологизмы вы услышали в стихотворении?
Что они обозначают?
(«Повесил нос» – был в плохом настроении, расстроился).
(«Краснеет до корней волос» – испытывает чувство стыда).
(«Сквозь землю провалиться» - испытывает сильную неловкость, стыд).
Задание 3. Соедини линией фразеологизмы с их значением
«бездельничать», «обманывать», «усердно работать».
(бить баклуши, втирать очки, пальцем не пошевелить,
в поте лица, водить за нос, засучив рукава)
Физминутка Игра « Покажи у себя»
-Я загадываю загадки, а вы, ребята, не называете слово, а показываете у себя.
1. Его вешают в унынии,
Его задирают, зазнаваясь,
Его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.(нос)
2. Не цветы, а вянут,
Не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают,
Не бельё, а их развешивают.(уши)
3. Его проглатывают, упорно не желая о чём-то говорить,
Он хорошо подвешен у человека, который умеет бойко и метко говорить,
Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.(язык)
4. Они могут разбегаться в разные стороны,
В них пускают пыль, если хотят обмануть,
Их можно сделать большими от удивления.(глаза)
Задание 4. “Отгадай фразеологизм”
Назовите фразеологизм по иллюстрации и объясните его значение.
( Дети показывают свои рисунки, а другие ребята называют какой фразеологизм нарисован и составляют предложение)
Задание 5
Замени слово в предложении фразеологизмом.
( Работа в парах.)
Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал. (считал ворон)
Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила. (повесила нос)
Кирилл целый день бездельничал. (бил баклуши)
Мы догадались, что он нас обманывает. (водил за нос)
Задание 6. “Пантомима”
Работа в группах.
-Давайте вспомним правила работы в группах.
«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
Говорим вежливо, называем собеседников по имени, говорим по очереди, не перебивая друг друга, говорим вполголоса, внимательно слушаем, четко высказываем свое мнение, соблюдаем порядок на парте, уважаем мнение собеседника.)
Дети показывают с помощью жестов, мимики и предметов фразеологизм. Надо правильно назвать его. (работа в группах)
1.Смотреть сквозь пальцы.
2.Дарёному коню в зубы не смотрят.
3.Взять себя в руки.
4.Работать спустя рукава.
5.Плясать под чужую дудку.
6.Водить за нос.
7.Яблоку негде упасть.
8.Намылить шею.
9.Держать язык за зубами.
10. Сидеть сложа руки.
Задание 7. Составление рассказа. ( Работа в группах)
(Каждая группа получает тему рассказа и опорные фразеологизмы.)
1). Мой друг.(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)
2). На уроке.(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)
3). На субботнике.(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)
4). Домашнее задание.( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)
5). На перемене.(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)
V. Итог занятия
Какой делает нашу речь употребление фразеологизмов?
Можно ли заменить фразеологизмы близкими по значению словами?
Узнал ли я сегодня что-то новое?
Какие фразеологизмы запомнились больше всего?
Заинтересовала ли данная тема, появилось ли желание изучать тему “Фразеология” самостоятельно?
Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? Учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы. Фразеологизмы делают нашу речь образной, выразительной, эмоциональной
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.