Урок русского языка "Местоимение как часть речи" 10 класс
Оценка 4.8

Урок русского языка "Местоимение как часть речи" 10 класс

Оценка 4.8
docx
20.02.2023
Урок русского языка "Местоимение как часть речи" 10 класс
Урок Местоимение.docx

 

 

ТЕМА УРОКА "МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"

(Разработка урока русского языка для 10 класса)

УМК: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1.-М.: ООО «Русское слово», 2019год

Цели урока: Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки, получить новую информацию,  провести подготовку к ЕГЭ

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Вид урока: урок-практикум

Формы организации учебной деятельности:  индивидуальная, парная, фронтальная

Задачи:

·         уметь находить местоимения в тексте и  определять их разряды;

·         закреплять правописание отрицательных и неопределенных местоимений;

·         уметь определять роль местоимений в речи;

·         формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;

·          воспитывать морально-ценностные чувства сознательного отношения к языку;

·         использовать межпредметные связи и краеведческий материал

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские

Оборудование: компьютерная презентация

Межпредметные связи: литература, история, краеведение

 

Ход урока:

 

1

Оргмомент

2

Мотивация учебной деятельности. Целеполагание

 

Вопрос на 5.

1)2021-год науки и технологий,2020- год памяти и славы,  2019-год театра, 2022- ….

Ежегодно с 2007-го глава государства своим указом посвящает следующий год какой-либо теме для привлечения к ней общественного внимания.

 

Год называется «Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России»

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках недели «Народное искусство и нематериальное культурное наследие народов Камчатки» все мероприятия подобраны для расширения ваших знаний о  народах Камчатки, о культуре и быте, о том, что составляет нематериальное культурное наследие народов

Камчатки.

 

3

Погружение в тему

 

 

Итак, приступим к уроку.

3)В каком разделе науки о языке изучают части речи?

4) Что такое имя существительное?

5) Какие еще 2 части речи повторяли  в 10 классе?

 

Морфология

 

 

Существительное, прилагательное, числительное

4

Вызов. Создание проблемной ситуации

 

 

Мы продолжаем работать в этом направлении. И чтобы узнать тему урока, нужно решить лингвистическую задачу. Если вы на каком-то этапе догадаетесь, какая тема, запишите ее в тетрадь.

Запись темы урока МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

 

Какую цель и задачи можем поставить на уроке?

Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки, получить новую информацию,  провести подготовку к ЕГЭ

 

Найдите и посчитайте местоимения в данном высказывании.

14

 

Всего слов 69, из них  14 только местоимения. Сделайте вывод

 

 

Слов - местоимений в языке немного, но употребляются они чаще, чем слова других частей речи, т.к. одно и то же местоимение может употребляться вместо разных слов.  Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов.

 

5

Изучение темы

 

 

Ответьте на предложенные мной вопросы, кратко записывая ответы в тетрадь в виде схемы, кластера. 

 

 

 

Как вы думаете,

1.Слова каких знаменательных частей речи заменяют местоимения?

 

1. (сущ., прил, числит., наречие)

 

 

2. Чем местоимения отличаются от слов знаменательных частей речи?

3. На какие вопросы отвечают местоимения- существительные местоименияприлагательные; местоимения- числительные; местоимения-наречия?

2. (не называют предмет, признак, количество, только указывает на них)

 3. кто? что?,

    какой? чей?-

    сколько?-

    как? где? когда?-

 

 

4. Если местоимения заменяют указанные части речи, то что можно сказать про морфологические и синтаксические признаки местоимений?

5. Для чего служат местоимения в речи, т.е. их стилистическая функция?

 

4. морфологические и синтаксические признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют

 

5.  создают  речевое удобство, так как экономят время, делают речь разнообразной, местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст

 

Используя составленную схему, кластер, план дайте определение местоимения

Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, только указывает на них. Отвечает на вопросы: Кто? что? какой? сколько? чей? как? где? когда? сколько?

Морфологические и синтаксические признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют.

Местоимения создают  речевое удобство, так как экономят время, делают речь разнообразной, местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст

 

Докажите, что выделенное слово в последнем предложении – это местоимение.

Для этого используйте схему в тетради

оно- местоимение, оно не называет предмет, только указывает на него; отвечает на вопрос что?; имеет морфологические и синтаксические признаки существительного: 3 лицо, единственное число, средний род, подлежащее; связывает два предложения

6

Практическая работа

 

По значению и грамматическим особенностям можно выделить 9 разрядов местоимений. Для этого вы поработаете с карточкой №1. Найдите в данных предложениях местоимения, определите их разряд. Воспользуйтесь параграфом учебника 48, стр235-237. Запишите эти местоимения в сводную таблицу в тетрадь. Таблица выглядит так.

Гостям раздать карточки и отметить только местоимения

 

Проверьте себя

Были ли трудности в определении разрядов местоимений?

 

 

- О каких коренных народах Камчатки вы узнали из текста?

- Как вы думаете, какой основной деятельностью занимаются малочисленные коренные народы Камчатки?

-Надо отметить и народную мудрость, и смекалку, и воображение, и творчество малочисленных народов. Ведь в пословицах и поговорках эти качества народа и проявляются в большей степени.

Ительмены, коряки, чукчи, алеуты, эвены

Охота, рыбалка, оленеводство, рукоделие

 

-Как понимаете смысл подчеркнутой пословицы?

- Кто отгадал загадку по умного?

Речь о бездушном человеке

 

Виду

 

Вопрос №2

Именно с коренными народностями будет связан следующий вопрос.

Как расшифровывается название ансамбля Коритэв?

Коряки, ительмены, эвенки, чукчи, алеуты

 

Итак, мы вспомнили, что местоимение имеет 9 разрядов. Как вы думаете, какие разряды местоимений требуют особого внимания с точки зрения их правописания?

неопределенные и отрицательные местоимения

 

Возьмите Карточку №2 «Правописание неопределенных и отрицательных местоимений»

Проанализируйте данные примеры, письменно сформулируйте необходимые правила и запишите слова в соответствии с этими правилами. Используйте материал §49 стр. 241-242.

 

 

Проверка

 

 

Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания 

 

7

Обобщение и систематизация знаний

 

 

Осталось отработать полученные ранее навыки и выполнить задания, которые могут быть представлены в тестовой работе ЕГЭ

Тест

 

Проверка теста

 

 

Вопрос №3

Помимо профессий малочисленных народов Камчатки на уроке была озвучена еще одна, относящаяся не только к коренным жителям назовите ее

Директор музея

8

Итог урока. Домашнее задание

 

 

Итак, в начале урока мы ставили какую цель?

Повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Местоимение».

 

Закончить урок я хочу высказыванием филолога А. Реформатского о местоимении.

 

 

Домашнее задание

 

 

Я думаю, что знания, полученные на уроке о культуре и быте народов Камчатки, расширят ваше представление о нематериальном культурном наследии народов полуострова.

 

 

Теперь проверим вашу наблюдательность и смекалку:

1.Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в сочинительный союз?

2. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево?

3. Какой разряд имеет одно местоимение?

4. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа?

5. Какие местоимения не изменяются?

1.      Он-но

2.      Оно

3.      Возвратное

4.      Отрицательные некого, нечего

5.      Притяжательные

 

 

Приложение 1

 

Разряды местоимений

Местоимения

Личные

Она, я, он, к ним, для нас, для вас

Возвратное

себя

Притяжательные

его, их

Указательные

тот

Определительные

всю, самого, всех

Вопросительные

что (в составе вопросительных предложений)

Относительные

кто, у которого (связывают части сложного предложения)

Отрицательные

нечего

Неопределенные

кто-то

 

 

Приложение 2

примеры местоимений

запись местоимений

формулировка правила

 (кое)кто, что(нибудь), что (либо), кто(то)

Кое-кто, что-нибудь

В неопределенных местоимениях приставка кое- и суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис

(кое)(у)(кого), ни(с)кем, не(к)кому, ни(о)чем

Кое у кого

Если после приставки следует предлог, то она пишется раздельно

(ни)кто, (ни)чей, (ни)какой,(не)кого, (не)чего

Никто, ничей,

никакой, Некого, нечего

В отриц.местоимениях в безударном положении пишется ни, в ударном-не

(ни)(для)(кого), (не)(с)(кем)

Ни для кого, не с кем

Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно.

 

 

Приложение 3

Прочитайте текст и выполните задания 1–3

1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении

1. Коренные народы Камчатки – коряки, эвены, алеуты, ительмены, чукчи - бережно хранят традиции предков, исполняют древние обычаи, помнят предания старины. 2. (…) сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки передают особенности традиционного образа жизни малочисленных народов.  3. Жизнь этих коренных народов Камчатки подчас непростая, но всегда свободная, широкая, гармоничная. 4. В пословицах, поговорках, загадках, наставлениях звучит народная мудрость. 5. Из глубин веков взывают к нам живые голоса. 6. Они учат думать о завтрашнем дне.

 2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте.

Традиция,-и, ж

1. то, что унаследовано, передано от предшественников, предыдущих поколений. У русского языка богатая письменная традиция

2. обычай, устоявшаяся в быту привычка, правило, норма 

 У нас давно стало традицией отмечать окончание квартала.

3. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и формы одного и того же слова

4. Назовите ряд слов, в котором выделенные слова являются личными местоимениями:

а) у них дела, его забота, для вас, мой праздник

б) не изводи себя, скажи ему, для меня, в ее глазах

в) их ждали, нам радостнее, ко мне, отвлеки ее

г) твоя заслуга, моя судьба, мы придем, со мной

5. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

а) кое(с)кем, ни(у)кого, ни(за)что

б) кое(кем), какой(либо),кто(с)чем

в) что(то), какой(нибудь), что(либо)

 г)как(нибудь), ни(у)чего, как(то)


6. Пишется не:

а) н..кого пригласить;

б) н.. о чем не беспокоился;

в) явился н.. с чем;                          

г) не боялся н..каких препятствий.

7. Пишется ни:

а) н.. в чем признаваться;               

б) как н.. в чем не бывало;

в) н.. с кем поговорить;                  

г) н..кому сказать.

8. Пишется через дефис:

а) кое(о)чем;             

б) не(кого);               

в) как (нибудь);         

г) (средне)русский.

9. Пишется в одно слово:

а) (передо)мной;      

б) (ни)какой;             

в) (с)ним;                  

г) не(с)кем.

10. Не пишется слитно:

а) (не) прочитал книгу;                              

б) (не) кого спросить;

в) вовсе (не) красивый поступок;             

г) помогло (не) везение, а труд


 

Приложение 4

Коренные народы Камчатки – коряки, эвены, алеуты, ительмены, чукчи - бережно хранят традиции предков, исполняют древние обычаи, помнят предания старины. Их сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки передают особенности традиционного образа жизни. 

Земля — наша мать, она даёт нам жизнь, всех нас кормит и поит.

Я оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.

Человека тундры распознаешь по его оленям (по их упитанности, по отношению к ним хозяина.)

Обидишь ребёнка, старуху, мать — можешь на всю жизнь захромать.

Кто-то оставил в тундре запас — и для нас, и для вас.

Семье, где работящий муж, нечего бояться зимних стуж.

Умный, кто собеседника убедит, а сильный, кто себя самого победит.

Что умный на обиду не подает? _______________________

В повседневной разговорной речи народностей Севера очень много метких выражений, осуждающих глупцов, болтунов, льстецов:

У которого сердце спит, тот не знает радости.

Жизнь коренных народов Камчатки подчас непростая, но всегда свободная, широкая, гармоничная. В пословицах, поговорках, загадках, наставлениях звучит народная мудрость.

 

Приложение 5

Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова.

                                                                            

Местоименные слова в языках - слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено", как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота.                                А.Реформатский

 

                                                                    

     В латинском языке оно имело название прономен. Это слово состоит из 2 слов: предлога про и существительного номен. Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.




 

ТЕМА УРОКА "МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ

ТЕМА УРОКА "МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ

Итак, приступим к уроку. 3)В каком разделе науки о языке изучают части речи? 4)

Итак, приступим к уроку. 3)В каком разделе науки о языке изучают части речи? 4)

Используя составленную схему, кластер, план дайте определение местоимения

Используя составленную схему, кластер, план дайте определение местоимения

Ительмены, коряки, чукчи, алеуты, эвены

Ительмены, коряки, чукчи, алеуты, эвены

Теперь проверим вашу наблюдательность и смекалку: 1

Теперь проверим вашу наблюдательность и смекалку: 1

Кое у кого Если после приставки следует предлог, то она пишется раздельно (ни)кто, (ни)чей, (ни)какой,(не)кого, (не)чего

Кое у кого Если после приставки следует предлог, то она пишется раздельно (ни)кто, (ни)чей, (ни)какой,(не)кого, (не)чего

Не пишется слитно: а) (не) прочитал книгу; б) (не) кого спросить; в) вовсе (не) красивый поступок; г) помогло (не) везение, а труд

Не пишется слитно: а) (не) прочитал книгу; б) (не) кого спросить; в) вовсе (не) красивый поступок; г) помогло (не) везение, а труд

Урок русского языка "Местоимение как часть речи" 10 класс

Урок русского языка "Местоимение как часть речи" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2023