ТЕМА УРОКА "МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ"
(Разработка урока русского языка для 10 класса)
УМК: Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. «Русский язык и литература. Русский язык: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч 1.-М.: ООО «Русское слово», 2019год
Цели урока: Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки, получить новую информацию, провести подготовку к ЕГЭ
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Вид урока: урок-практикум
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная
Задачи:
· уметь находить местоимения в тексте и определять их разряды;
· закреплять правописание отрицательных и неопределенных местоимений;
· уметь определять роль местоимений в речи;
· формировать навыки сотрудничества в решении поисковых задач, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы;
· воспитывать морально-ценностные чувства сознательного отношения к языку;
· использовать межпредметные связи и краеведческий материал
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские
Оборудование: компьютерная презентация
Межпредметные связи: литература, история, краеведение
Ход урока:
1 |
Оргмомент |
|
2 |
Мотивация учебной деятельности. Целеполагание |
|
|
Вопрос на 5. 1)2021-год науки и технологий,2020- год памяти и славы, 2019-год театра, 2022- …. Ежегодно с 2007-го глава государства своим указом посвящает следующий год какой-либо теме для привлечения к ней общественного внимания.
|
Год называется «Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России»
|
|
В рамках недели «Народное искусство и нематериальное культурное наследие народов Камчатки» все мероприятия подобраны для расширения ваших знаний о народах Камчатки, о культуре и быте, о том, что составляет нематериальное культурное наследие народов Камчатки. |
|
3 |
Погружение в тему |
|
|
Итак, приступим к уроку. 3)В каком разделе науки о языке изучают части речи? 4) Что такое имя существительное? 5) Какие еще 2 части речи повторяли в 10 классе? |
Морфология
Существительное, прилагательное, числительное |
4 |
Вызов. Создание проблемной ситуации |
|
|
Мы продолжаем работать в этом направлении. И чтобы узнать тему урока, нужно решить лингвистическую задачу. Если вы на каком-то этапе догадаетесь, какая тема, запишите ее в тетрадь. |
Запись темы урока МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ |
|
Какую цель и задачи можем поставить на уроке? |
Повторить, закрепить, обобщить знания по теме, отработать полученные ранее навыки, получить новую информацию, провести подготовку к ЕГЭ |
|
Найдите и посчитайте местоимения в данном высказывании. |
14 |
|
Всего слов 69, из них 14 только местоимения. Сделайте вывод |
|
|
Слов - местоимений в языке немного, но употребляются они чаще, чем слова других частей речи, т.к. одно и то же местоимение может употребляться вместо разных слов. Неслучайно по частоте употребления местоимения занимают 3-е место после существительных и глаголов. |
|
5 |
Изучение темы |
|
|
Ответьте на предложенные мной вопросы, кратко записывая ответы в тетрадь в виде схемы, кластера. |
|
|
Как вы думаете, 1.Слова каких знаменательных частей речи заменяют местоимения? |
1. (сущ., прил, числит., наречие)
|
|
2. Чем местоимения отличаются от слов знаменательных частей речи? 3. На какие вопросы отвечают местоимения- существительные местоимения- прилагательные; местоимения- числительные; местоимения-наречия? |
2. (не называют предмет, признак, количество, только указывает на них) 3. кто? что?, какой? чей?- сколько?- как? где? когда?-
|
|
4. Если местоимения заменяют указанные части речи, то что можно сказать про морфологические и синтаксические признаки местоимений? 5. Для чего служат местоимения в речи, т.е. их стилистическая функция?
|
4. морфологические и синтаксические признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют
5. создают речевое удобство, так как экономят время, делают речь разнообразной, местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст |
|
Используя составленную схему, кластер, план дайте определение местоимения |
Местоимение - это самостоятельная часть речи, которая не называет предмет, признак, количество, только указывает на них. Отвечает на вопросы: Кто? что? какой? сколько? чей? как? где? когда? сколько? Морфологические и синтаксические признаки местоимений чаще всего зависят от того, какую часть речи они заменяют. Местоимения создают речевое удобство, так как экономят время, делают речь разнообразной, местоимения помогают избежать повторов и объединяют предложения в связный текст |
|
Докажите, что выделенное слово в последнем предложении – это местоимение. Для этого используйте схему в тетради |
оно- местоимение, оно не называет предмет, только указывает на него; отвечает на вопрос что?; имеет морфологические и синтаксические признаки существительного: 3 лицо, единственное число, средний род, подлежащее; связывает два предложения |
6 |
Практическая работа |
|
|
По значению и грамматическим особенностям можно выделить 9 разрядов местоимений. Для этого вы поработаете с карточкой №1. Найдите в данных предложениях местоимения, определите их разряд. Воспользуйтесь параграфом учебника 48, стр235-237. Запишите эти местоимения в сводную таблицу в тетрадь. Таблица выглядит так. |
Гостям раздать карточки и отметить только местоимения |
|
Проверьте себя Были ли трудности в определении разрядов местоимений? |
|
|
- О каких коренных народах Камчатки вы узнали из текста? - Как вы думаете, какой основной деятельностью занимаются малочисленные коренные народы Камчатки? -Надо отметить и народную мудрость, и смекалку, и воображение, и творчество малочисленных народов. Ведь в пословицах и поговорках эти качества народа и проявляются в большей степени. |
Ительмены, коряки, чукчи, алеуты, эвены Охота, рыбалка, оленеводство, рукоделие |
|
-Как понимаете смысл подчеркнутой пословицы? - Кто отгадал загадку по умного? |
Речь о бездушном человеке
Виду |
|
Вопрос №2 Именно с коренными народностями будет связан следующий вопрос. Как расшифровывается название ансамбля Коритэв? |
Коряки, ительмены, эвенки, чукчи, алеуты |
|
Итак, мы вспомнили, что местоимение имеет 9 разрядов. Как вы думаете, какие разряды местоимений требуют особого внимания с точки зрения их правописания? |
неопределенные и отрицательные местоимения |
|
Возьмите Карточку №2 «Правописание неопределенных и отрицательных местоимений» Проанализируйте данные примеры, письменно сформулируйте необходимые правила и запишите слова в соответствии с этими правилами. Используйте материал §49 стр. 241-242. |
|
|
Проверка |
|
|
Использование в речи местоимений требует особого внимания, так как неумелое обращение с этой частью речи может стать причиной двусмысленности и комизма высказывания |
|
7 |
Обобщение и систематизация знаний |
|
|
Осталось отработать полученные ранее навыки и выполнить задания, которые могут быть представлены в тестовой работе ЕГЭ |
Тест |
|
Проверка теста |
|
|
Вопрос №3 Помимо профессий малочисленных народов Камчатки на уроке была озвучена еще одна, относящаяся не только к коренным жителям назовите ее |
Директор музея |
8 |
Итог урока. Домашнее задание |
|
|
Итак, в начале урока мы ставили какую цель? |
Повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Местоимение». |
|
Закончить урок я хочу высказыванием филолога А. Реформатского о местоимении. |
|
|
Домашнее задание |
|
|
Я думаю, что знания, полученные на уроке о культуре и быте народов Камчатки, расширят ваше представление о нематериальном культурном наследии народов полуострова. |
|
|
Теперь проверим вашу наблюдательность и смекалку: 1.Какое местоимение, будучи прочитанным наоборот, превращается в сочинительный союз? 2. Какое местоимение читается одинаково слева направо и справа налево? 3. Какой разряд имеет одно местоимение? 4. Какие местоимения не имеют формы именительного падежа? 5. Какие местоимения не изменяются? |
1. Он-но 2. Оно 3. Возвратное 4. Отрицательные некого, нечего 5. Притяжательные
|
Приложение 1
Разряды местоимений |
Местоимения |
|
Личные |
Она, я, он, к ним, для нас, для вас |
|
Возвратное |
себя |
|
Притяжательные |
его, их |
|
Указательные |
тот |
|
Определительные |
всю, самого, всех |
|
Вопросительные |
что (в составе вопросительных предложений) |
|
Относительные |
кто, у которого (связывают части сложного предложения) |
|
Отрицательные |
нечего |
|
Неопределенные |
кто-то |
Приложение 2
примеры местоимений |
запись местоимений |
формулировка правила |
(кое)кто, что(нибудь), что (либо), кто(то) |
Кое-кто, что-нибудь |
В неопределенных местоимениях приставка кое- и суффиксы –то, -либо, -нибудь пишутся через дефис |
(кое)(у)(кого), ни(с)кем, не(к)кому, ни(о)чем |
Кое у кого |
Если после приставки следует предлог, то она пишется раздельно |
(ни)кто, (ни)чей, (ни)какой,(не)кого, (не)чего |
Никто, ничей, никакой, Некого, нечего |
В отриц.местоимениях в безударном положении пишется ни, в ударном-не |
(ни)(для)(кого), (не)(с)(кем) |
Ни для кого, не с кем |
Если при отрицательных местоимениях в косвенных падежах есть предлоги, то не и ни пишутся раздельно. |
Приложение 3
Прочитайте текст и выполните задания 1–3
1. Самостоятельно подберите притяжательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении
1. Коренные народы Камчатки – коряки, эвены, алеуты, ительмены, чукчи - бережно хранят традиции предков, исполняют древние обычаи, помнят предания старины. 2. (…) сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки передают особенности традиционного образа жизни малочисленных народов. 3. Жизнь этих коренных народов Камчатки подчас непростая, но всегда свободная, широкая, гармоничная. 4. В пословицах, поговорках, загадках, наставлениях звучит народная мудрость. 5. Из глубин веков взывают к нам живые голоса. 6. Они учат думать о завтрашнем дне.
2. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения выделенного слова. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте.
Традиция,-и, ж
1. то, что унаследовано, передано от предшественников, предыдущих поколений. У русского языка богатая письменная традиция.
2. обычай, устоявшаяся в быту привычка, правило, норма
У нас давно стало традицией отмечать окончание квартала.
3. Найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и формы одного и того же слова
4. Назовите ряд слов, в котором выделенные слова являются личными местоимениями:
а) у них дела, его забота, для вас, мой праздник
б) не изводи себя, скажи ему, для меня, в ее глазах
в) их ждали, нам радостнее, ко мне, отвлеки ее
г) твоя заслуга, моя судьба, мы придем, со мной
5. В каком ряду все слова пишутся раздельно?
а) кое(с)кем, ни(у)кого, ни(за)что
б) кое(кем), какой(либо),кто(с)чем
в) что(то), какой(нибудь), что(либо)
г)как(нибудь), ни(у)чего, как(то)
6. Пишется не:
а) н..кого пригласить;
б) н.. о чем не беспокоился;
в) явился н.. с чем;
г) не боялся н..каких препятствий.
7. Пишется ни:
а) н.. в чем признаваться;
б) как н.. в чем не бывало;
в) н.. с кем поговорить;
г) н..кому сказать.
8. Пишется через дефис:
а) кое(о)чем;
б) не(кого);
в) как (нибудь);
г) (средне)русский.
9. Пишется в одно слово:
а) (передо)мной;
б) (ни)какой;
в) (с)ним;
г) не(с)кем.
10. Не пишется слитно:
а) (не) прочитал книгу;
б) (не) кого спросить;
в) вовсе (не) красивый поступок;
г) помогло (не) везение, а труд
Приложение 4
Коренные народы Камчатки – коряки, эвены, алеуты, ительмены, чукчи - бережно хранят традиции предков, исполняют древние обычаи, помнят предания старины. Их сказки, легенды, пословицы и поговорки, загадки передают особенности традиционного образа жизни.
Земля — наша мать, она даёт нам жизнь, всех нас кормит и поит.
Я оленя берегу, он сбережёт меня в пургу.
Человека тундры распознаешь по его оленям (по их упитанности, по отношению к ним хозяина.)
Обидишь ребёнка, старуху, мать — можешь на всю жизнь захромать.
Кто-то оставил в тундре запас — и для нас, и для вас.
Семье, где работящий муж, нечего бояться зимних стуж.
Умный, кто собеседника убедит, а сильный, кто себя самого победит.
Что умный на обиду не подает? _______________________
В повседневной разговорной речи народностей Севера очень много метких выражений, осуждающих глупцов, болтунов, льстецов:
У которого сердце спит, тот не знает радости.
Жизнь коренных народов Камчатки подчас непростая, но всегда свободная, широкая, гармоничная. В пословицах, поговорках, загадках, наставлениях звучит народная мудрость.
Приложение 5
Местоимения, как запасные игроки на футбольном поле или дублёры в театре, выходят на арену, когда освобождают место знаменательные слова.
Местоименные слова в языках - слова вторичные, слова-заместители. Это как бы бумажная валюта, функционирующая ради удобства. Золотым фондом для местоимения являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений "обесценено", как и стоимость бумажных денег без обеспечивающего их стоимость золота. А.Реформатский
В латинском языке оно имело название прономен. Это слово состоит из 2 слов: предлога про и существительного номен. Эта часть речи может изменяться до неузнаваемости и может не изменяться вовсе, она всё всегда в маске, всегда скрывает своё истинное лицо, но, несмотря на такую обманчивость, даже коварство, мы не можем обойтись без неё ни дня. Мы часто не узнаём её в лицо, но в ней узнаём себя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.