Урок русского языка на тему: "Двойная роль гласных"
Оценка 4.8

Урок русского языка на тему: "Двойная роль гласных"

Оценка 4.8
doc
09.06.2021
Урок русского языка на тему: "Двойная роль  гласных"
открытый урок.doc

Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Класс: 5 б

Цель: совершенствовать знания о йотированных буквах, обозначающих два звука

 

Планируемые результаты:

§  Личностные - стремление к достижению результата, формирование потребности в знаниях;

§  Регулятивные– развивать самоконтроль и взаимооценку, правильно выполнять инструкцию учителя,

§  Познавательные  - умение находить решение из проблемной ситуации, развитие логического мышления;

§  Коммуникативные - умение взаимодействовать со       сверстниками при работе в парах и группах.

 

Программа: Русский язык 5-9 классы. Предметная линия Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – М.:Просвещение, 2013 г.ФГОС.

 

Учебник: Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2015 г. ФГОС.

 

Оборудование: рабочие листы, компьютер, проектор, колонки, презентация, разноцветные конверты с заданиями, словарь устаревших слов, нетбук, разноцветные бабочки (большие и маленькие), подставки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

·                   Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Меня зовут Светлана Валерьевна,  и сегодняшний урок проведу с вами я. Обратите внимание на гостей, присутствующих сегодня на нашем уроке, улыбнитесь им и приступим к работе.

-Урок я хочу начать с притчи.

 

-Обратите внимание, на ваших партах лежат бабочки. Возьмите их в руки.

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец?

“Всё в твоих руках”.

-Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать сегодня на уроке, насколько будете внимательны, зависят ваши знания.

Положите бабочек на парты.

-Но я вам предлагаю провести не обычный урок, а отправиться в сказку. Выполнять задания мы будем на рабочих листах. Напоминаю, что за каждый этап урока вы должны будете сами себя оценить.

- Отправляемся в сказочный лес.

1. Сказочный лес.(на слайде- лес, слышны звуки леса)

 

- Представьте себе такую ситуацию: вы пошли в лес и вдруг поняли, что Юля и Милена заблудились. Давайте попробуем их позвать, только кричите протяжно: «Ми-ле-на, Ю-л-я!» Какие хитрые буквы прячутся в этих именах? Сколько звуков вы слышите? (варианты детей).

 

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Двойная роль букв е, ё, ю, я). (на слайде)

- Какие цели вы поставите перед собой? (на слайде)

* дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;

* сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

* продолжить формировать навык транскрибирования;

 

 

 

- Запишите в рабочих листах тему урока .

Мы продолжаем нашу работу. И чтобы пройти дальше, нужно открыть волшебную дверь. Но для этого вам нужно разгадать код.

 

2. Кодовый диктант.

- Посмотрите на слайд. На него я буду выводить картинки со сказочными персонажами. Ваша задача определить, сколько звуков обозначают буквы Е Ё Ю Я в их именах. Ответы запишите цифрами. Если один звук – 1, если два  -2. (задание выполняют в рабочих листах)

 

Незнайка, Дюймовочка, Яга, Баюн, Пьеро (на слайдах постепенно появляются сказочные персонажи)

  1                       1                2        2        2

 

-Давайте проверим выполненное задание. Посмотрите на слайд, сравните ваш код с кодом на слайде. Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки?

 

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

Вы, конечно, молодцы, с заданием справились и открыли дверь.

Не забудьте оценить себя.

 

- Дверь мы с вами открыли, но куда же она ведёт? А ведёт она нас в мир знаний. Здесь много необычного, интересного, волшебного.

 

3. Магические превращения.

- Сейчас мы познакомимся с магическими свойствами хитрых букв.

- Работать будем в парах

- Каждая пара получает карточки со словами.

Задание: используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение.

Каждой паре даётся 5 слов:

 

Салат

Сал..т

Корь

..корь

Сел

Съ..л

Семь

Семь..

роль

Ро..ль

Учащиеся должны вставить подходящие хитрые гласные на месте пропусков, чтобы получились слова:

СалЮт

Якорь

СъЕл

семьЯ

роЯль

 

Проверка.  По одному представителю от каждой группы по очереди выходят к интерактивной доске и вставляют в слова пропущенные буквы. Вы согласны? У всех так?

Давайте сделаем вывод: когда гласные Е Ё Ю Я обозначают два звука, а когда один.

 

На слайде волшебный сундучок. Учитель после ответов детей достаёт из сундучка выводы (работа с интерактивной доской).

 

Гласные е ё ю я обозначают два звука:

1.     в начале слова:

2.     после ъ и ь знака;

3.     после гласного.

4.     Буквы е ё ю  я обозначают один звук, если стоят после согласного.

 

-Вы справились с этим заданием. Не забудьте себя оценить.

 

-Продолжаем свой путь в мире знаний.

 

Это интересно. А сейчас к нам в гости придёт Всезнайка. (индивидуальное сообщение ученика об истории происхождения букв е ё ю я).

 

Сообщение учащегося.

(по мере сообщения на слайды выводятся устаревшие слова)

Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка. 
Буква Е имела целых 4 варианта - ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть),
 
IЄ(йотированный есть. 
Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук.
 
Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия.
 
 Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ .
Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она
 
появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 1783 год считается годом рождения этой буквы, и полагают, что автором её является Н. М. Карамзин.

Физминутка.

Далее учащимся предлагается поиграть в игру (сделать оздоровительный массаж) «Угадай букву».  Дети разбиваются на пары, каждый рисует на спине соседа хитрую букву, а тот угадывает. Затем они меняются ролями.

 - Отдохнули? Продолжаем двигаться дальше.

5.     Волшебный сундучок.

- Теперь поработаем в группах. У каждого из вас есть бабочки. Разбейтесь на группы в соответствии с их цветом. Давайте вспомним правила работы в группах.

Каждой команде предлагается три конверта  с заданиями: красный – повышенный уровень сложности; зелёный – средний уровень сложности; жёлтый – низкий уровень сложности. Посовещайтесь и выберите соответствующий конверт.

1 группа: Количество букв и звуков совпадает

(актёр, подарок, счастье,

юбка, шлюпка, мороз,

подъём, дерево, арка )

2 группа: Букв больше, чем звуков

 (радость, акварель, праздник,

солнце, съезд, поезд,

лестница, рама, ярмарка)

3 группа: Исправьте ошибки в транскрипции слов:

[армарка], [ефимок]

[тафья], [сийание]

[вун], [троэшник]

 

- На выполнение задания вам даётся 2 минуты.

Проверка. Представители групп выходят по очереди к интерактивной доске и с помощью специальной ручки исправляют ошибки в транскрипции. Среди этих слов есть по одному устаревшему слову.

 - Все ли согласны, всё ли верно? И с этим заданием вы справились.

Оцените работу в группах.

 

5. «Там, на неведомых дорожках…». (элементы опережающего обучения)

- Все ли слова вам знакомы, значения всех слов вам понятны? Какие слова вызывают затруднения?

- Такие слова называются устаревшими. Как вы думаете, почему их так назвали? Если вы не знаете, что означает то или иное слово, где  вы можете узнать его лексическое значение?

- Среди множества словарей (слайд с картинками словарей) есть словарь устаревших слов. Предлагаю вам побыть исследователями: найти  значения устаревших слов. 1 и 2 группы работают со словарями, 3 группа работает с Интернет-источником.

- Как только вы справитесь с заданием, поднимите и соедините вместе ваши руки.

(Как только группы выполняют задания, представители каждой группы зачитывают словарную статью).

- Вы удивлены?

Оцените свою работу в группе.

* Оценивание.

Ребята, а теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке и в рабочих листах выставить себе оценку за урок.

Поднимите, пожалуйста,  руки, кто поставил себе «5», кто «4»?

-Чью работу на уроке вы бы отметили?

* Рефлексия.

Давайте подведём итоги.

И – интерес

- Что интересного было на уроке?

Т – творчество

- Какие творческие задания вы выполняли?

О-  обучение

- Чему научились?

Гглавное

- Что сегодняшний урок вам принёс?

 

* Домашнее задание. (на слайде) (распечатано на каждого ученика)

Домашнее задание будет разноуровневым:

На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами

На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

На «3» - упр. 312

Выберите свой уровень, запишите задание в дневник.

 - Сегодня на уроке вы были активны, старались правильно отвечать, четко формулировать свои ответы. Вы помните, что сказал мудрец в притче своему ученику, что все в его руках. Как же вы поняли эти слова? А это касается только школы?

 

-А теперь я попрошу вас выразить своё настроение после сегодняшнего урока. Если хорошее  - возьмите свою бабочку и посадите  её на оранжевый цветок. Если вам что-то сегодня не понравилось или было непонятным, посадите свою бабочку на коричневый цветок.

- На этом наш урок окончен (слайд с закрывающейся дверью).

- Всем спасибо.

 

 

 

 

 

Рабочий  лист урока

 

Тридцатое  ноября

Классная работа

Тема:____________________________________

 

Задания

 

Практическая часть

Критерии оценивания

Баллы

Задание 1

определить, сколько звуков обозначают буквы Е Ё Ю Я в  именах сказочных героев. Ответы запишите цифрами. Если один звук – 1, если два  -2.

Надпись:

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки и

более

 

 

Задание 2

используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение

 

 

Работа в парах по карточкам

«5» - нет ошибок

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки и

более

 

 

Задание 3

«Волшебный сундучок»

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцени себя по 5-ти балльной шкале

 

Задание 4

«Там, на неведомых дорожках…»

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

Оцени себя по 5-ти балльной

 

Общий балл:

 

«5» - 20 – 17 баллов

                                                                    «4» - 16-13 баллов

                                                                    «3» - 12 баллов

 

 

Оценка за урок:

 

 

Задание

 Найдите и выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:

актёр, подарок, счастье

 

Задание

 Найдите и выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:

юбка, шлюпка, мороз

 

Задание

 Найдите и выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:

подъём, дерево, ярко

 

Задание

Найдите и выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков:

километр, автовокзал, праздник

 

Задание

Найдите и выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков:

солнце, съезд, поезд

 

 

 

 

 

Задание

 

Исправьте ошибки в транскрипции слов:

 

[армарка], [ефимок]

 

Задание

Исправьте ошибки в транскрипции слов:

 

[тафья], [сийание]

 

Задание

Исправьте ошибки в транскрипции слов:

 

[вун], [троэшник]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение Всезнайки

Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка. 
Раньше они имели совершенно другое написание и произношение. Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв.

Широко известной она  стала благодаря историку Н.М. Карамзину. В 1797 году Николай Михайлович решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «слзы» на одну букву ё.   Так, с лёгкой руки Карамзина, буква «ё» заняла своё место под солнцем и закрепилась в русском алфавите. 

В 2005 году в Ульяновске  букве "ё" установлен памятник - треугольная призма из гранита, на которой выбита строчная "ё".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

Задание 2

используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение

 

Салат – сал...т

Корь - ...корь

Сел – съ…л

Семь – семь…

Роль – ро…ль

Работа в парах

Задание 2

используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение

 

Салат – сал...т

Корь - ...корь

Сел – съ…л

Семь – семь…

Роль – ро…ль

Работа в парах

Задание 2

используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение

 

Салат – сал...т

Корь - ...корь

Сел – съ…л

Семь – семь…

Роль – ро…ль

Работа в парах

Задание 2

используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение

 

Салат – сал...т

Корь - ...корь

Сел – съ…л

Семь – семь…

Роль – ро…ль

Домашнее задание

Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:

На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами

На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)

Домашнее задание

Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:

На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами

На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)

Домашнее задание

Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:

На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами

На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)

Домашнее задание

Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:

На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами

На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)

Домашнее задание

Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:

На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами

На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)

Домашнее задание

Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:

На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами

На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»

На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)

 

 

 



Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я

Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я

Ход урока ·

Ход урока ·

Запишите в рабочих листах тему урока

Запишите в рабочих листах тему урока

Корь ..корь Сел

Корь ..корь Сел

Н. М. Карамзин. Физминутка.

Н. М. Карамзин. Физминутка.

Там, на неведомых дорожках…». (элементы опережающего обучения) -

Там, на неведомых дорожках…». (элементы опережающего обучения) -

На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв

На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв

Задание 2 используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение

Задание 2 используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение

Задание Найдите и выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков: километр, автовокзал, праздник

Задание Найдите и выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков: километр, автовокзал, праздник

Сообщение Всезнайки Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка

Сообщение Всезнайки Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка

Работа в парах Задание 2 используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение

Работа в парах Задание 2 используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение

На «4 » - составить тест по теме «Двойная роль букв

На «4 » - составить тест по теме «Двойная роль букв
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.06.2021