Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я.
Класс: 5 б
Цель: совершенствовать знания о йотированных буквах, обозначающих два звука
Планируемые результаты:
§ Личностные - стремление к достижению результата, формирование потребности в знаниях;
§ Регулятивные– развивать самоконтроль и взаимооценку, правильно выполнять инструкцию учителя,
§ Познавательные - умение находить решение из проблемной ситуации, развитие логического мышления;
§ Коммуникативные - умение взаимодействовать со сверстниками при работе в парах и группах.
Программа: Русский язык 5-9 классы. Предметная линия Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. – М.:Просвещение, 2013 г.ФГОС.
Учебник: Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2015 г. ФГОС.
Оборудование: рабочие листы, компьютер, проектор, колонки, презентация, разноцветные конверты с заданиями, словарь устаревших слов, нетбук, разноцветные бабочки (большие и маленькие), подставки.
Ход урока
· Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Меня зовут Светлана Валерьевна, и сегодняшний урок проведу с вами я. Обратите внимание на гостей, присутствующих сегодня на нашем уроке, улыбнитесь им и приступим к работе.
-Урок я хочу начать с притчи.
-Обратите внимание, на ваших партах лежат бабочки. Возьмите их в руки.
Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил:
- Как вы считаете, что ответил мудрец?
“Всё в твоих руках”.
-Действительно, ребята, все в наших руках. От того, как вы будете работать сегодня на уроке, насколько будете внимательны, зависят ваши знания.
Положите бабочек на парты.
-Но я вам предлагаю провести не обычный урок, а отправиться в сказку. Выполнять задания мы будем на рабочих листах. Напоминаю, что за каждый этап урока вы должны будете сами себя оценить.
- Отправляемся в сказочный лес.
1. Сказочный лес.(на слайде- лес, слышны звуки леса)
- Представьте себе такую ситуацию: вы пошли в лес и вдруг поняли, что Юля и Милена заблудились. Давайте попробуем их позвать, только кричите протяжно: «Ми-ле-на, Ю-л-я!» Какие хитрые буквы прячутся в этих именах? Сколько звуков вы слышите? (варианты детей).
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Двойная роль букв е, ё, ю, я). (на слайде)
- Какие цели вы поставите перед собой? (на слайде)
* дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
* сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
* продолжить формировать навык транскрибирования;
- Запишите в рабочих листах тему урока .
Мы продолжаем нашу работу. И чтобы пройти дальше, нужно открыть волшебную дверь. Но для этого вам нужно разгадать код.
2. Кодовый диктант.
- Посмотрите на слайд. На него я буду выводить картинки со сказочными персонажами. Ваша задача определить, сколько звуков обозначают буквы Е Ё Ю Я в их именах. Ответы запишите цифрами. Если один звук – 1, если два -2. (задание выполняют в рабочих листах)
Незнайка, Дюймовочка, Яга, Баюн, Пьеро (на слайдах постепенно появляются сказочные персонажи)
1 1 2 2 2
-Давайте проверим выполненное задание. Посмотрите на слайд, сравните ваш код с кодом на слайде. Кто справился с этим заданием без ошибок, поднимите руки?
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
Вы, конечно, молодцы, с заданием справились и открыли дверь.
Не забудьте оценить себя.
- Дверь мы с вами открыли, но куда же она ведёт? А ведёт она нас в мир знаний. Здесь много необычного, интересного, волшебного.
3. Магические превращения.
- Сейчас мы познакомимся с магическими свойствами хитрых букв.
- Работать будем в парах
- Каждая пара получает карточки со словами.
Задание: используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение.
Каждой паре даётся 5 слов:
Салат |
Сал..т |
Корь |
..корь |
Сел |
Съ..л |
Семь |
Семь.. |
роль |
Ро..ль |
Учащиеся должны вставить подходящие хитрые гласные на месте пропусков, чтобы получились слова:
СалЮт
Якорь
СъЕл
семьЯ
роЯль
Проверка. По одному представителю от каждой группы по очереди выходят к интерактивной доске и вставляют в слова пропущенные буквы. Вы согласны? У всех так?
Давайте сделаем вывод: когда гласные Е Ё Ю Я обозначают два звука, а когда один.
На слайде волшебный сундучок. Учитель после ответов детей достаёт из сундучка выводы (работа с интерактивной доской).
Гласные е ё ю я обозначают два звука:
1. в начале слова:
2. после ъ и ь знака;
3. после гласного.
4. Буквы е ё ю я обозначают один звук, если стоят после согласного.
-Вы справились с этим заданием. Не забудьте себя оценить.
-Продолжаем свой путь в мире знаний.
Это интересно. А сейчас к нам в гости придёт Всезнайка. (индивидуальное сообщение ученика об истории происхождения букв е ё ю я).
Сообщение учащегося.
(по мере сообщения на слайды выводятся устаревшие слова)
Буквы е, ю, я
пришли к нам из старославянского языка.
Буква Е имела целых 4 варианта - ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть),
IЄ(йотированный есть.
Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук.
Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия.
Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ .
Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она
появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 1783 год
считается годом рождения этой буквы, и полагают, что автором её является Н. М.
Карамзин.
Физминутка.
Далее учащимся предлагается поиграть в игру (сделать оздоровительный массаж) «Угадай букву». Дети разбиваются на пары, каждый рисует на спине соседа хитрую букву, а тот угадывает. Затем они меняются ролями.
- Отдохнули? Продолжаем двигаться дальше.
5. Волшебный сундучок.
- Теперь поработаем в группах. У каждого из вас есть бабочки. Разбейтесь на группы в соответствии с их цветом. Давайте вспомним правила работы в группах.
Каждой команде предлагается три конверта с заданиями: красный – повышенный уровень сложности; зелёный – средний уровень сложности; жёлтый – низкий уровень сложности. Посовещайтесь и выберите соответствующий конверт.
1 группа: Количество букв и звуков совпадает
(актёр, подарок, счастье,
юбка, шлюпка, мороз,
подъём, дерево, арка )
2 группа: Букв больше, чем звуков
(радость, акварель, праздник,
солнце, съезд, поезд,
лестница, рама, ярмарка)
3 группа: Исправьте ошибки в транскрипции слов:
[армарка], [ефимок]
[тафья], [сийание]
[вун], [троэшник]
- На выполнение задания вам даётся 2 минуты.
Проверка. Представители групп выходят по очереди к интерактивной доске и с помощью специальной ручки исправляют ошибки в транскрипции. Среди этих слов есть по одному устаревшему слову.
- Все ли согласны, всё ли верно? И с этим заданием вы справились.
Оцените работу в группах.
5. «Там, на неведомых дорожках…». (элементы опережающего обучения)
- Все ли слова вам знакомы, значения всех слов вам понятны? Какие слова вызывают затруднения?
- Такие слова называются устаревшими. Как вы думаете, почему их так назвали? Если вы не знаете, что означает то или иное слово, где вы можете узнать его лексическое значение?
- Среди множества словарей (слайд с картинками словарей) есть словарь устаревших слов. Предлагаю вам побыть исследователями: найти значения устаревших слов. 1 и 2 группы работают со словарями, 3 группа работает с Интернет-источником.
- Как только вы справитесь с заданием, поднимите и соедините вместе ваши руки.
(Как только группы выполняют задания, представители каждой группы зачитывают словарную статью).
- Вы удивлены?
Оцените свою работу в группе.
* Оценивание.
Ребята, а теперь я попрошу вас оценить свою работу на уроке и в рабочих листах выставить себе оценку за урок.
Поднимите, пожалуйста, руки, кто поставил себе «5», кто «4»?
-Чью работу на уроке вы бы отметили?
* Рефлексия.
Давайте подведём итоги.
И – интерес
- Что интересного было на уроке?
Т – творчество
- Какие творческие задания вы выполняли?
О- обучение
- Чему научились?
Г - главное
- Что сегодняшний урок вам принёс?
* Домашнее задание. (на слайде) (распечатано на каждого ученика)
Домашнее задание будет разноуровневым:
На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами
На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
На «3» - упр. 312
Выберите свой уровень, запишите задание в дневник.
- Сегодня на уроке вы были активны, старались правильно отвечать, четко формулировать свои ответы. Вы помните, что сказал мудрец в притче своему ученику, что все в его руках. Как же вы поняли эти слова? А это касается только школы?
-А теперь я попрошу вас выразить своё настроение после сегодняшнего урока. Если хорошее - возьмите свою бабочку и посадите её на оранжевый цветок. Если вам что-то сегодня не понравилось или было непонятным, посадите свою бабочку на коричневый цветок.
- На этом наш урок окончен (слайд с закрывающейся дверью).
- Всем спасибо.
Рабочий лист урока
Тридцатое ноября
Классная работа
Тема:____________________________________
Задания
|
Практическая часть |
Критерии оценивания |
Баллы |
Задание 1 определить, сколько звуков обозначают буквы Е Ё Ю Я в именах сказочных героев. Ответы запишите цифрами. Если один звук – 1, если два -2. |
«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки и более
|
|
|
Задание 2 используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение
|
Работа в парах по карточкам |
«5» - нет ошибок «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки и более
|
|
Задание 3 «Волшебный сундучок» |
Работа в группах
|
Оцени себя по 5-ти балльной шкале |
|
Задание 4 «Там, на неведомых дорожках…» |
Работа в группах
|
Оцени себя по 5-ти балльной |
|
Общий балл:
«5» - 20 – 17 баллов
«4» - 16-13 баллов
«3» - 12 баллов
Оценка за урок:
Задание
Найдите и выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:
актёр, подарок, счастье
Задание
Найдите и выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:
юбка, шлюпка, мороз
Задание
Найдите и выпишите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:
подъём, дерево, ярко
Задание
Найдите и выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков:
километр, автовокзал, праздник
Задание
Найдите и выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков:
солнце, съезд, поезд
Задание
Исправьте ошибки в транскрипции слов:
[армарка], [ефимок]
Задание
Исправьте ошибки в транскрипции слов:
[тафья], [сийание]
Задание
Исправьте ошибки в транскрипции слов:
[вун], [троэшник]
Сообщение Всезнайки
Буквы е, ю, я пришли к нам из
старославянского языка.
Раньше они имели совершенно другое написание и произношение. Буква Ё
отличается своим происхождением от предыдущих букв.
Широко известной она стала благодаря историку Н.М. Карамзину. В 1797 году Николай Михайлович решил заменить при подготовке в печать одного из своих стихотворений две буквы в слове «слiозы» на одну букву ё. Так, с лёгкой руки Карамзина, буква «ё» заняла своё место под солнцем и закрепилась в русском алфавите.
В 2005 году в Ульяновске букве "ё" установлен памятник - треугольная призма из гранита, на которой выбита строчная "ё".
Работа в парах
Задание 2
используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение
Салат – сал...т
Корь - ...корь
Сел – съ…л
Семь – семь…
Роль – ро…ль
Работа в парах
Задание 2
используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение
Салат – сал...т
Корь - ...корь
Сел – съ…л
Семь – семь…
Роль – ро…ль
Работа в парах
Задание 2
используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение
Салат – сал...т
Корь - ...корь
Сел – съ…л
Семь – семь…
Роль – ро…ль
Работа в парах
Задание 2
используя хитрую букву, измените слово, чтобы оно приобрело новое значение
Салат – сал...т
Корь - ...корь
Сел – съ…л
Семь – семь…
Роль – ро…ль
Домашнее задание
Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:
На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами
На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)
Домашнее задание
Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:
На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами
На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)
Домашнее задание
Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:
На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами
На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)
Домашнее задание
Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:
На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами
На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)
Домашнее задание
Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:
На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами
На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)
Домашнее задание
Выберите свой уровень и выполните соответствующее задание:
На «5» - составить схему по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я» с примерами
На «4» - составить тест по теме «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я»
На «3» - упр. 312 учебника (по заданию)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.