Класс: 2 класс
Тема урока: Знакомство с понятием имя существительное. Что такое имя существительное?
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма урока: урок – путешествие
Формы работы: общеклассная дискуссия, самостоятельная, индивидуальная, работа в паре.
Цель урока: дать первоначальное представление об именах существительных (общее значение, вопросы).
Задачи урока:
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование уважительного отношения к мнению других учащихся;
- развитие самостоятельности;
- формирование положительной мотивации к учению и познанию;
- развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока;
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, в учебнике);
- формирование умения работать в парах;
- формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её;
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов
- познакомить учащихся с понятием «имя существительное»;
- учить выделять имена существительные в тексте;
Методы обучения:
1. Словесные методы: беседа, коллективное обсуждение, учебный диалог, работа с учебником и словарём;
2. Наглядные методы: презентация, карточки со словами и предложениями, текст телеграммы;
3. Практические методы: письменные упражнения.
Оборудование урока:
· Компьютер;
· Проектор;
· презентация к уроку;
· карточки со словами;
· листы для работы в парах;
· орфографический словарь;
· выполненные в технике оригами бумажные кораблики (по количеству учащихся);
· у учащихся – ручки, простые и цветные карандаши.
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||
|
1.Организационный момент - Здравствуйте, ребята! Прозвенел для нас звонок, Время начинать урок!
Тихо сели девочки! Тихо сели мальчики! Ребята, проверьте всё ли у вас готово к уроку: тетради, учебники, карандаши, ручки, линейки. У вас на столе лежат солнышко и тучка, посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение в данный момент? Выберите её и покажите. Я хочу, чтобы и в конце урока у вас было такое же хорошее настроение. (Я думаю, что у кого настроение не очень хорошее, мы вместе постараемся его исправить.) А теперь повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Улыбка всегда располагает нас к приятному.
2 . Актуализация знаний. Ребята, а вы любите путешествовать? (да) Сегодня мы с вами совершим путешествие на остров.
Кто за приключения?
Откройте свои тетради, сядьте правильно. Запишите в тетради число, классная работа. Какая орфограмма встретилась в слове классная? (удвоенная согласная с) Посмотрите на доску. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Слова: к.рабль, к.питан, м.рской, см.треть, шт.рмовой, плыть.
Разделите эти слова на группы с определёнными признаками так, чтобы все слова нашли своё место.
Что обозначают слова каждой группы? (слова, которые обозначают предмет, признак предмета и действие предмета). В первый столбик запишите слова, которые обозначают предмет, во второй признак предмета, а в третий действие предмета. Один ученик работает у доски.
Обратите внимание на слова, записанные в первом столбике. На чём мы совершим наше морское путешествие? (на корабле) Показ рисунка. Итак, мы отправляемся в путешествие на КОРАБЛЕ. А кто управляет кораблём? КАПИТАН Капитана нашего корабля зовут ФОКС. К ОРАБЛЬ КАПИТАН ЧТО? КТО? На какой вопрос отвечает слово корабль? (что?) Слово капитан? (кто?) Остров, на который мы с вами отправимся так и называется Кточто. Как вы думаете, почему так называется остров? Кто на нём живёт? Да, остров получил своё название, благодаря двум племенам, живущим на нём, племени Кто и племени Что. Беседа. Над какой темой мы будем сегодня работать? Сформулируйте тему и цель урока. (Знакомство со словами, отвечающими на вопросы кто? что? и обозначающими предмет, расширить свои знания о части речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? что?) Может быть кто-нибудь из вас уже знает, как в русскому языке называются слова, которые обозначают существующие предметы и отвечают на вопросы кто или что? (имена существительные)
Разобраться с этим вопросом нам поможет профессор Самоваров на страничках учебника.
3. Работа по учебнику. Откройте учебники страница 76. Прочитаем сообщение профессора. Что вы поняли из прочитанного. Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? и что? Вывод: слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что? называются именами существительными. Ребята, почему одни слова отвечают на вопрос кто?, а другие на вопрос что? (слова, которые отвечают на вопрос кто? это живые предметы или одушевлённые, а слова, которые отвечают на вопрос что – это неживые предметы или неодушевленные) Предлагаю вам выполнить у.103 из учебника. Ваша задача распределить имена существительные в 2 группы – одушевленные и неодушевленные имена существительные. Обратите внимание на слова умного Совенка.1 ряд выписывает одушевленные имена существительные, 2-неодушевленные. 4. Физкультминутка. Предлагаю вам набраться сил перед отправлением в путешествие. 5. Первичное закрепление. Работа в паре. Итак, наше путешествие начинается. Добраться до острова нам поможет карта.
Как только мы отплыли была получена телеграмма от островитян. У каждого из вас на парте лежат карточки с текстом телеграммы. Прочитайте, что же пишут нам островитяне. Читает ученик.
Ваша задача исправить ошибки, допущенные жителями острова Кточто. Скажите, ребята, а как легче справиться с заданием: одному или с помощью друга? (Конечно, с помощью друга). Выполните это задание вместе со своим соседом по парте. Кто закончит работу, должны будут поднять вверх руки (показ учителем). Просигналить. Итак, давайте проверим, что же у вас получилось. Какие правила не знают островитяне? (начало предложения пишут с заглавной буквы; правописание жи - ши, безударная гласная). Посмотрите на доску. Всё правильно.
В этой телеграмме встретились имена существительные. Найдите их и подчеркните одной чертой простым карандашом. У доски подчеркивает ученик. (ребята, жители, острова, подарки). На какие две группы можно разделить эти слова? 6. Составление предложения. Закрепление изученного. Пока мы с вами исправляли ошибки, наш корабль попал в шторм и все предметы на палубе разбросало.
Необходимо навести порядок. Давайте поможем юнге расставить слова в предложении в правильном порядке. Посмотрите на доску. Прочитайте слова про себя, составьте из слов предложение.
Проверьте правильно ли вы выполнили задание (сверяемся с экраном).
Найдите в предложении имена существительные. На какой вопрос они отвечают? Что такое парусник ?(судно с парусами) А знаете ли вы, что у слова парусник есть ещё одно значение? (бабочка парусник) Ребята, а сейчас мы с вами немножко поиграем. Вы хлопаете в ладоши 1 раз, если слово отвечает на вопрос что?, и топаете ногой 1 раз если отвечает на вопрос кто? Готовы?
Слова: море, рыба, якорь, медуза, берег, акула, черепаха, бинокль, осьминог, кит, палуба, штурвал, дельфин, моряк, волна, рак.
8. Обобщение знаний - Как мы теперь будем называть слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос КТО или ЧТО? (Имена существительные) - Наше путешествие подошло к концу, пора возвращаться домой.
7.Рефлексия и итог урока.
Итак, у вас на партах лежат цветные картинки с корабликами, но на корабликах флажки не раскрашены. Раскрасьте флажки в соответствии с вашим настроением от урока. Сегодня вы работали отлично. И на память об этом уроке я хочу подарить вам подарки – бумажные кораблики.
|
Настраиваются на активную работу на уроке
диалог
(диалог)
(коллективная работа)
вывод совместно с учителем
По 1 человеку от каждого ряда работают на доске
Физкульми-нутка для глаз
Работа в парах
Коллективная проверка.
Проверка своей деятельности, рефлексия
|
формирование положительной мотивации к учению и познанию;
Формирование умения ясно и чётко излагать свою точку зрения, доказывать её
Формирование уважительного отношения к иному мнению;
формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;
формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);
познакомить учащихся с понятием «имя существительное»
формирование умения использовать различные способы поиска информации (в словарях, учебнике);
Чтение текста с его редактированием
развитие навыков сотрудничества с одноклассниками в ходе решения образовательных задач урока
работа с деформированным предложением учить
Работа с многозначным словом
Выделять имена существительные с опорой на вопрос кто? что?
формирование умения контролировать и оценивать свою деятельность
Развитие творческих способностей
Формирование положительной мотивации к учению;
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.