Урок русского языка "Неопределённая форма глагола"

  • docx
  • 23.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проект урока.docx

Учебный предмет

Русский язык

УМК

Школа России

Тема урока

Неопределенная форма глагола

Тип урока

Урок введения новых знаний

Задачи

 

 

 

 

 

                    познакомить учащихся с неопределенной формой глагола и ее грамматическими признаками

                    находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи

                     ставить    глаголы в неопределенную форму

                    развивать умение формулировать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, сотрудничать с учителем и одноклассниками

                    формировать познавательные интересы  и познавательную активность, стимулировать желание учиться, воспитывать интерес к изучению  русского языка

Ожидаемые результаты:

предметные:

 

 

 

 метапредметные:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    усвоение нового понятия «неопределенная форма глагола», ее грамматических  признаков

                    умение ставить вопрос к глаголам неопределенной формы

                    нахождение глаголов неопределенной форме в устной и письменной речи

Регулятивные УУД:

                    овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,  поиска средств ее осуществления

                     нахождение выхода из проблемных ситуаций

                    умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль 

                     умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД:

                    умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов,  обобщать полученную информацию

                    умение осуществлять информационный поиск

                    выделение и формулирование  учебной цели под руководством учителя

Коммуникативные УУД:

умение работать в паре, группе, слушать собеседника и вести диалог

Личностные:

                    выражать положительное отношение к процессу познания

                    реально оценивать свои успехи в освоении языка

Материально-техническое обеспечение урока

Учебник  Русский язык  В.П.Канакина, В.Г. Горецкий  М. «Просвещение», 3 класс 2 часть,  компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями.

Описание исходного уровня знаний и умений

Умеют распознавать глагол среди других частей речи, знают грамматические признаки глагола (время, число, роль в предложении)

Могут работать с таблицами, карточками, работать в паре.

 

 

 

 

План урока с хронометражем

1.

Организационный  момент. Мотивация учебной деятельности

2 мин

2.

Актуализация знаний.

4мин

3.

Выявление места и причины затруднения. Проблемная ситуация (метод наблюдения).

4мин

4.

Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

5 мин

5.

Целеполагание. Определение темы и цели урока

5 мин

6.

Первичное закрепление (фронтальная работа).

5 мин

7.

Закрепление с проговариванием во внешней речи

 

8.

Физминутка

3 мин

9.

Самостоятельная работа с фронтальной проверкой

5 мин

10.

Рефлексия (работа в группах)

5 мин

11.

Домашнее задание (по выбору)

4 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование: Формируемые УУД

1.Организационный.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Здравствуйте, ребята, садитесь за парты тихо, правильно.

-Прочитайте высказывание на доске

 

-Как вы думаете, зачем я  взяла это высказывание к нашему уроку? 

 

 

 

 

 

-Правильно. А что для работы?

 

-Возьмём это высказывание девизом для нашего урока?

-Хорошо. Пожелайте друг другу успеха и начнём нашу работу. Запишите число, «Классная работа».

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

Дети читают «Что знаем -  повторим, что не знаем- узнаем»

- Для того, чтобы мы повторили изученный материал

-Если что-то нам не понятно- спросили, поняли и запомнили.

- Потому, наверное, что мы узнаем на уроке что-то новое.

- Знания, желание, взаимовыручка, взаимопомощь.

 

 

 

 

 

 

Личностные:

-выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

 

 

2. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Скажите, пожалуйста, а есть ли в нашем девизе то, что мы изучаем на уроках русского языка?

А что именно?

 

 

 

 

 

 

-Хорошо. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе  и заполните первую колонку таблицы:

знаю

узнаю

узнал

 

 

 

 

 

 

-Выполнили, давайте проверим.

 

 

 

А что ещё есть в нашей таблице? Значит?..

Правильно. Это мы запишем в неё чуть позже.

 

-Да.

 

 

 

 

В нём есть глаголы, а мы сейчас знакомимся с глаголами. 

Дети работают самостоятельно, индивидуально заполняют таблицу.

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик называет то, что он написал,  остальные сверяют свои записи и что-то добавляют или соглашаются.

 

Мы на уроке узнаем что-то новое.

 

 

Личностные:

- оценка определение уровня собственных знаний

Регулятивные:

Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров.

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; способность принимать, сохранять учебную задачу

 

 

3. Выявление места и причины затруднения. Проблемная ситуация.

Прочитайте слова, записанные на карточках, и скажите, что их объединяет?

 

 

 

На какие группы вы могли бы их разделить? 

      Выкопали,  держал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти

- Очень хорошо. Тогда поработаем парами. Распределить эти глаголы по числам первая пара, а  вторая - по времени.

Их объединяет то, что эти слова относятся к одной части речи – к глаголу. (возможны и другие варианты ответа)

- По составу: с приставками и без приставок.

- Так как это глаголы, то по числам

- Можно ещё и по временам.

 

 

 

 

Регулятивные: самоконтроль, взаимоконтроль.

 

Познавательные:

Умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ.

 

 

 

 

 

 

 

4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации.

Выполнили? Давайте проверим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Может быть, это какая-то новая форма у глагола?

Я предлагаю вам сейчас провести небольшую исследовательскую работу.

 

 

 

Откройте словарики нашего учебника и определите, в какой форме употреблены в них имя существительное, имя прилагательное.

На какие вопросы отвечают глаголы?

Дети распределили слова по заданным признакам глагола.

(При проверке выясняется, что у глаголов решить, беречь, привезти дети затруднились определить и время, и число)

Дети читают имена существительные, имена прилагательные в любом словарике и узнают, что они употреблены в начальной форме.

 

 

 

 

 

 

 

Определяют, что глаголы отвечают на вопросы Что делать? и Что сделать?

Познавательные: проводить «анализ», «сравнение» на основе частично-поискового метода; умение ориентироваться в своей системе знаний

 

Регулятивные:

умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей,

удерживать цель деятельности до получения её результата

 

 

Коммуникативные:

слушать и понимать речь другого

Познавательные:

умение осуществлять информационный поиск.

5.Целеполагание Определение темы и постановка цели урока.

На какие вопросы отвечают наши «трудные» глаголы?

 

 

Как вы думаете, что же это за форма у наших «трудных» глаголах?

 

Какая же тема нашего урока?

 

 

Какую учебную задачу поставим на урок?

 

 

 

Вернёмся к нашей таблице и заполним вторую колонку.

Они отвечают на вопросы Что делать? и Что сделать?

 

Это начальная форма.

 

 

Формулируют тему урока: «Начальная форма глагола»

 

-Познакомиться с начальной формой глагола,   ее  грамматическими признаками

Заполняют 2 столбик таблицы (узнать о начальной форме глагола)

Регулятивные:  умение находить выход из проблемной ситуации

Познавательные:

выделение и формулирование  учебной цели под руководством учителя

 

6. Первичное закрепление

И так мы с вами выяснили, что сегодня на уроке мы узнаем начальную форму глагола и узнаем её грамматические признаки.

Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечают глаголы, у которых мы не смогли определить время и число?

Запишите эти вопросы к себе в тетрадь.

На что оканчиваются эти глаголы?

-Какой же вывод мы с вами можем сделать?

 

 

 

 

 

 

-Хорошо. А где мы можем проверить, правильно ли мы сделали вывод?

-Открываем учебник на стр.106, и прочитаем определение. Правильно мы сделали вывод?  Что ещё вы узнали из него?

 

 

 

 

 

Какую ещё учебную задачу мы можем поставить себе?

 

 

 

 

 

 

 

- На вопрос Что делать? беречь

                     Что сделать? решить

Что делать? Привезти

Они оканчиваются на -ти, -чь, -ть.

Что глаголы в начальной форме отвечают на вопросы Что делать? И Что сделать? и оканчиваются на -ТЬ, -ЧЬ, -ТИ.

В учебнике.

 

 

Дети читают определение

 

 

-Мы узнали, что начальная форма глагола ещё называется неопределённой формой глагола.

Учиться ставить вопрос к глаголам неопределенной формы.

Находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи

Познавательные: умение осуществлять анализ, обобщать полученную информацию.

7. Закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Продолжаем работу. Найдите в учебнике упр. 182 на стр. 106. Какое задание дано к упражнению?

-Давайте прочитаем. Какая главная мысль выражена в этом предложении? Давайте найдём глаголы неопределённой формы в этом предложении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какую же учебную задачу мы с вами решали сейчас?

 

-Что же такое неопределённая форма глагола?

Прочитать.

 

 

 

Высказывания детей

 

 

Дети находят глаголы, задают вопросы, определяют их форму: спрашивать - это глагол, т.к отвечает на вопрос Что делать?, обозначает действие предмета, это неопределённая форма глагола, потому что оканчивается на -ТЬ; и т.д.

Учились определять неопределённую форму глагола.

 

Это форма, которая отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? и оканчивается на -ТЬ,-ЧЬ, -ТИ.

Регулятивные: овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умения осуществлять самоконтроль.

8.Физкультминутка.

-А теперь давайте потренируемся в определении глаголов неопределённой формы. Посмотрите на интерактивную доску. Нам нужно найти только глаголы неопределенной формы и поместить их в одну строчку.

Гудеть, пишет, стеречь, читает, пьёт, поёт, блистать, нести, иметь, научить, спляшет.  

 

 

 

 

дети по очереди выходят к доске и передвигают нужные слова в строчку

Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний

9.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Поработаем самостоятельно. Сергей и Серафим выполнят упр.181 на стр. 106, подумают над вопросом: Можно ли  и как из глаголов, которые отвечают на вопрос  Что делать? Получить глаголы, отвечающие на вопрос  Что сделать?

А всем остальным я раздам карточки, вы прочитаете задания и выполните их.

Карточка. Списать, записывая  глаголы, данные в скобках, в неопределённой форме.

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно.  Зарядку  нужно (делаю) при открытой форточке.

-Выполнили. Проверяем сначала работу по карточкам. Прочитайте полученный текст.

-Кто сделал так же?

 В какой форме вы употребили глаголы?

-Кто использует эти советы?

Те, кто не использует, постарайтесь их запомнить, ведь недаром они называются полезными. Они помогают нам укреплять и сохранять здоровье.

-Проверяем работу Сергея и Серафима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают получившийся текст.

 

 

В неопределённой форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют сходство и различие глаголов. Объясняют, как из глаголов, отвечающих на вопрос Что делать? образовать глаголы,отвечающие на вопрос Что сделать?

Регулятивные: овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умения осуществлять самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

10.Рефлексия учебной деятельности.

 

-Давайте вернёмся к началу нашего урока, где мы заполняли таблицу.

И так что мы знали до этого урока?

 

 

 

Что хотели узнать?

 

 

Достигли мы этой цели?

А что именно вы узнали и запомнили?

 

 

 

Заполните третий столбик таблицы.

и в заключении попробуйте составить, что же такое  «Неопределённая форма глагола»

Для этого объединитесь в группы. Одна группа составит   схему, а вторая мини-сочинение.

 

 

 

 

 

Что у глаголов есть форма времени и числа.

 

Хотели узнать о начальной форме глагола.

Да.

 

Что у глагола есть неопределённая, или начальная форма. Неопределённая форма отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

На доске из ранее размещенных карточек складывается схема:                                                   что делать?                    

Неопределенная форма                                           глаголов

-ть, -ти, -чь                                                

                                                  что сделать?

Неопределенная форма                                                  Нужная, обязательная.

Мы её узнали, определяли, писали

Все мы поняли.

 

Личностные: реально оценивать свои успехи; выражать положительное отношение к процессу познания.

Коммуникативные: умение работать в паре, группе, слушать собеседника, вести диалог.

11.Домашнее задание.

Для закрепления полученных знаний на уроке,  даю следующие задания:

а) учебник стр. 107 упр.183, согласно заданию учебника. Посмотрите, что необходимо сделать. У кого есть вопросы?

б)  Выписать из сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане» 10 глаголов неопределенной формы. Задание каждый для себя выбирает только одно.

Дети записывают в дневник выбранное задание.

Регулятивные: овладение способностью сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления.

 

 

Литература.

1.     Учебник  Русский язык  В.П.Канакина, В.Г. Горецкий  М. «Просвещение», 3 класс 2 часть,  2016.

2.     Русский язык. 3кл. Поурочные планы к учебнику Канакиной_  О.И. Дмитриева 2014 -384с

 

Интернет-ресурсы:

3.     https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/01/09/urok-po-teme-neopredelennaya-forma-glagola

4.     https://infourok.ru/razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_na_temu-309122.htm

5.     https://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola.html