Учебный предмет |
Русский язык |
УМК |
Школа России |
Тема урока |
Неопределенная форма глагола |
Тип урока |
Урок введения новых знаний |
Задачи
|
• познакомить учащихся с неопределенной формой глагола и ее грамматическими признаками • находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи • ставить глаголы в неопределенную форму • развивать умение формулировать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, сотрудничать с учителем и одноклассниками • формировать познавательные интересы и познавательную активность, стимулировать желание учиться, воспитывать интерес к изучению русского языка |
Ожидаемые результаты: предметные:
метапредметные:
|
• усвоение нового понятия «неопределенная форма глагола», ее грамматических признаков • умение ставить вопрос к глаголам неопределенной формы • нахождение глаголов неопределенной форме в устной и письменной речи Регулятивные УУД: • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления • нахождение выхода из проблемных ситуаций • умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль • умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: • умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, обобщать полученную информацию • умение осуществлять информационный поиск • выделение и формулирование учебной цели под руководством учителя Коммуникативные УУД: умение работать в паре, группе, слушать собеседника и вести диалог Личностные: • выражать положительное отношение к процессу познания • реально оценивать свои успехи в освоении языка |
Материально-техническое обеспечение урока |
Учебник Русский язык В.П.Канакина, В.Г. Горецкий М. «Просвещение», 3 класс 2 часть, компьютер, интерактивная доска, карточки с заданиями. |
Описание исходного уровня знаний и умений |
Умеют распознавать глагол среди других частей речи, знают грамматические признаки глагола (время, число, роль в предложении) Могут работать с таблицами, карточками, работать в паре. |
План урока с хронометражем
1. |
Организационный момент. Мотивация учебной деятельности |
2 мин |
2. |
Актуализация знаний. |
4мин |
3. |
Выявление места и причины затруднения. Проблемная ситуация (метод наблюдения). |
4мин |
4. |
Построение проекта выхода из проблемной ситуации. |
5 мин |
5. |
Целеполагание. Определение темы и цели урока |
5 мин |
6. |
Первичное закрепление (фронтальная работа). |
5 мин |
7. |
Закрепление с проговариванием во внешней речи |
|
8. |
Физминутка |
3 мин |
9. |
Самостоятельная работа с фронтальной проверкой |
5 мин |
10. |
Рефлексия (работа в группах) |
5 мин |
11. |
Домашнее задание (по выбору) |
4 мин |
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Теоретическое обоснование: Формируемые УУД |
||||||
1.Организационный. Мотивация учебной деятельности учащихся. |
-Здравствуйте, ребята, садитесь за парты тихо, правильно. -Прочитайте высказывание на доске
-Как вы думаете, зачем я взяла это высказывание к нашему уроку?
-Правильно. А что для работы?
-Возьмём это высказывание девизом для нашего урока? -Хорошо. Пожелайте друг другу успеха и начнём нашу работу. Запишите число, «Классная работа». |
Приветствуют учителя.
Дети читают «Что знаем - повторим, что не знаем- узнаем» - Для того, чтобы мы повторили изученный материал -Если что-то нам не понятно- спросили, поняли и запомнили. - Потому, наверное, что мы узнаем на уроке что-то новое. - Знания, желание, взаимовыручка, взаимопомощь. |
Личностные: -выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
|
||||||
2. Актуализация знаний.
|
-Скажите, пожалуйста, а есть ли в нашем девизе то, что мы изучаем на уроках русского языка? А что именно?
-Хорошо. Давайте вспомним всё, что мы знаем о глаголе и заполните первую колонку таблицы:
-Выполнили, давайте проверим.
А что ещё есть в нашей таблице? Значит?.. Правильно. Это мы запишем в неё чуть позже. |
-Да.
В нём есть глаголы, а мы сейчас знакомимся с глаголами. Дети работают самостоятельно, индивидуально заполняют таблицу.
Один ученик называет то, что он написал, остальные сверяют свои записи и что-то добавляют или соглашаются.
Мы на уроке узнаем что-то новое.
|
Личностные: - оценка определение уровня собственных знаний Регулятивные: Действуют с учётом выделенных учителем ориентиров. -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности; способность принимать, сохранять учебную задачу
|
||||||
3. Выявление места и причины затруднения. Проблемная ситуация. |
Прочитайте слова, записанные на карточках, и скажите, что их объединяет?
На какие группы вы могли бы их разделить? Выкопали, держал, угрожают, шагает, стемнеет, сбегут, решить, беречь, привезти - Очень хорошо. Тогда поработаем парами. Распределить эти глаголы по числам первая пара, а вторая - по времени. |
Их объединяет то, что эти слова относятся к одной части речи – к глаголу. (возможны и другие варианты ответа) - По составу: с приставками и без приставок. - Так как это глаголы, то по числам - Можно ещё и по временам.
|
Регулятивные: самоконтроль, взаимоконтроль.
Познавательные: Умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ.
|
||||||
4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации. |
Выполнили? Давайте проверим.
-Может быть, это какая-то новая форма у глагола? Я предлагаю вам сейчас провести небольшую исследовательскую работу.
Откройте словарики нашего учебника и определите, в какой форме употреблены в них имя существительное, имя прилагательное. На какие вопросы отвечают глаголы? |
Дети распределили слова по заданным признакам глагола. (При проверке выясняется, что у глаголов решить, беречь, привезти дети затруднились определить и время, и число) Дети читают имена существительные, имена прилагательные в любом словарике и узнают, что они употреблены в начальной форме.
Определяют, что глаголы отвечают на вопросы Что делать? и Что сделать? |
Познавательные: проводить «анализ», «сравнение» на основе частично-поискового метода; умение ориентироваться в своей системе знаний
Регулятивные: умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, удерживать цель деятельности до получения её результата
Коммуникативные: слушать и понимать речь другого Познавательные: умение осуществлять информационный поиск. |
||||||
5.Целеполагание Определение темы и постановка цели урока. |
На какие вопросы отвечают наши «трудные» глаголы?
Как вы думаете, что же это за форма у наших «трудных» глаголах?
Какая же тема нашего урока?
Какую учебную задачу поставим на урок?
Вернёмся к нашей таблице и заполним вторую колонку. |
Они отвечают на вопросы Что делать? и Что сделать?
Это начальная форма.
Формулируют тему урока: «Начальная форма глагола»
-Познакомиться с начальной формой глагола, ее грамматическими признаками Заполняют 2 столбик таблицы (узнать о начальной форме глагола) |
Регулятивные: умение находить выход из проблемной ситуации Познавательные: выделение и формулирование учебной цели под руководством учителя
|
||||||
6. Первичное закрепление |
И так мы с вами выяснили, что сегодня на уроке мы узнаем начальную форму глагола и узнаем её грамматические признаки. Давайте посмотрим, на какой вопрос отвечают глаголы, у которых мы не смогли определить время и число? Запишите эти вопросы к себе в тетрадь. На что оканчиваются эти глаголы? -Какой же вывод мы с вами можем сделать?
-Хорошо. А где мы можем проверить, правильно ли мы сделали вывод? -Открываем учебник на стр.106, и прочитаем определение. Правильно мы сделали вывод? Что ещё вы узнали из него?
Какую ещё учебную задачу мы можем поставить себе? |
- На вопрос Что делать? беречь Что сделать? решить Что делать? Привезти Они оканчиваются на -ти, -чь, -ть. Что глаголы в начальной форме отвечают на вопросы Что делать? И Что сделать? и оканчиваются на -ТЬ, -ЧЬ, -ТИ. В учебнике.
Дети читают определение
-Мы узнали, что начальная форма глагола ещё называется неопределённой формой глагола. Учиться ставить вопрос к глаголам неопределенной формы. Находить глаголы неопределенной формы в устной и письменной речи |
Познавательные: умение осуществлять анализ, обобщать полученную информацию. |
||||||
7. Закрепление с проговариванием во внешней речи. |
-Продолжаем работу. Найдите в учебнике упр. 182 на стр. 106. Какое задание дано к упражнению? -Давайте прочитаем. Какая главная мысль выражена в этом предложении? Давайте найдём глаголы неопределённой формы в этом предложении.
-Какую же учебную задачу мы с вами решали сейчас?
-Что же такое неопределённая форма глагола? |
Прочитать.
Высказывания детей
Дети находят глаголы, задают вопросы, определяют их форму: спрашивать - это глагол, т.к отвечает на вопрос Что делать?, обозначает действие предмета, это неопределённая форма глагола, потому что оканчивается на -ТЬ; и т.д. Учились определять неопределённую форму глагола.
Это форма, которая отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? и оканчивается на -ТЬ,-ЧЬ, -ТИ. |
Регулятивные: овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умения осуществлять самоконтроль. |
||||||
8.Физкультминутка. |
-А теперь давайте потренируемся в определении глаголов неопределённой формы. Посмотрите на интерактивную доску. Нам нужно найти только глаголы неопределенной формы и поместить их в одну строчку. Гудеть, пишет, стеречь, читает, пьёт, поёт, блистать, нести, иметь, научить, спляшет. |
дети по очереди выходят к доске и передвигают нужные слова в строчку |
Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний |
||||||
9.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. |
Поработаем самостоятельно. Сергей и Серафим выполнят упр.181 на стр. 106, подумают над вопросом: Можно ли и как из глаголов, которые отвечают на вопрос Что делать? Получить глаголы, отвечающие на вопрос Что сделать? А всем остальным я раздам карточки, вы прочитаете задания и выполните их. Карточка. Списать, записывая глаголы, данные в скобках, в неопределённой форме. Полезные советы. Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке. -Выполнили. Проверяем сначала работу по карточкам. Прочитайте полученный текст. -Кто сделал так же? В какой форме вы употребили глаголы? -Кто использует эти советы? Те, кто не использует, постарайтесь их запомнить, ведь недаром они называются полезными. Они помогают нам укреплять и сохранять здоровье. -Проверяем работу Сергея и Серафима.
|
Дети читают получившийся текст.
В неопределённой форме.
Дети называют сходство и различие глаголов. Объясняют, как из глаголов, отвечающих на вопрос Что делать? образовать глаголы,отвечающие на вопрос Что сделать? |
Регулятивные: овладение способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умения осуществлять самоконтроль.
|
||||||
10.Рефлексия учебной деятельности. |
-Давайте вернёмся к началу нашего урока, где мы заполняли таблицу. И так что мы знали до этого урока?
Что хотели узнать?
Достигли мы этой цели? А что именно вы узнали и запомнили?
Заполните третий столбик таблицы. и в заключении попробуйте составить, что же такое «Неопределённая форма глагола» Для этого объединитесь в группы. Одна группа составит схему, а вторая мини-сочинение.
|
Что у глаголов есть форма времени и числа.
Хотели узнать о начальной форме глагола. Да.
Что у глагола есть неопределённая, или начальная форма. Неопределённая форма отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? На доске из ранее размещенных карточек складывается схема: что делать? Неопределенная форма глаголов -ть, -ти, -чь что сделать? Неопределенная форма Нужная, обязательная. Мы её узнали, определяли, писали Все мы поняли. |
Личностные: реально оценивать свои успехи; выражать положительное отношение к процессу познания. Коммуникативные: умение работать в паре, группе, слушать собеседника, вести диалог. |
||||||
11.Домашнее задание. |
Для закрепления полученных знаний на уроке, даю следующие задания: а) учебник стр. 107 упр.183, согласно заданию учебника. Посмотрите, что необходимо сделать. У кого есть вопросы? б) Выписать из сказки А. С. Пушкина « Сказка о царе Салтане» 10 глаголов неопределенной формы. Задание каждый для себя выбирает только одно. |
Дети записывают в дневник выбранное задание. |
Регулятивные: овладение способностью сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств её осуществления. |
Литература.
1. Учебник Русский язык В.П.Канакина, В.Г. Горецкий М. «Просвещение», 3 класс 2 часть, 2016.
2. Русский язык. 3кл. Поурочные планы к учебнику Канакиной_ О.И. Дмитриева 2014 -384с
Интернет-ресурсы:
3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/01/09/urok-po-teme-neopredelennaya-forma-glagola
4. https://infourok.ru/razrabotka_uroka_russkogo_yazyka_na_temu-309122.htm
5. https://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-nieopriedielionnaia-forma-ghlaghola.html
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.