МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Заборная Мария Михайловна, учитель начальных классов
Урок русского языка во 2 классе
"Непроизносимые согласные в корне слова"
с.Газ-Сале
2014 год
Предмет: Русский язык. УМК «Начальная школа 21 века».
Класс: 2класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема урока: «Непроизносимые согласные в корне слова».
Время реализации урока: 40 минут
Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 2 класса по русскому языку С. В. Иванов, Рабочая тетрадь "Пишем грамотно" опорные плакаты: «Правила сотрудничества в группе», «Рефлексия настроения», «Рефлексия деятельности».
Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках русского языка в процессе работы по технологии "Проблемное обучение" и использование АМО
Цели урока:
Привлечь внимание к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами
определенных сочетаний звуков;
помочь осознать их, как опознавательный признак еще одной орфограммы корня: буквы на месте «опасных» сочетаний звуков;
научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки;
помочь запомнить непроверяемые написания;
Задачи:
Формировать УУД:
Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Ход урока.
Этапы урока Цель этапа |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
||
Инициация Упражнение «Приветствие» Цель: создание доброжелательного отношения к друг к другу.
|
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе..." Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе. Сегодня на уроке вы будете исследователями. (слайд №2) Сейчас мы составим с вами азбуку хороших слов. Каким вы хотите видеть наш урок? Назовите все слова на букву "пэ"
- Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился именно таким. Желаю вам хорошего настроения! - Сегодня на уроке у нас необычные гости. - Кто их узнал? Что вы уже о них знаете? - Они приготовили для вас очень интересные задания и уверены, что вы с ними успешно справитесь. (слайд №2) |
(Ученики становятся в круг) (высказывания детей)
Поучительным, познавательным, полезным, прекрасным, прелестным.
(высказывания детей) |
||
Вхождение или погружение в тему Метод «Выбери меня» Цель: развивать умения учащихся конструктивно взаимодействовать в группе в процессе обучения, содействовать сплочению группы |
Проведение: ученикам предлагается выбрать талисман Сочи - 2014. После того как все участники выбрали свои талисманы, учитель предлагает объединиться в группы.
Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету прошепчу: Будет интересно! |
Объединение в группы |
||
Мотивация к учебной деятельности.
Метод «Я хочу научиться».
Цель: Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность
|
- Чему вы учитесь на любом уроке?
- Напомните, что это значит?
- Урок русского языка. Он посвящён открытию новых знаний. - А как мы будем их открывать?
- Вспомним правила работы в группе.
|
- Мы учимся учиться.
-Учиться это значит понять, чего я не знаю, и уметь самому добывать знания.
- Нам нужно выполним пробное действие. Когда у нас возникает затруднение, мы сами должны найти способ выхода из него.
|
||
Интерактивная лекция Метод «Ульи»
Выявление места и причин затруднения.
Цель: оживление внимания; структурирование материала.
Словарная работа
|
На столах у вас карточки, на них написаны слова: 1. грусть, грустить, грустный 2. свист, свистеть, свистнуть 3. весть, известие, известный 4. звезда, звездопад, звёздный - Запишите группы слов. Выделите корень в словах. - Запишите данные слова с помощью транскрипции.
- Что можете сказать об этих словах?
- Какой возникает вопрос?
- Какие есть гипотезы?
- Какие названия вы бы дали таким согласным?
- Когда человек встречается с затруднением, что надо сделать?
- Вы с этим согласны?
- Между какими звуками стоит непроизносимый согласный звук «т», "д"?
-Давайте поработаем со словами каждой группы. Как это лучше сделать?
- Что вы наблюдаете? - Сделайте вывод, когда же согласный звук не произносится?
- Какие звукосочетания можно назвать опасными?
- Что привело к тому, что в корне слова один из звуков перестал произноситься?
- Сверьте ваше предположение (слайд №3) (работа с учебником)
Цифровые образовательные ресурсы (видео)
- Сформулируйте тему урока. «Непроизносимые согласные в корне слова».
- Какова цель нашего урока?
- Вы уже многое знаете, но вокруг ещё много неизвестного. - Хотите узнать больше? - Готовы работать? Значит продолжаем. - Прочитайте пословицу: Загадка для ума вкусна и сладка! - Вы согласны с этим высказыванием? - Рассмотрите внимательно картинке на слайде (слайд №4), назовите их, подберите проверочные слова. Помните о том, что сегодня непроизносимые согласные - "дежурные" на уроке. (на слайде № 4 появляются картинки, учащиеся отгадывают их и записывают парами проверочное - проверяемое)
- Как проверили и написали слово лестница? Почему получилось разные мнения?
Давайте вместе с вами заглянем в тайны живого слова. - Слово лестница образовано от древнерусского слова "лезти", что означало, то с помощью чего лезут.
- Что обнаружили?
- Что будем делать, чтобы не ошибиться?
- Теперь мы знаем, что правописание слова лестница нужно запомнить.
Что нового открыли для себя?
- Как будем действовать? |
Учащиеся каждой группы ведут свои наблюдения и выдвигают несколько условий написания непроизносимого согласного в корне слова. Записные наблюдения каждой группы вывешиваются на информационную доску.
- Эти слова однокоренные, в одних мы произносим звук «т», а в других нет.
- Почему в некоторых словах звук «т» не произносится?
Предположительно выдвигают разные гипотезы. Хитрые, молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытые.
- Подумать и найти причину затруднения.
Высказывают разные мнения.
-Во всех группах последнее слово с непроизносимым согласным «т», стоит между двумя согласными, а в первом и во втором нет.
-Подчеркнём буквы, между которыми стоит согласная буква «т» и "д".
- Согласный звук не произносится, когда стоит между двумя согласными.
Сочетания [сн], [с'н], [зн], [з'н]
Сочетание трёх звуков.
Каждая группа обсуждает каждый пункт правил. Например: а) положение: корень слова, между согласными [сн], [зн]; б) сочетание трёх звуков; в) наличие гласного между звуками опасного звукосочетания (грустить или позиция конца слова (грусть)
Высказывания детей
- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.
-Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова, надо подобрать проверочное слово. Солнечный - солнце, Радость - радостный, Звёзды - звёздное, Лестница - ? Высказывания детей.
- Слово не подчиняется способам проверки.
- Посмотрим в орфографический словарь учебника. Ассоциация: на лестнице есть ступени, в слове ступени - сочетание "ст" и, в слове лестница - сочетание "ст".
- Непроизносимый согласный бывает проверяемым и непроверяемым.
(высказывания детей) |
||
Эмоциональная разрядка (разминка)
Игра “Эстафета” Цель: активизировать процесс мышления у учащихся, прийти в бодрое настроение.
|
Буква в слово просится. Звук не произносится Надо ль букву "т" и ль "д" писать. Это надо проверять. Проведение: На доске рисунки с домиками. В первом домике живут слава с непроизносимым согласным звуком в корне слова , а в другом - слова "ловушки". Каждый из учеников получает слово с пропущенной буквой, он должен определить в какой домик приклеить своё слово. Можно воспользоваться советом команды. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Выигравшей команде вручаются медали.
Правильность выполнения заданий проверяется (слайд № ) Работы учеников и слайды презентации позволяют учащимся получить эмоциональную разрядку. Не чудесно, не прекрасно, А ужасно и опасно Букву "т" писать напрасно. Всем известно, как прелестно Букву " т" писать уместно.
|
Ярос...ный, счас...ливый, прес...ный, небес...ный, чес...ный, алмаз...ный, поз...ный, безобраз...ный, любез...ный, вес...ник, опас...но, вкус...ный, радос...ный, интерес...ный, трос...никовый, чудес...ный, капус...ный, ненас...ный, доблес...ный, парус...ный, тес...ный. |
||
Проработка содержания темы Метод «Мозговой штурм»
Цель: закрепление правил правописания непроизносимого согласного звука в корне слова
Работа в мини-группах
Самостоятельная работа (модель1:1) Цель: выявление уровня умений- применения новых знаний |
(слайд №6) Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но! (Работа в парах. Составление памятки) - Определите способ действий, который необходим для правильного написания непроизносимого согласного. Выберите нужные пункты и расставьте порядок действий: · подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным; · подбираю проверочное слово, в котором парный согласный слышится отчетливо; · подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо; · пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове; · не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове; · запоминаю, если не проверяется; - Сравните с эталоном алгоритма .Самооценка. (слайд №7) · подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо; · пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове; · не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;
Работ в роли консультанта – командиры групп и учитель. Каждая команда выполняет задание соответствующее их уровню и способностям. (индивидуально-дифференцированный подход) Каждое задание на отдельном листе. Результат выполнения вывешиваются на доску. В результате можно сразу определить объем, быстроту и результативность выполнения заданий. Например: 1 группа(сильная) Спишите слова парами, заменяя звуковую запись второго слова буквенной. Участие - [уч'ас'н'ик] Солнышко - [ сонцэ] Звезда - [зв'озный'] Уста - [усный' ] Свист -[св'снут'] Лесть - [л'эсный']
2-3 группа (средняя) Упражнение 4, с.62 (тетрадь "Пишем грамотно") Вставь, где нужно, буквы. Капус_ный лес_ница чудес_ный счас_ливый праз_ник вкус_ный свис_нул здра_ствуйте прекрас_ный крепос_ная чу_ствовать опас_ный
Какую закономерность в расположении слов тебе удалось заметить?
4 группа (слабая) Вставьте, если необходимо, буквы. Рядом записывайте проверочные слова. мес_ность - учас_ник - чудес_ный - счас_ливый - поз_но - сер_це - прелес_ный - прекрас_ный -
(слайд № 8)
Учитель отправляет каждому из учащихся тест. Тесты разного уровня, в соответствии развития и способностей ребёнка. (индивидуально-дифференцированный подход) |
За каждое правильно выполненное задание учащиеся получают медальки.
Командиры групп объясняют ход выполнения заданий. Рассказываю, где были трудности при выполнении задания.
- Первая группа слов: это слова в которых есть буква непроизносимого согласного звука; Вторая группа: словарные слова; Третья группа: здесь не пишется буква непроизносимого согласного звука.
Учащиеся работают в тетради "Пишем грамотно" Задания по выбору: с.61 упр.2 или с.62 упр.3
Результаты выполненной работы можно проверить с помощью подсказок в тетради "Пишем грамотно" с. 62
Каждый ученик на свой компьютер получает тест, выполняет его и по завершению теста видит свой результат и отметку.
|
||
Рефлексия учебной деятельности. Метод "Квинтэссенция моих ожиданий" Цель: подведение итога урока, создание позитивного настроя; дать каждому возможность высказаться. Умение выделять главное, обобщать. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
|
- Наш урок подходит к концу. Назовите ключевые слова урока.
- Что нового узнали на уроке? - Какую цель мы ставили на уроке?
- Оцените, каким для вас было общение на уроке. - Выделите, только три слова, которые относятся к "дежурной" орфограмме на уроке. (Слайд № №9) (деловым, игровым, интересным, поучительным, познавательным, полезным, радостным, прекрасным, чудесным)
- Оцените свою деятельность на уроке, используя данные опорные слова.
- Отметьте себя на «Лесенке Успеха». - Что бы вы себе порекомендовали?
-Давайте оценим своё настроение на уроке.
- Домашнее задание по выбору. Обязательное: тетрадь "Пишем грамотно" упражнение 4, с.62 или учебник с.115 упр.3 Творческое: сочинить сказку о приключениях непроизносимых согласных.
Урок
сегодня был удачный, - Спасибо за хорошую работу. (слайд №10) Желаю вам дальнейших успехов.
|
- Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..
Ответы учащихся - Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Ответы учащихся
Оценивают себя по «Лесенке Успеха».
|
Автор-составитель: Заборная Мария Михайловна, учитель начальных классов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.