Урок русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова"
Оценка 4.8

Урок русского языка "Непроизносимые согласные в корне слова"

Оценка 4.8
doc
10.10.2021
Урок русского языка   "Непроизносимые согласные в корне слова"
НЕПРОИЗНОСИМЫЕ урок.doc

 

                                              МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

                                                 Заборная Мария Михайловна, учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка  во 2 классе

"Непроизносимые согласные в корне слова"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Газ-Сале

2014 год

 

 

Предмет:  Русский язык. УМК «Начальная школа 21 века».

Класс:  2класс

Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного  метода). Проект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока:  «Непроизносимые согласные в корне  слова».                                                                                                                                           

Время  реализации  урока: 40 минут

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 2 класса по русскому языку  С. В. Иванов, Рабочая тетрадь "Пишем грамотно"   опорные плакаты:  «Правила сотрудничества в группе», «Рефлексия настроения», «Рефлексия деятельности».

Методическая цель:  активизация познавательной деятельности обучающихся  на уроках  русского языка  в процессе работы по технологии "Проблемное обучение" и использование АМО

 

Цели урока:

         Привлечь внимание к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами

        определенных   сочетаний звуков;

помочь осознать их,  как опознавательный признак еще одной орфограммы корня: буквы на месте «опасных» сочетаний звуков;

научить решению новой орфографической задачи с помощью известных способов проверки;

помочь запомнить непроверяемые написания;

 

Задачи:

  • Образовательная: формировать  ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по построению и моделированию понятия «Непроизносимые согласные в корне слова» для правильного использования в письменной речи.
  • Развивающая –   способствовать развитию  познавательного интереса, грамотной устной и письменной  речи, оперативной памяти, произвольного внимания,  наглядно-действенного мышления.
  • Воспитательная  - содействовать  положительной  мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета,  темы, привитию у воспитанников чувства любви и  интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

 

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные  УУД: умение определять и формулировать  тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий на уроке,  работать по  коллективно составленному плану,  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки,  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей,  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

 Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме,  слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

 Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного,  добывать новые знания, находить ответы на вопросы,  используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

 

Ход урока.

 

 

Этапы урока

Цель этапа

 

Деятельность педагога

 

Деятельность учащихся

Инициация

Упражнение «Приветствие»

Цель: создание доброжелательного отношения к друг к другу.

 

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего добра другому и скажите: " Я желаю тебе..."

Вот видите от ваших улыбок, добрых слов, уютнее и теплее стало в классе.

Сегодня на уроке вы будете исследователями.

(слайд №2)

Сейчас мы составим с вами азбуку хороших слов.

Каким вы хотите видеть наш урок? Назовите все слова на букву "пэ"

 

 

 

- Ребята, я очень хочу, чтобы наш урок получился  именно таким. Желаю вам хорошего настроения!

- Сегодня на уроке у нас необычные гости.

- Кто их узнал? Что вы уже о них знаете?

- Они приготовили для вас очень интересные задания и уверены, что вы с ними успешно справитесь.  (слайд №2)

(Ученики становятся в круг)

 (высказывания детей)

 

 

 

 

Поучительным, познавательным, полезным, прекрасным, прелестным.

 

 

 

 

 

 

(высказывания детей)

Вхождение или погружение в тему                               Метод

«Выбери меня»

Цель: развивать умения  учащихся конструктивно взаимодействовать в группе в процессе обучения, содействовать сплочению группы

leo.pngzayka.pnghttp://1.bp.blogspot.com/-0YIRE8lv5sg/UWZyEUXN9rI/AAAAAAAAASg/ctrig0dMCH0/s1600/506973_html_m3a02630.pngПроведение: ученикам предлагается выбрать талисман Сочи - 2014. После того как все участники выбрали  свои талисманы, учитель предлагает объединиться в группы.

 

 

 

 

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету прошепчу: Будет интересно!

Объединение в группы

Мотивация к учебной деятельности.

 

Метод «Я хочу научиться».

 

Цель: Создание условий для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность

 

 

 

 

- Чему вы учитесь на любом уроке?

 

- Напомните, что это значит?

 

 

 

 

-  Урок  русского языка. Он  посвящён открытию новых знаний.

- А как мы будем их открывать?

 

 

 

 - Вспомним правила работы в группе.

 

Правила сотрудничества в группе

 

- Слушать друг друга.

-  Уметь уступать

 - Уметь договариваться

 - Распределять роли в группе

 - Не мешать другим группам

 - В группе должны все работать

 

- Мы учимся учиться.

 

-Учиться это значит понять, чего я не знаю, и уметь самому добывать знания.

 

- Нам нужно выполним пробное действие.

 Когда у нас возникает затруднение, мы сами должны найти способ выхода из него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерактивная лекция

Метод «Ульи»

 

Выявление места и причин затруднения.

 

Цель: оживление внимания; структурирование материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарная работа

 

На столах у вас карточки, на них  написаны слова:

1. грусть, грустить, грустный

2. свист, свистеть, свистнуть

3. весть, известие, известный

4. звезда, звездопад, звёздный

- Запишите группы слов. Выделите корень в словах.

- Запишите данные слова с помощью транскрипции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что можете сказать об этих словах?

 

 

 

 

- Какой возникает вопрос?

 

 

 

- Какие есть гипотезы?

 

 

- Какие названия вы бы дали таким согласным?

 

 

 

- Когда человек встречается с затруднением, что надо сделать?

 

- Вы с этим согласны?

 

 

- Между какими звуками стоит непроизносимый согласный звук «т», "д"?

 

 

 

 

 

 

-Давайте поработаем со словами каждой группы. Как  это лучше сделать?

 

 

 

- Что вы наблюдаете?

- Сделайте вывод, когда же согласный звук не произносится?

 

 

- Какие звукосочетания можно назвать

опасными?

 

- Что привело к тому, что в корне слова один из звуков перестал произноситься?

 

- Сверьте ваше предположение (слайд №3)

(работа с учебником)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Цифровые образовательные ресурсы (видео)

 

- Сформулируйте тему урока.

 «Непроизносимые согласные в корне слова».

 

- Какова цель нашего урока?

 

 

 

 

- Вы уже многое знаете, но вокруг ещё много неизвестного.

- Хотите узнать больше?

- Готовы работать? Значит продолжаем.

- Прочитайте  пословицу:

Загадка для ума вкусна и сладка!

- Вы согласны с этим высказыванием?

- Рассмотрите внимательно картинке на слайде (слайд №4), назовите их, подберите  проверочные слова.

Помните о том, что сегодня непроизносимые согласные - "дежурные" на уроке.

 (на слайде № 4 появляются картинки, учащиеся отгадывают их и записывают парами проверочное - проверяемое)

 

 

- Как проверили и написали слово лестница?

Почему получилось разные мнения?

 

Давайте вместе с вами заглянем в тайны живого слова.

- Слово лестница образовано от древнерусского слова "лезти", что означало, то с помощью чего лезут.

 

- Что обнаружили?

 

 

- Что будем делать, чтобы не ошибиться?

 

 

- Теперь мы знаем, что правописание слова лестница нужно запомнить.

 

 

 

 

Что нового открыли для себя?

 

 

- Как будем действовать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся каждой группы ведут свои наблюдения и выдвигают несколько условий написания непроизносимого согласного в корне слова.

Записные наблюдения каждой группы вывешиваются на информационную доску.

 

 

- Эти слова однокоренные, в одних мы произносим звук «т», а в других нет.

 

- Почему в некоторых словах звук «т» не произносится?

 

Предположительно выдвигают разные гипотезы.

Хитрые, молчаливые, беззвучные, неслышные, незвучные, скрытые.

 

- Подумать и найти причину затруднения.

 

Высказывают разные мнения.

 

-Во всех группах последнее слово с  непроизносимым согласным «т», стоит между двумя согласными, а в первом  и во втором нет.

 

-Подчеркнём буквы, между которыми стоит согласная буква «т» и "д".

 

- Согласный звук не   

произносится, когда стоит между двумя согласными.

 

Сочетания [сн],  [с'н],  [зн], [з'н]

 

Сочетание трёх звуков.

 

 

Каждая группа обсуждает каждый пункт  правил.

Например:

а) положение: корень слова, между согласными  [сн], [зн];

б) сочетание трёх звуков;

в) наличие гласного между звуками опасного звукосочетания (грустить или позиция конца слова (грусть)

 

 

 

Высказывания детей

 

 

- Научиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

 

 

 

 

 

 

 

-Чтобы правильно написать слово с непроизносимым согласным звуком в корне слова, надо подобрать проверочное слово.

Солнечный - солнце,

Радость - радостный,

Звёзды - звёздное,

Лестница - ?

Высказывания детей.

 

 

 

 

 

 

 

- Слово не подчиняется способам проверки.

 

- Посмотрим в орфографический словарь  учебника.

Ассоциация: на лестнице есть ступени, в слове ступени - сочетание "ст" и, в слове лестница - сочетание "ст".

 

- Непроизносимый согласный бывает проверяемым и непроверяемым.

 

(высказывания детей)

 Эмоциональная разрядка (разминка)

 

Игра “Эстафета”

Цель: активизировать процесс мышления у учащихся, прийти в бодрое настроение.

 

Буква в слово просится.

Звук не произносится

Надо ль букву "т" и ль "д" писать.

Это надо проверять.

Проведение:

На доске рисунки с домиками. В первом домике живут слава с непроизносимым согласным звуком в корне слова ,  а в другом - слова "ловушки". Каждый из учеников получает слово с пропущенной буквой, он должен определить в какой домик приклеить своё слово. Можно воспользоваться советом команды. Выигрывает та команда, которая быстро и правильно выполнит задание. Выигравшей команде вручаются медали.

 

 

 

 

 

 

 


Правильность выполнения заданий проверяется (слайд №   )

Работы учеников и слайды презентации позволяют учащимся получить эмоциональную разрядку.

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву "т" писать напрасно.

Всем известно, как прелестно

Букву " т" писать уместно.

 

 

 

 

 

 

 

Ярос...ный, счас...ливый, прес...ный, небес...ный, чес...ный, алмаз...ный, поз...ный, безобраз...ный, любез...ный, вес...ник, опас...но, вкус...ный,  радос...ный, интерес...ный, трос...никовый, чудес...ный, капус...ный, ненас...ный, доблес...ный, парус...ный, тес...ный.

Проработка содержания темы

Метод «Мозговой штурм»

 

Цель: закрепление правил правописания непроизносимого согласного звука в корне слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в

мини-группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа (модель1:1)

Цель:  выявление уровня  умений- применения новых знаний

 (слайд №6)

Ужас.но интерес.но всё то, что неизвес.но!

(Работа в парах. Составление памятки)

- Определите  способ действий, который необходим для правильного написания непроизносимого согласного. Выберите нужные пункты и расставьте порядок действий:

·         подбираю проверочное слово, в котором безударный гласный в корне стал ударным;

·         подбираю проверочное слово, в котором парный согласный слышится отчетливо;

·         подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;

·         пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;

·         не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;

·         запоминаю, если не проверяется;

- Сравните с эталоном алгоритма .Самооценка. (слайд №7)

·         подбираю родственное слово, в котором непроизносимый согласный слышится отчетливо;

·         пишу непроизносимый согласный, если он есть в проверочном слове;

·         не пишу непроизносимый согласный, если его нет в проверочном слове;

 

Работ   в роли консультанта – командиры групп и учитель. Каждая команда выполняет задание соответствующее их уровню и способностям.

(индивидуально-дифференцированный подход) Каждое задание на отдельном листе. Результат выполнения вывешиваются на доску. В результате можно сразу определить объем,  быстроту и результативность выполнения заданий.

Например:

1 группа(сильная)

Спишите слова парами, заменяя звуковую запись второго слова буквенной.

Участие - [уч'ас'н'ик]     

Солнышко -  [ сонцэ]      

Звезда -  [зв'озный']   

Уста - [усный' ]    

Свист -[св'снут'] 

Лесть -  [л'эсный']

 

2-3 группа (средняя)

Упражнение 4, с.62 (тетрадь "Пишем грамотно")

Вставь, где нужно, буквы.

Капус_ный          лес_ница            чудес_ный

счас_ливый        праз_ник             вкус_ный

свис_нул            здра_ствуйте       прекрас_ный

крепос_ная        чу_ствовать         опас_ный

 

Какую закономерность в расположении слов тебе удалось заметить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 группа (слабая)

Вставьте, если необходимо, буквы. Рядом записывайте проверочные слова.

мес_ность   - 

учас_ник    -

чудес_ный  -

счас_ливый -

поз_но     -

сер_це  -

прелес_ный  -

прекрас_ный  -

 

(слайд № 8)

 

 

 

Учитель отправляет каждому из учащихся тест. Тесты разного уровня,  в соответствии развития и способностей ребёнка. (индивидуально-дифференцированный подход)

За каждое правильно выполненное задание учащиеся получают медальки.

 

 

 

 

 

 

 

http://cs405827.vk.me/v405827844/350c/Spy1ulYdXoo.jpg 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Командиры групп объясняют ход выполнения заданий. Рассказываю, где были трудности при выполнении задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Первая группа слов: это слова в которых есть буква непроизносимого согласного звука;

Вторая группа: словарные слова;

Третья группа: здесь не пишется буква непроизносимого согласного звука.

 

 

Учащиеся работают в тетради "Пишем грамотно" Задания по выбору: с.61 упр.2 или с.62 упр.3

 

Результаты выполненной работы можно проверить с помощью подсказок в тетради "Пишем грамотно" с. 62

 

 

 

 

Каждый ученик на свой компьютер получает тест, выполняет его и по завершению теста видит свой результат и отметку.

                                                                                             

Рефлексия  учебной деятельности.

Метод "Квинтэссенция моих ожиданий"

Цель: подведение итога урока,  создание позитивного настроя;  дать каждому возможность высказаться.

Умение выделять главное, обобщать.

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

 

-  Наш  урок  подходит к концу. Назовите ключевые слова урока.

 

 

 

 

- Что нового узнали на уроке?

- Какую цель мы ставили на уроке?

 

 

 

 

- Оцените, каким для вас было общение на уроке.

- Выделите, только три слова, которые относятся к "дежурной" орфограмме на уроке.

(Слайд № №9)

(деловым, игровым, интересным, поучительным, познавательным, полезным, радостным, прекрасным, чудесным)

 

- Оцените свою деятельность на уроке, используя данные опорные слова.

Рефлексия деятельности

  - Сегодня я узнал…                                                                                                        - Было трудно…                                                        - Я научился…                                                         - Мне показалось важным…                             - Мне надо  поработать над ...

 

- Отметьте себя на «Лесенке Успеха».

- Что бы вы себе порекомендовали?

 

-Давайте оценим своё настроение на уроке.

Рефлексия настроения

- Меня удивило…

- Мне захотелось поделиться…

- Моё настроение…

- Заставил задуматься…

- Я хочу похвалить своих   одноклассников…

 

- Домашнее задание по выбору.

Обязательное: тетрадь "Пишем грамотно" упражнение 4, с.62 или учебник с.115 упр.3

 Творческое: сочинить  сказку о приключениях непроизносимых согласных.

 

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря.
 
Вы все очень постарались.
 
Вам понравилось, друзья?

- Спасибо за хорошую работу. (слайд №10)

Желаю вам дальнейших успехов.

 

- Согласные, непроизносимые, проверка, корень, звук, правило…..

 

 

Ответы учащихся

- Научиться  правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне  слова.

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 Оценивают себя по «Лесенке Успеха».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель: Заборная Мария Михайловна, учитель начальных классов


МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа

Предмет: Русский язык. УМК «Начальная школа 21 века»

Предмет: Русский язык. УМК «Начальная школа 21 века»

Ход урока. Этапы урока

Ход урока. Этапы урока

Чему вы учитесь на любом уроке? -

Чему вы учитесь на любом уроке? -

Словарная работа На столах у вас карточки, на них написаны слова: 1

Словарная работа На столах у вас карточки, на них написаны слова: 1

Словарная работа На столах у вас карточки, на них написаны слова: 1

Словарная работа На столах у вас карточки, на них написаны слова: 1

Как будем действовать?

Как будем действовать?

Работа в мини-группах

Работа в мини-группах

Самостоятельная работа (модель1:1)

Самостоятельная работа (модель1:1)

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2021