Мариновская казахская средняя школа
Русский язык
9 класс
Тема урока: Типы сложносочиненных предложений с соединительными союзами
Учитель русского языка и литературы
Аубакирова Л.К
«Типы сложносочиненных предложений. ССП с соединительными союзами»
Цели:
1. Закрепить знания о сложносочиненных предложениях.
2. Выработать навык постановки знаков препинания в сложносочиненных
предложениях
с соединительными союзами .
3. Употреблять сложносочиненные в речи.
Задачи организационной деятельности учителя:
-предметные:
-формирование умений определять вид сложносочиненного предложения;
-формирование умений различать виды сложносочиненных предложений;
-формирование умений употреблять в речи сложносочиненные предложения;
-развитие пунктуационных навыков;
-метапредметные:
-организовать деятельность учащихся по развитию умений работать с текстом и получать информацию из разных источников;
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
-личностные:
-способствовать формированию умений договариваться о совместной работе, формирование умения участвовать
в коллективном обсуждении проблемы;
-развитие навыков монологической речи;
-развитие навыков индивидуальной и групповой работы;
-развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Тип урока: комбинированный.
Применяемые образовательные технологии: диалоговое обучение , критическое мышление , использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании и обучении.
Ход урока
І Организационный момент
Позитивный настрой на урок
Чтоб урок наш стал
светлее,
Мы поделимся добром.
Вы ладони протяните,
В них любовь свою вложите,
Ей с друзьями поделитесь
И друг другу улыбнитесь.
ІI. Повторение пройденного .
1. Цифровой диктант:
- Простое предложение имеет одну грамматическую основу?/1/
- Сложные предложения имеют одну грамматическую основу?/0/
- Подлежащее может быть выражено глаголом?/1/
- Сказуемое может быть выражено существительным? /1/
- Дополнение отвечает на вопрос чей? Чье? /0/
- Обстоятельство указывает на причину действия? /1/
- Определение может изменяться по числам ?/1/
- Союзы являются членами предложения? /0/
10110110
Для более плодотворной работы давайте разделимся на группы
Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения.
Актуализация знаний
Обратите внимание на эти цитаты:
Время проходит, но сказанное слово остается.
Л.Н.Толстой
Язык у человека мал, а сколько жизней он сломал.
Омар
Хайям.
Как вы понимаете смысл этих выражений?
Пранализируйте эти предложения с точки зрения грамматики
Какие это предложения простые или сложные ?
На что мы обращаем внимание, анализируя сложные предложения?
Что мы находим в предложениях, прежде всего.
Какие это сложные предложения?
Хорошо , чтобы обобщить наши знания о синтаксисе проведем ГОРЯЧИЙ СТУЛ
Я надеюсь, что вы уже безошибочно определяете сложные предложения.
Проверим, сможете ли вы найти сложные предложения.
Задание 1.
Выполним первое задание. Найти сложные предложения, определить их вид.
Работа с учебником стр47 упр 147
Заполним таблицу /1,2,3,/
Простое предложение |
Сложносочиненное предложение |
|
|
Представитель от
каждой команды запишет на доске предложения и мделает синтаксический разбор и
составит схему
ІІІ.
Новая тема
Определение темы урока
А) Вводная беседа
-Какие предложения называются сложносочиненными?( сложное предложение, в котором два или более простых предложений связаны сочинительными союзами и интонацией)
-Какие сочинительные союзы вы знаете?
-На какие группы делятся сочинительные союзы? (соединительные, разделительные и противительные)
Б) Объяснение нового материала.
По аналогии с сочинительными союзами ССП делятся на 3 группы (слайд №7 )
Каждая группа предложений отличается значениями, которые может передавать.
- Какой вывод вы можете сделать, посмотрев на экран?
- Какие союзы относятся к соединительным? (и, да (=и), ни…ни, тоже, также)
- Какое значение имеют ССП с соединительными предложениями? (ССП с соединительными союзами выражают одновременность и последовательность, а также причинно-следственные отношения)
В) Внимательно прочитайте и определите значения предложений (слайд №8)
ІҮ . ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Работа в группах
1 г : Анна не отвечала, и пауза затянулась.
(одновременность действий)
2 гр: В это время дверь одного из шалашей отворилась, и старушка в белом чепце, опрятно и чопорно одетая, показалась у порога. (А.С. Пушкин) (последовательность)
3 гр: Антон ударил по лошадям, и они выехали со двора. (А.С. Пушкин) (Причинно-следственная связь)
1 гр: Разлука с любимыми тяжела, но она легче жизни с нелюбимыми.
(противопоставление)
2 гр: Ночью долго бушевала гроза и лил дождь как из ведра. ( одновременность)
3 гр: Не то он заболел, не то мать оставила его дома помочь по хозяйству.
(взаимоисключение)
Выйти к доске записать предложения и составить схему предложения
3. Для проверки полученных знаний на уроке выполним задния по карточкам
Первая группа
• Какие сочинительные союзы употребляются не в начале второго
предложения, а в середине его? (тоже, также, же)
• Определите вид предложения:
На тенистых зеленых лужайках цвели желтые кувшинки, куриная слепота и рос
папоротник.
Можно ли превратить это предложение в простое, опустив слово «рос»?
(Сложносочиненное предложение с общим обстоятельством места. Нельзя, т.к.
папоротник не цветет).
Вторая группа:
• Какие предложения называются сложносочиненными?
• Закончите предложение: Сочинительные союзы делятся на три
группы: …
• Когда простые предложения, входящие в состав
сложносочиненного, не разделяются запятыми?
Третья группа:
• Какое предложение называется сложносочиненным?
• Чем сложносочиненное предложение отличается от простого с
однородными членами?
Итоги урока
Рефлексия. Что нового дал мне сегодняшний урок? Нужно ли мне это?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.