МБОУ Гонодинская СОШ Урок открытия нового знания по русскому языку в 5 классе
Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУСОШ №5 г.Беслан РСО-Алания Дзестелова Лариса Викторовна
Тема: «Разносклоняемые существительные»
Цель: познакомить учащихся с разносклоняемыми существительными, выяснить, почему они так называются.
Задачи урока:
Обучающая: научить распознавать разносклоняемые существительные в текстах.
Развивающие: развивать логическое мышление, обогащать словарный запас, развивать речь учащихся.
Воспитательная: прививать интерес к предмету.
УУД:
Регулятивные: формирование умения определять учебную задачу и планировать последовательность действий для её решения.
Познавательные: умение осуществлять анализ и выделять существенные признаки, делать выводы.
Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с заданной темой.
Оборудование, техническое оснащение: Презентация, компьютер, проектор, экран; раздаточный материал, карточки с заданиями; памятка :правила работы в группе, чистые листы бумаги, ручки, карандаши; толковые словарь.
Методы обучения:
На уроке использованы следующие методы (по системе методов проблемно-развивающего обучения, разработанных М.И. Махмутовым): диалогический, эвристический и исследовательский.
Формы организации учебной деятельности учащихся:
На уроке используются три основные формы: фронтальная, индивидуальная и групповая.
Литература: Русский язык: учеб. для 6 класса /(Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др.).-М.:Просвещение, 2020.
Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы.
Толковый словарь под ред. С.И.Ожегова
В.В.Волина Русский язык (Серия «Учимся играя»).-изд-во «Арго», 1996.
Презентация составлена по материалам
книги Татьяны Рик «Здравствуй, имя существительное!»
М.;РИО «САМОВАР», 1995 г.
Ход урока (структура и содержание):
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые УУД |
Орг.момент Настрой на урок 1 мин.
Слайд 1 |
Учитель: В стране родного языка Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Откройте свои тетради и запишите число. Одиннадцатое декабря Классная работа |
Слушают, настраиваются на урок. |
Личностные: внимание, уважение к окружающим; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: саморегуляция |
Логическая разминка 2мин.
Слайд 2
Слайд 3 «Найдите подобное» 1,5 мин.
Слайд 4
Самопроверка Слайд 5
Новый материал Слайд 6
Формулировка темы и цели урока 10 мин.
Слайд 7
Слайд 8 Лаборатория «Открытие нового» (работа в группах) Слайд 9-11 7 мин.
Социализация (представление результатов работы в группах) Слайд 12-21
|
Учитель: Сгруппируйте слова по общему признаку, найдите различия. 1. Дождь, слякоть, время, дождевик; 2. Добрый, имя, отзывчивый, радостный; 3. Пустыня, пламя, дерево, блистать Учитель: Какие слова лишние, почему? Выпишите из стихотворения Татьяны Рик существительные, оканчивающиеся на –МЯ Учитель: Ребята, сколько существительных вы выписали? (10) Учитель: 10 существительных на –МЯ и существительное ПУТЬ называют РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ.
Учитель: О чём на уроке сегодня будем говорить? Учащиеся: формулируют тему урока. Учитель: Ребята, исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего урока. Лаборатория «Открытие нового» (работа в группах) Памятка «Как работать в группе» Учащиеся получают задания по группам. Группа №1 Цель: 1.Объяснить лексическое значение слова БРЕМЯ. 2.Сравнить падежные окончания существительного 1 склонения ВЕСНА и разносклоняемых существительных БРЕМЯ и ПУТЬ. 3. Выяснить, совпадают ли окончания разносклоняемых существительных на –мя и существительного путь с окончаниями существительных 1 склонения. Если совпадают, то, укажите в каких падежах. Сделать вывод. 4. Придумать и записать со словом бремя предложение с одн. членами для синтаксического разбора Например, Для многих война стала тяжким бременем и тяжёлым испытанием.4 Группа №2 Цель: 1.Объяснить лексическое значение слова ТЕМЯ. 2.Сравнить падежные окончания существительного 2 склонения МОРЕ и разносклоняемых существительных ТЕМЯ и ПУТЬ. 3. Выяснить, совпадают ли окончания разносклоняемых существительных на –мя и существительного путь с окончаниями существительных 2 склонения. Если совпадают, то, укажите в каких падежах. Сделать вывод. 4. Придумать и записать со словом темя предложение с одн. членами для синтаксического разбора Например, Рана располагается в области темени головы и имеет фиолетовый цвет4. Группа №3 Цель: 1.Объяснить лексическое значение слова ПЛЕМЯ. 2.Сравнить падежные окончания существительного 3 склонения ДОЧЬ и разносклоняемых существительных ПЛЕМЯ и ПУТЬ. 3. Выяснить, совпадают ли окончания разносклоняемых существительных на –мя и существительного путь с окончаниями существительных 3 склонения. Если совпадают, то, укажите в каких падежах. Сделать вывод. 4. Придумать и записать со словом племя предложение с одн. членами для синтаксического разбора Например, С наступлением зимы и от голода все люди племени стали похожи на животных4. Группа №4 Цель: Выяснить, в каких падежах и в каком числе у существительных на –мя к корню прибавляется суффикс -ен- (-ён-). Сделать вывод. Группа №5 Цель: Выяснить, в каком падеже во множественном числе в словах СЕМЯ, СТРЕМЯ к корню прибавляется суффикс –ЯН-. Сделать вывод. Каждая группа получает таблицу для наблюдений и выводов.(См. приложение) Учащиеся представляют свои исследования и выводы.
Падежные окончания существительных 1 склонения и существительных среднего рода на –МЯ не совпадают.
Существительные среднего рода на –МЯ и существительное мужского рода 2-го склонения ПУТЬ в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ЕМ (-ЁМ) Н.:БРЕМЕНЕМ (Т.п. на –МЯ), ПУТЁМ (Т.п.).
Существительные среднего рода на-МЯ и существительное мужского рода 2-го склонения ПУТЬ в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения –И. Н.: ВЫМЕНИ (Р.,Д.,П. на –МЯ)
У существительных на –МЯ в родительном, дательном, творительном и предложном падежах в единственном числе и во всех падежах во множественном числе к корню прибавляется суффикс –ЕН-(-ЁН-). Н.: НА ЗНАМЕНИ, ЗНАМЁНА.
В словах СЕМЯ, СТРЕМЯ в родительном падеже во множественном числе к корню прибавляется суффикс –ЯН Н.: СЕМЯН,СТРЕМЯН |
Группируют слова по общим признакам, называют в каждом ряду 4-ое лишнее. Выявляют их общие признаки. Читают стихотворение, находят подобные слова и записывают их к себе в тетрадь; сверяют выписанные существительные с эталоном на слайде. Формулируют цель урока: выяснить, почему 10 существительных на –МЯ и существительное 2-го склонения ПУТЬ называют РАЗНОСКЛОНЯЕМЫМИ?
Работают в группах
Объясняют лексическое значение слова, сравнивают падежные окончания, выполняют синтаксический разбор предложения.
|
Познавательные:
Коммуникативные: · изложение своего мнения; · аргументация своего мнения; учет разных мнений.
Регулятивные:
планировать деятельность с помощью учителя.
Познавательные:
Коммуникативные: · изложение своего мнения; · аргументация своего мнения; учет разных мнений. |
Физкультминутка1,5 мин. |
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) |
Выполняют команды для динамической паузы |
Личностное: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. |
Работа с учебником Слайд 23
Слайд 24 Тренировочные упражнения.
Слайд 25
Слайд 26 Слайд 27 |
П.45, стр.136 Сравните свой вариант правила с правилом в учебнике? Почему 10 существительных ср. р. на –мя и существ. 2 склонения называются разносклоняемыми? «Соколиный глаз» Задание: Выпишите разносклоняемые существительные. Выделите суффиксы и окончания. По семени и плод. До поры, до времени не сеют семени. Не по темени, так по макушке. Большого пламени не задуешь. Пожалел темени, так ударил в косицу. Не в золоте богатство, а в добром имени. Самопроверка Семени (Д.п. на –мя) времени (Р.п. на –мя) семени (Р.п. на –мя) темени (Д. п. на –мя) пламени(Р.п. на –мя) темени (Р.п. на –мя) имени (П.п. на –мя) «Мозаика» Сформулируйте задание. Выполните его. «Корректор» Найдите и исправьте ошибки. |
Читают правило, закрепляют, корректируют, обобщают. |
Познавательные: · анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие; · осознанное построение речевого высказывания. Регулятивные: · оценить степень успешности выполнения задания; · корректировка. Коммуникативные: · изложение своего мнения; · аргументация своего мнения; · учет разных мнений; участие в диалоге. |
Слайд 28
Заполнение листов успешности |
Рефлексия Сегодня я узнал(а)…. Было интересно… Я выполнял(а)… Я могу… Меня удивило… Учащиеся сами оценивают свою работу (листы самооценки см. Приложение) |
Дают оценку своей деятельности на уроке. |
Регулятивные: оценка степени успешности |
Слайд 29 |
Домашнее задание • П.45 правило • Выучить разносклоняемые существительные • Упр.254 или 255 |
|
Регулятивные: слушают, чтобы качественно выполнить домашнее задание.
|
Творческое задание в группах на следующий урок (представитель от каждой группы вытягивает листок с заданием) |
«Оратор» За 1 минуту убедить своего собеседника в том, что знание этой темы просто необходимо. «Шапка вопросов» Придумать и записать несколько вопросов по теме «Разносклоняемые существительные» «Шифровщики» Зашифровать одно из 10 существительных на –МЯ. «Автор» Если бы вы были автором учебника, как бы вы представили эту тему ? «Ситуация» Создать ситуацию, в которой нужно знание темы «Разносклоняемые существительные» |
|
|
|
Учитель: Урок окончен. Спасибо за работу! |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.