Урок русского языка по теме "Числительное как часть речи"
Оценка 4.9

Урок русского языка по теме "Числительное как часть речи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
17.06.2022
Урок русского языка  по теме "Числительное как часть речи"
Числительное как часть речи. 6 класс.docx

Предмет: РУССКИЙ ЯЗЫК

Класс: 6

Тип урока: открытия нового знания (ОНЗ)

УМК: Русский язык

 

Технологическая карта урока

 

Блок

Содержание блока

Информационный

Тема: «Имя числительное».

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Мотивационно-целеполагающий

Цели:

  1. Образовательная: дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные;
  2. Воспитательная : на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре;
  3. Развивающая: развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы.

Задачи:

1. Создать условия для открытия нового знания учащимися;
2. Обучать детей узнавать имя числительное в ряду слов;
3. Формировать умение различать порядковые и количественные числительные.
4. Дать возможность обучающимся научиться узнавать простые, составные и сложные числительные.

Ожидаемые результаты урока:

  • предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное»,» и выявлять отличия между ними, научатся находить имена числительные в тексте.
  • личностные : обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

метапредметные:

познавательные - обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры в тексте.

регулятивные - навык составления плана и последовательность действий, постановки учебной задачи на основе соотнесения известного и нового; осознают качество и уровень усвоения (оценивают достигнутый результат; проводят взаимоконроль и самооценку в процессе коммуникативной деятельности;

коммуникативные - умеют слушать и слышать друг друга; умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в устной форме; вступают в диалог, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

Содержательный

Основные понятия. Имя числительное, разряды имён числительных- количественные (восемь, тринадцать); 2)собирательные (трое, семеро); 3) дробные (одна вторая, три пятых); 4) порядковые (четвертый, семьдесят первый).

Структура имён числительных: простые (имеющие в составе один корень): один, двое, третий;

2) сложные (образованные сложением двух или нескольких слов):  восьмидесятый, девятьсот;

3) составные (в состав которых входят два слова или несколько слов): сто пятьдесят один, двести второй, одна шестая.

 

Инструментальный

Образовательные технологии: проблемное обучение; технология развивающего обучения; технология личностно-ориентированного обучения; технология коммуникативного обучения ; технология критического мышления.

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы и формы оценивания: самооценка, взаимоконтроль, метод «обратная связь», оценка учителя

Ресурсы

Основные: учебник, рабочая тетрадь, ПК учителя,

Дополнительные: карточки для парной работы, карточки для работы в группе.





                                                                                               Технологический блок

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Предполагаемый результат

1

Организационный момент. Подготовка к активной деятельности учащихся.

Включение детей в деятельность.

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

-Добрый день!- тебе сказали.

-Добрый день,- ответил ты.

 

Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.

Запишем в тетради, какое сегодня число.

 

Включение в работу, самоопределение.

Обучающиеся включаются в работу.

2

2.Актуализация знаний

Сегодня у нас необычный урок. На этом уроке мы с вами будем закреплять те знания, которые у вас уже есть и добывать новые знания. Но необычен урок тем, что знания эти вы должны будет найти и сформулировать сами.

Отвечают на вопросы.

Освоение лингвистических терминов, осознание того, что знаний недостаточно для полных ответов

3

Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Работать начнём в группах.
Итак. У вас на столе лежат слова… Ваша задача: разложить эти карточки в конверты в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово. Постарайтесь работать дружно, так чтобы каждый был активен. Сейчас наша основная задача – не скорость, а качество выполнения.
Прочитайте надписи на конвертах. А если вы встретите слова, которые ни к одной из частей речи не подойдут – оставьте их на столе.
Проверим, что у нас получилось. 
Группа № 1 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя существительное»
Читают слова: урок, красавец, сон, прыжок, бег
Докажите, что эти слова являются существительными.
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Ответы детей: Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос «кто? что?»
Группа № 2 – прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Имя прилагательное»
Читают слова: красив, высокий, сонный, грустный, хорош
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кого-то из вашей группы я хочу попросить дать характеристику имени прилагательному, как части речи. Кто ответит?
Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?» В предложении чаще всего является определением.
Группа № 3– прочтите, пожалуйста, карточки с какими словами вы положили в конверт «Глагол»
Читают слова: прыгать, сплю, бегать, выучи, бегаем
Спасибо. Все ли согласны? Может быть, кто-то хочет дополнить?
Кто из вас даст характеристику глаголу?
Ответы детей: Глагол – это часть речи, обозначающая действие предмета и отвечающая на вопросы «Что делать? Что делал? Что сделал? Что буду делать? Что делаю?»)
Возможные ошибки:
Обучающиеся могут допустить ошибку в определении части речи в словах «хорош», «бег», «прыжок», «красив», «красавец», 
В случае ошибки, другие ученики пытаются определить часть речи и доказать свою точку зрения.

Какие же слова у нас остались? 
Читают слова: шестой, восемьсот, двенадцать, двадцать шестая, сто тридцать семь, шесть, двести сорок пятое, двенадцатый, семьдесят, первый.

Что при помощи чисел можно сделать? (посчитать количество предметов и определить порядок при счёте)

-Приведите примеры (посчитайте количество гостей). Определите, кто где сидит)

Итак, мы выяснили, что эти слова обозначают : порядок при счете или количество предметов
Как мы можем назвать такую часть речи?
Можете назвать тему нашего урока?

Определим цели урока..Оцените работу каждой группы, дорисуйте смайлик. Аргументируйте свое решение.

Работают в группе.

Через разрешение проблемной ситуации  формулируют тему и цель  учебной деятельности в диалоге с учителем.

 









.



Обучающиеся могут дать определение имени числительному, могут отличить имя числительное от других частей речи.

 

 

 

 

 

 

4

Творческая практическая деятельность, иллюстрирующая природу изучаемого явления, составление связного рассказа об изучаемом явлении.

Учитель: Давайте еще раз  назовем, какую часть речи мы начинаем изучать: имя числительное. (прикрепить на доску лист с названием темы урока) (кластер)

Запишите тему урока в  тетрадь.

 На какие вопросы отвечает имя числительное? – какой? Сколько? (прикрепить листы с вопросами)

Что обозначает числительное? – число, количество, порядок предметов при счете. (прикрепить на доске листы с надписями)

Числительные делятся на количественные и порядковые. (прикрепить на доске листы с надписями) какой? вопросы отвечает имя числительное? речи мы начинаем изучать: имя числительное в тексте, различать количественные и

Выполнение задания: Расположить числительные  в два столбика. В первый столбик запишите количественные числительные, во второй - порядковые. Взаимопроверка.

А теперь давайте, узнаем могут ли числительные изменяться по падежам. Работа у доски. Задание: просклонять слово шесть и шестой.

Какой вывод мы можем сделать? (Числительные изменяются по падежам).

Мы с вами узнали морфологические признаки числительного, а синтаксическую роль числительного  в предложении вы мне назовете сами. Работать будете  в парах. Напомните правила работы в парах. Я раздам вам лист, на котором написаны предложения. Вам нужно определить каким членом предложения является числительное. Помните, что сочетание числительного с существительным является одним членом предложения.

 

Каким членом предложения может быть числительное? - разными (прикрепить на доске листы с надписями)

- Откроем учебник на странице 43 и проверим, все ли правильно мы с вами сделали?

 

 

Записывают тему урока в тетрадь.

По вопросам совместно с учителем составляют кластер. числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся различать количественные и порядковые числительные, употреблять числительные в речи правильно.

Проводят взаимопроверку.

 

Два человек выполняют задание у доски остальные в рабочих тетрадях.

Работают в паре. Узнают синтаксическую роль в предложении, делают выводы.

 



 

 

 

 

Умеют составлять кластер

5

 

 

 Физкультминутка

 

 

Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить несложные физические упражнения

Я называю несколько числительных. Если вы слышите количественные - встаёте, если порядковые - садитесь.
25, четвёртое, 7, восьмое, 60, 345, две тысячи восьмой, 564, девяносто третья.

выполняют физические упражнения

 

Осознают необходимость заботиться о своём здоровье

6

 

 

 

 

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

 

Откройте учебник , прочитайте правило на стр.393

Обратите внимание, что числовые значения могут иметь и другие части речи: глаголы, существительные, прилагательные.   Отличие числительных от других частей речи. Наблюдение.

-Какие же части речи могут выражать числовое значение? Для этого….

Образуйте от данных числительных следующие части речи: глагол, прилагательное, существительное. (работа в парах)

Два - удвоить, двойной, двоечник

Три - троечник, утроить, тройной

 

Сейчас я предлагаю вам рассмотреть упражнение 394 на странице 44.

Рассмотрите рисунки. Какие однокоренные слова пытался проиллюстрировать художник? Определите часть речи каждого слова. –

Три мальчика. – сколько? - числительное.

- трехмачтовое судно – какое? - прилагательное (от словосочетания – три мачты)

- оценка три -

- тройка лошадей. (что?) - существительное.

( попробуйте записать эти слова с помощью цифр) – нельзя.

Какой вывод можно сделать? – числительное можно записать и цифрой, и словом, другие части речи цифрой нельзя записать.

 

Работают с учебником выполняют упражнение, отвечают на вопросы, выделяют главное, в сотрудничестве с учителем учатся делать выводы об отличии числительных от других частей речи с числовым значением.

 

 

Умеют выделять главное, делать выводы

7

Закрепление изученного материала

Давайте посмотрим, хорошо ли вы знаете пословицы. Предлагаю вам выполнить небольшой тест. Согласны?

Выполняют тестовое задание индивидуально.

 

Оценивают сою работу.

Выполняют тест.

8

Подведение итогов. Рефлексия. Выставление отметок. Домашнее задание.

 

- Что нового вы узнали на уроке?

Какие трудности встретились вам и как вы их преодолели? Где вам в жизни пригодится знание о числительном?

Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение сейчас у вас?

Домашнее задание:

Выполните одно  из заданий  по своему выбору: упражнение 395  или запишите 10 фразеологизмов с числительными.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Делают выводы. Отвечают на вопросы.

Умеют определять своё эмоциональное состояние, делать выводы.

 


 

Предмет : РУССКИЙ ЯЗЫК Класс : 6

Предмет : РУССКИЙ ЯЗЫК Класс : 6

СодержательныйОсновные понятия

СодержательныйОсновные понятия

Методы и формы оценивания: самооценка, взаимоконтроль, метод «обратная связь», оценка учителя

Методы и формы оценивания: самооценка, взаимоконтроль, метод «обратная связь», оценка учителя

Целеполагание. Создание проблемной ситуации

Целеполагание. Создание проблемной ситуации

Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?»

Ответы детей: Имя прилагательное – это часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой? какая? какое? какие?»

Определите, кто где сидит) Итак, мы выяснили, что эти слова обозначают : порядок при счете или количество предметов

Определите, кто где сидит) Итак, мы выяснили, что эти слова обозначают : порядок при счете или количество предметов

А теперь давайте, узнаем могут ли числительные изменяться по падежам

А теперь давайте, узнаем могут ли числительные изменяться по падежам

Физкультминутка Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить несложные физические упражнения

Физкультминутка Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить несложные физические упражнения

Какой вывод можно сделать? – числительное можно записать и цифрой, и словом, другие части речи цифрой нельзя записать

Какой вывод можно сделать? – числительное можно записать и цифрой, и словом, другие части речи цифрой нельзя записать

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2022