Урок русского языка по теме: «Непроизносимые согласные»
Цель урока: формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными;развивать орфографическую зоркость, речь, внимание.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока.
Сегодня мы попадем на необитаемый остров. Но не совсем необитаемый, а на нем проживают буквы. А какие угадайте.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке. (Непроизносимые).
2. Объявление темы урока.
А как мы попадем на этот остров?
Предлагаю отправиться туда на корабле. Но для того, чтобы попасть на корабль, необходимо правильно записать число в тетрадях и объяснить написание изученных орфограмм.
Посмотрите, корабль готов к плаванью.
3.Чистописание.
Учитель прикрепляет на доску рисунок корабля.
б к х м
в д т н
з с ц в
л ф ч р
Вот мы и на палубе. Теперь – вперед, покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. Вот каким будет первое испытание.
Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите «лишние». Именно их мы будем писать. ( Это буквы л, д, т, в).
Докажите свою точку зрения.
1 столбик – буквы, обозначающие парные согласные звуки, л – непарный.
2 столбик – буквы, обозначающие глухие согласные звуки, д– звонкий.
3 столбик – буквы, обозначающие непарные глухие согласные звуки, т – парный.
4 столбик – буквы, обозначающие непарные звонкие согласные звуки, в – парный.
Напишите строку этих букв л, д, т, в.
4. Закрепление пройденного материала.
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Вдруг преграда на пути
Дети, как же нам пройти.
Вы заданье прочитайте
И ошибки отгадайте!
Задание на карточках:
1.Исправь ошибки и объясни написание.
У маленьких катят аткрылись гласки и прарезались зупки. Малышы первый рас выбрались изкарзинки.
Один залес подшкаф. Другой заполс подкравать.
С помощью сигнальных карточек проверим. Молодцы! Полный вперед.
5. Знакомство с новым материалом.
Вот и остров, посмотри!
Краше вида не найти.
Предлагаю поприветствовать остров. Каким словом обычно приветствуют при встрече? (Здравствуй).
Поприветствуем вместе.
Какой удивительный остров. Как ярко светит (солнце).
Как радостно бьется (сердце).
Здравствуй, солнце, радостно, сердце. |
Прочитайте слова в рамочке. Что их объединяет между собой? (В середине каждого слова имеется несколько гласных, стоящих подряд)
Произносите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные хорошо слышны? (Нет).
Произнесите слова по очереди, сравните с написанием. Какой согласный не произносится, а буква пишется?
(В слове здравствуй не произносится [в], но буква пишется).
(В слове солнце не произносится [л], но буква пишется).
(В слове сердце не произносится [д], но буква пишется).
(В слове радостно не произносится [т], но буква пишется).
Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните непроизносимые согласные.
Перечислите согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся. (в, д, л, д).
В какой части слова они находятся? (В корне слова).
Выделите корень в словах.
Как называются согласные, которые в корне пишутся, но не произносятся? (Непроизносимые).
Вот мы и узнали обитателей этого острова.
Учитель помещает карточки с буквами в, л, т, д на остров.
Дайте название острову название. (Остров непроизносимых согласных).
Учитель прикрепляет название острова на доску.
Как проверить непроизносимую согласную в корне слова? (Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, в котором эти звуки четко произносятся.)
Среди слов, которые написаны на карточках найдите те, которые будут проверочными. Обоснуйте свой выбор.
Здравие Солнце Радость Сердечко
здравствовать солнышко радостно сердца
здоровье солнечно радостный сердцевина
6. ☼ Физминутка.
Учитель показывает слова. Если в слове есть непроизносимые согласные вы плывете, если нет – присаживаетесь.
Земля, якорь, дожди, известняк, счастливый, туча, звездный, местный, известный.
7. Словарная работа.
Сегодня мы открыли новый остров в океане Букв. Можно сказать, что это для нас счастливый и радостный день, радостное событие. Каким близким по значению словом можно заменить эти выражения?
Праздник |
Учитель прикрепляет это слово на доску.
Сколько в этом слове согласных звуков и сколько букв? (6 согласных букв, но 5 звуков).
Какой непроизносимый звук? (Звук [д]).
Как проверить? (Не можем проверить).
Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить, то как его называют? (Словарное).
Следует запомнить его написание. Запишите слово, укажите ударение и подчеркните непроизносимую согласную.
Теперь подберите однокоренные слова к этому слову.
Отпраздновать, праздничный, празднично.
Что можно сказать о написании корня? (Во всех словах корень пишется одинаково).
8. Закрепление нового материала.
Вы любите стихи?
Дар поэтам дан не зря
Знают и его в морях
Вы стихи его прочтите
Имя вы определите.
(Дети читают стихи на карточках).
Мороз и солнце. День чудесный!
Еще ты дремлешь друг прелестный… А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Три девицы под окном пряли поздно вечерком!...
«Здравствуй князь ты мой прекрасный!
Что ты тих как день ненастный…» А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
Назовите слова с непроизносимыми согласными и назовите проверочные.
Солнце-солнечный, прелестный-прелесть, поздно-опоздать, здравствуй-здравие, ненастный-ненастье.
Задание на карточках.
Вы задание прочтите и ответы запишите.
А затем проверьте в паре
Правильно ли написали?
Задание: Прочтите текст. Спишите только те предложения, где встречаются слова с непроизносимыми согласными.
Наступил в.селый праздник. Погода ясная. Солнце льет св.и горячие лучи. На ул.цах народ.
Сч.стливые люди п.ют в.селые песни.Радостно встречают праздник школьники. Всем весело.
Проверим по парам, какие предложения вы написали?
Кроссворд.
Много нового узнали,
Но кроссворд не разгадали,
Мы сейчас его прочтем
За минуту разберем.
1Что согревает землю? (Солнце).
2Как называются ряд ступенек, идущих вверх? (Лестница).
3Как называется растение, растущее на болоте? (Тростник).
4Как называют того, ко принес весть? (Вестник).
|
1с |
|
||||||
|
О |
|
||||||
|
2Л |
е |
с |
3т |
н |
и |
ц |
а |
|
Н |
|
|
Р |
|
|||
|
Ц |
|
|
О |
|
|||
|
Е |
|
|
С |
|
|||
|
|
|
|
Т |
|
|||
4в |
е |
с |
т |
Н |
и |
к |
|
|
|
|
|
|
И |
|
|||
|
|
|
|
К |
|
9 Итог урока.
Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, вы узнаете название корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.
Буревестник.
Какая согласная в слове непроизносимая? (т).
Подбери проверочное слово. (Весть).
Как называют обитателей острова? (Непроизносимые согласные).
Почему их так называют? (При произношении их не слышно).
Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными? (Подобрать проверочные слова, в которых эти согласные слышатся четко).
А теперь давайте поблагодарим остров за прекрасное путешествие и в знак благодарности оставим сердечки, но только с условием: если вам понравился урок, то на острове оставляем красное сердечко, если не очень-зеленое, а если совсем не понравился-черное.
10 Домашнее задание.
Раздаются карточки с дифференцированными заданиями.
1Исправь ошибки и объясни написание.
У маленьких катят аткрылись гласки и прарезались зупки.
Малышы первый рас выбрались изкарзинки.
Один залес подшкаф. Другой заполс подкравать.
2 Среди слов, которые написаны найдите те, которые будут проверочными. Обоснуйте свой ответ.
Здравие Солнце Радость Сердечко
здравствовать солнышко радостно сердца
здоровье солнечно радостный сердцевина
3 Прочитайте отрывки и определите из каких произведений и кто автор.
Мороз и солнце. День чудесный! «Здравствуй князь ты мой прекрасный!
Еще ты дремлешь друг прелестный… Что ты тих как день ненастный…»
Три девицы под окном пряли поздно вечерком…
4 Прочитайте текст. Спишите только те предложения, где встречаются слова с непроизносимыми с согласными.
Наступил в.селый праздник. Погода ясная. Солнце льет св.и горячие лучи. На ул.цах народ. Сч.стливые люди п.ют в.селые песни. Радостно встречают праздник школьники. Всем весело.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.