Урок русского языка по теме: "Средства языка и речи. Речевые действия."

  • docx
  • 10.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок рус.яз.docx

Тема урока: Средства языка и речи. Речевые действия.

Цели урока:

1) углубить понятие о языке и речи;

2) изучить понятия: общение, цель общения;

3) сформировать умение видеть умение отличать значения данных слов в контексте, формировать навык работы со словарями.

Задачи:

Образовательные                       

1) обучить постановке цели занятия, организации процесса ее достижения;

2) обучить организации анализа, самооценки и рефлексии учебно-познавательной деятельности;

3) познакомить учащихся со значениями слов “речь”, “общение”, показать значение языка и общения в жизни людей.

Развивающие

1) развивать коммуникативную компетенцию;

2) развивать аналитические и творческие способности;

3) развивать мыслительную деятельность.

Воспитательные

1) показать богатство родного языка;

 2) прививать уважение к языку и его истории;

 3) воспитывать культуру поведения в обществе, уважение к чужому мнению.

Ход урока:

Этапы урока и цель каждого этапа

Деятельность учителя

I.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

 

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

- Начинаем урок русского языка. Каким вы хотите, чтобы был наш урок? (Интересным, полезным.)

- А какими должны быть вы во время урока? (Активными, внимательными, думающими.).

- Вы постараетесь сделать урок интересным и полезным? Я рада.

-Записываем число, классная работа.

II. Словарный диктант

Цель: проверить знания и умения учащихся по орфограмме «Безударные гласные в корне»

 

Зал...зать (рану), зал...зать (в яму), нак...лоть (дров), нак...лить (железо), нав..вать (сны), нав...вать (кудри), п...лоть (грядки), оп...лить (гуся), обв...вать (ветром), обв...вать (косы вокруг головы), об...жать (стадион), об...жать (слабого) + К1

Отв...рить курицу, отв...рить окно, пол...скать бельё, пол...скать ребёнка

К2

Прим...рить с...перников, прим...рять наряды, прож..вать в городе, прож...вать пирож...к

III.Формулирование темы урока

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.

 

-Ребята, посмотрите на рисунок на стр.13. Чем занимаются

дети? (Говорят, слушают, читают, пишут.)

— Как их действия можно назвать одним словом? (Обща-

ются.)

-Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

Давайте определим цели нашего урока.

IV. Работа  с учебником (открытие новых знаний)

Цель: После прочтения текста проанализировать,  сделать вывод, сформулировать правило

 

 

 

Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление

Цель: Применяя правило,  выполнить упражнение учебника

 

 

 

— Прочитайте текст над рисунком и ответьте на вопрос: что нужно, чтобы возникло общение?

— Запишите вывод в тетрадях.

Условия, необходимые для общения

1. Наличие двух сторон, участников общения: говоряще-

го — слушающего, пишушего — читающего.

- Продолжение наблюдения. Чтение теоретического материала III и Упр. 15.

и IV § 2.

Продолжение записи в тетрадях.

2. Цель общения.

3. Общий язык.

— Опираясь на сделанные записи, расскажите, что

нужно для того, чтобы состоялось общение.

- Давайте обратимся

к схеме рубрики «Проверяем себя».

- Работа с текстом на с. 15—16 по заданиям 1—6.

V. Физкультминутка

Цель: здоровьесбережение, активизация внимания

 

 

Физкультминутка:

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим. 

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво;

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек. 

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу! 

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали

VI Домашнее задание

 Дифференцированное домашнее задание.

1 вариант — списать слова из рубрики «Словарный

диктант» на с. 15, вставляя пропущенные буквы. Прове-

рить себя по словарю.

2 вариант — записать слова из рубрики «Словарный диктант» в два столбика: а) с проверяемыми буквами;

б) с непроверяемыми буквами.

желающие  — выполнить творческое задание 7 на с. 16.

VII. Рефлексия.

 

Кто считает ,что тему усвоил ставит возле темы «+», а у кого остались вопросы «-«