Урок русского языка в 9 классе
«Сложноподчинённые
предложения
с разными видами придаточных предложений»
Цели:
- Обобщить знания по изученной теме;
- Совершенствовать навыки определения видов придаточных предложений
и постановки знаков препинания в СПП;
- Продолжить работу по подготовке к Устному собеседованию и к ОГЭ;
- Воспитывать любовь и уважение к народным праздникам
I. Казалось бы, только вчера готовились к встрече Нового года, украшали кабинет, ставили ёлку, загадывали желания… А уже
Отгремел новый год полуночным салютом,
Отцвели фейерверки, отпели бокалы –
И оттаяла снова душа почему-то,
Как-то легче, светлее, спокойнее стало.
Праздники любят все. По разным причинам. Кто-то за то, что можно отдохнуть от работы или учёбы и провести время с семьёй. Кто-то любит дарить подарки или получать их. Праздники – это хорошее времяпрепровождение в кругу близких, родных и друзей.
А заметили ли вы, что каждый день есть какой-то праздник?
Вот, например, сегодня тоже есть праздник. Какой? Знаете?
(слайд №1)
21 января мир празднует один из самых позитивных и добрых праздников – Международный день объятий! Это неофициальный праздник, который появился в студенческой среде, а потом распространился по всему миру.
Во время родственного или дружеского объятия люди обмениваются душевным теплом и позитивной энергией. К тому же, как выяснили учёные, обниматься не только приятно, но и полезно для здоровья. Объятия улучшают иммунитет, нормализуют работу нервной и эндокринной систем, снижают давление и уровень стресса. А это нам сейчас ох как нужно!
Поэтому я предлагаю вам обняться и получить заряд позитива не только на этот урок, но и на весь день!
А от меня всем – обнимашка (учитель дарит каждому ученику вырезанную из бумаги обнимашку)
II. А мы продолжим тему прошлого урока «Виды придаточных предложений».
Открываем тетради, подписываем дату. Вспомним тот материал, который вам уже известен, и по ходу урока выполним задания на подготовку к Устному собеседованию (10 февраля) и задания на подготовку к ОГЭ.
(слайд №2)
Перед вами три предложения. Запишите их, расставляя знаки препинания. Разберите предложения и постройте схемы. Не забудьте указать виды придаточных предложений.
(Дети работают самостоятельно, потом устно объясняют постановку знаков препинания и рисуют схему на доске)
1) День объятий придумали студенты, чтобы иметь возможность сказать друг другу о своих чувствах.
2) Учёные считают, что объятия улучшают иммунитет, снижают давление и уровень стресса.
3) Объятия – ценный подарок, который приятно и полезно не только получать, но и дарить.
III. (слайд №3)
Повторим задания №3 и №4 ОГЭ.
Обнимая родителей, мы становимся спокойными.
Обнимая любимых, мы становимся счастливыми.
Обнимая детей, мы становимся добрыми.
Обнимая друзей, мы становимся искренними.
Обнимая знакомых, мы становимся открытыми.
Обнимая жизнь, мы становимся мудрыми.
- Итак, задание №3 «Пунктуационный анализ». Чем осложнено каждое из простых предложений? Объясните постановку знаков препинания.
(Простые предложения осложнены обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Обороты стоят в начале предложения, поэтому запятые ставим после деепричастных оборотов).
- Задание №4 «Синтаксический анализ текста».
Выпишите грамматические основы каждого предложения и определите вид сказуемого.
(Мы становимся спокойными, мы становимся счастливыми, мы становимся добрыми, мы становимся искренними, мы становимся открытыми, мы становимся мудрыми. Все сказуемые являются составными именными).
IV. (слайд №4)
Подготовка к устному собеседованию.
Задание №3, 1 вариант – Монологическое высказывание на основе описания фотографии «Светлое Рождество» (опрос нескольких человек)
V. Церковью в этот день, 21 января, отмечается память преподобного епископа Емелиана Кизического.
(Слайд №5)
В народе этот день называют Емельян зимний, или Емеля зимний, или Емельяны Перезимники. Поговорка «Мели Емеля – твоя неделя» своим появлением обязана этому дню.
Чтобы вечера не были скучными, обычно ходили друг к другу в гости и рассказывали разные небылицы.
(Слайд №6)
А мы продолжаем работу в тетради. Записываем предложения и разбираем их.
4)
Поскольку
работать в первой половине дня не дозволялось, чтобы скоротать время, люди
отправлялись друг к другу в гости, где за столом рассказывали интересные
истории.
С Емелиным днём связано много народных примет.
5) Если луна светит ярко, жди скорых морозов.
6) Коли Емельян тихим простоит, то и лето солнцем порадует.
Сегодня на уроке мы узнали о Дне объятий, об Емельянове дне, познакомились с народными приметами. Дома вам предстоит продолжить работу.
Д/З – Раздаточный материал. Списать и разобрать предложения.
Приложение
Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Постройте схемы сложноподчинённых предложений, указывая виды придаточных предложений.
Народные приметы на 21 января (Емельян Зимний)
1) Если на Емельяна ветер дует с юга значит летом будет много гроз.
2) Какой будет погода 21 января таким и будет август.
3) Снегопады – к дождям а солнечная погода означает что лето будет жарким.
4) Если на небе много звёзд а луна яркая то жди морозных дней в скором времени.
5) Если на Емельяна метёт метель лучше не отправляться в дорогу поскольку в этот день вьюга считается особо опасной и сильной.
6) Если окна в доме запотели то жди оттепели.
7) Если хорошо принять и угостить кумовьёв то дети будут расти здоровыми и счастливыми.
8) Кумовья приносили полотенце и мыло чтобы ребёнок рос румяным и белым.
9) Если помыть малыша таким мылом то это поможет защитить его от сглаза.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.