Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
Оценка 4.6

Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
22.02.2021
Урок русского языка "Правописание безударных окончаний имен прилагательных"
Урок "открытия нового знания" по УМК "Перспектива"нацелен на формирование умения писать безударные окончания имен прилагательных в единственном числе.
Комина О.И. СОШ № 9 Правописание безударных окончаний имен прилагательных.doc

Урок русского языка

   по теме

 «Правописание безударных окончаний имен прилагательных»

4 класс (УМК «Перспектива»)

учителя начальных классов МОУ «СОШ № 9» г.Энгельса Саратовской области

Коминой Ольги Ивановны

 

Цель: формирование умения писать безударные падежные окончания имен прилагательных в единственном числе.

Задачи: обобщить знания об имени прилагательном как части речи; познакомить со склонением имен прилагательных в единственном числе; разработать памятку «Как проверить безударные окончания имен прилагательных»; отрабатывать навык проверки безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; работать по плану; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять успешность своей деятельности и работы других.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения;слушать и  слышать других, пытаться  принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные результаты: чувствовать красоту и выразительность речи; проявлять уважение к одноклассникам, заботу к своему здоровью.

Ход урока:

1. Организационный этап.

- Подровнялись.

  Тихо сели.

 На соседа посмотрели.

 Дружелюбно улыбнулись.

 И ко мне все повернулись.

 

Отгадайте загадку

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:
Опишу любой предмет – 
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить. (прилагательное)

 

-Какое сейчас время года? Важно ли  зимой заботиться о своем здоровье? Почему? Что нужно делать, если почувствовал первые признаки простуды?

«Вот хорош. рецепт: столов. ложку липов. цвета заварить в обычн. стакане. Выпить настой горяч.»

-Понятен ли рецепт?

-Что сокращено в нем?(окончания прилагательных)

 -Что нужно знать, чтобы записать текст полностью?

-Значит, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

-Как будем изучать новую тему?(повторить то,что знаем, определить причину незнания, наметить план действий)

 

2. Актуализация знаний.

-Вставьте пропущенные буквы в слова:

агр..ном, в..р..бей, т..пор, ..бед, м..рковь, ..вес, б..лото, ин..й, л..пата.

-Какое слово лишнее? (иней-безударная гласная и)

-Найдите буквы для чистописания: 1)  является общей безударной гласной в словах (о) 2) буква, не обозначающая звука (ь)

-Пропишите строчку этих букв, увеличивая поочередно их последовательность

оь ооь ооьь оооьь оооььь

 

- Какое новое словарное слово  спряталось в данных словах? (автомобиль)

-Определите значение слова.

-Что можете сказать об этом слове, как о части речи?(существительное, м.р., ед.ч., 2 скл., неодуш., нариц., И.п.)

-Подберите и запишите подходящие имена прилагательные к данному слову, выделите окончания прилагательных (новый,спортивный, черный…) Определите устно падеж, род, число каждого прилагательного.Как вы это сделали?

 

-Восстановите правильный порядок действий, необходимых для определения рода, числа и падежа имен прилагательных.

2)Определить число и падеж, а в единственном числе и род имени прилагательного по числу и роду имени существительного.

1)Найти имя существительное,от которого зависит имя прилагательное

 

3. Открытие нового знания.

- Просклоняйте словосочетания (по1 человеку от ряда работают у доски): 1 ряд – хороший (рецепт); 2 ряд – столовая (ложка); 3 ряд – горячее (питье)

- В именах прилагательных поставьте ударение.

- Сравните окончания имен прилагательных в м. и ср. роде.

- Сравните окончания имен прилагательных в ж. роде.

- Обратите внимание на окончания имен прилагательных в родительном падеже м. и ср. рода. Как произносятся? А как пишутся?

- Назовите окончания в Р.п. м.р, Д.п. ж.р, Д.п. м.р, Т.п. ср.р, П.п. м.р, В.п. ж.р, Т.п. ж.р.

- Окончания имён прилагательных ударные или безударные?

- Объясните, почему написали именно такие окончания?

- Так, что нужно делать, чтобы правильно написать безударные окончания прилагательных?

-Попробуйте сами сформулировать правило написания безударных окончаний прилагательных.

- Прочитайте правило в учебнике и сравните свои выводы с имеющимися в учебнике.

-Что мы можем составить себе в помощь?

- Составьте  памятку «Как проверить безударные окончания имен прилагательных» (работа в малых группах)

1.      Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.

2.      Поставить вопрос к имени прилагательному в той же форме, которой требует имя существительное.

3.По окончанию в вопросе узнай падежное окончание.

 Физминутка

 

4. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.

-Выполните упр.88 (запишите словосочетания вместе с вопросами, выделите окончания вопроса и имени прилагательного-по цепочке)

-Как же писать безударные окончания имен прилагательных, сделайте вывод.

 

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы в окончания прилагательных. Надпишите над прилагательными род,число,падеж.

Весенн…  утром на ясн… небе появляются и медленно плывут облака. С высоты льётся звонк… песня жаворонка. От зимн… спячки просыпаются звери и насекомые. В прозрачн… воздухе пахнет ранн… весной. Над озером поднимается лёгк… туман. Он исчезает в лучах ярк… солнца. Легко дышится на весен… воздухе.

 

- Проверка по эталону.

- Как узнали, какое окончание надо писать у имен прилагательных? Что вам в этом помогало? 

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Сейчас я вам предлагаю выполнить тест:

   1.  Имя прилагательное – это…

А) часть слова        Б) член предложения                 В) часть речи

2.      Что обозначает имя прилагательное?

А) предмет              Б) признак предмета                    В) действие предмета

    3. С какой часть речи связано имя прилагательное в предложении?

А) с именем существительным         Б) глаголом        В) именем прилагательным

 4. Как определить род и падеж имени прилагательного?

А) по вопросу        Б) по имени существительному          В) по окончанию

5. Как определить безударное окончание имени прилагательного?

А) по имени существительному        Б) по окончанию              В) по вопросу

6.Расставь цифры пошагового действия для правильного написания окончаний имени прилагательного:

 По ударному окончанию в вопросе узнай падежное окончание.

 

 


Поставить вопрос к имени прилагательному в той же форме, которой требует имя существительное.

 


Найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.

Взаимопроверка теста, оценивание:

1в, 2б,3а, 4б, 5в,6 (3,2,1)

-Кто выполнил тест без ошибок? У кого возникли затруднения?

- Как вы думаете, каков наш следующий шаг в изучении темы?

7.Рефлексия

- Какое открытие сделали?

-Как  писать безударные окончания имен прилагательных?

- Что мы составили в помощь для написания окончаний имен прилагательных?

- Закончите предложения.

1.       Я узнал …

2.       Я понимаю …

3.       Я научился …

4.       Мне трудно

 

-Вспомните начало урока, закончите пословицы и скажите, как они связаны с темой урока?

Береги нос…                  в больш.. мороз.

В зимн... шубке…          и морозы не шутка.

-Как же нужно заботиться о своем здоровье зимой?

8. Домашнее задание. Пользуясь памяткой, выполните  упражнение №90.

 

 

Источники информации:

1.Волина В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Издательство АСТ-Пресс, 1996г.

2.Волина В.В. Веселая грамматика. Москва: Знание, 2000. 325 с.

3.Граник  Г.Г., Бондаренко С.М. , Концевая  Л.А. Секреты орфографии. Москва: Просвещение, 1991. 156 с.


Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» 4 класс (УМК «Перспектива») учителя начальных классов

Урок русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» 4 класс (УМК «Перспектива») учителя начальных классов

Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить

Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить

В именах прилагательных поставьте ударение

В именах прилагательных поставьте ударение

Как узнали, какое окончание надо писать у имен прилагательных?

Как узнали, какое окончание надо писать у имен прилагательных?

Вспомните начало урока, закончите пословицы и скажите, как они связаны с темой урока?

Вспомните начало урока, закончите пословицы и скажите, как они связаны с темой урока?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2021