ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Открытый урок по письму и развитию речи:
«Предложение.
Главные и второстепенные члены предложения»
Подготовила и провела
учитель русского языка:
Жданкина И.Н.
2024 г.
Цели:
- познакомить обучающихся с понятием «Предложение»; формировать представление обучающихся о предложении, умение находить и выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении;
- коррекция и развитие свойств внимания: переключения и устойчивости на основе использованных заданий; развитие речи учащихся, мышления, умения делать выводы;
- воспитание интереса к русскому языку, аккуратности в работе.
Оборудование: ноутбук, презентация, запись мелодии « Детская улыбка», конверт-солнышко с заданием, карточки с различными заданиями, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
I. Организационный момент.
– Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
Просыпайся! Не ленись!
Чтобы многого добиться
Нужно хорошо учиться!
Все на парты посмотрите,
Что не нужно – уберите!
II. Проверка домашнего задания.
III. Введение в тему урока.
- Ребята, скажите пожалуйста, какое время года сейчас? (Ответы детей)
- Весна в гости к нам пришла, много радости , тепла принесла. Слайд№ 2
А ещё подготовила задания на урок.
На парте у вас лежит конверт-солнышко. Оно не простое, в нём первое задание от Весны.
Задание : из данных слов составьте предложения, и вы узнаете тему нашего урока.
- Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво.
Запишите число, классная работа, и тему урока. Слайд№ 3
- Сегодня на уроке мы будем изучать, и закреплять тему «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения»
IV. Актуализация знаний. Слайд№ 4
-Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на весеннее небо и увидели.. Тучку. Но эта тучка не простая, из неё капают не капли дождя , а слова.
-Давайте прочитаем их. Что вы можете сказать об этих словах?
- Это слова разных частей речи: на предлог, небе, солнце – предмет, ласковое – признак предмета, сияет – действие предмета.
-А можно из данных слов составить предложение?
-Давайте попробуем.
-Запишем его в тетрадь с комментированием у доски.
- Давайте вспомним, что такое предложение? (Слайд №5)
-Назовите главные слова в предложении.
-Почему они называются главными? На какие вопросы отвечает подлежащее, сказуемое? Как мы их подчеркиваем? Подчеркните.
-Кроме главных слов в предложении есть и другие слова. Как они называются?
- Назовите второстепенные слова.
-Какую роль эти слова выполняют в предложении?
- Как мы их подчеркиваем? Подчеркните.
V. Работа по теме урока.
1. Гимнастика для пальчиков рук «Солнышко».
- Как светит солнышко весной? (широко растопыривают пальцы, растягивая все мышцы)
- Осенью? (мышцы напряжены, пальцы полусогнуты).
- Зимой? (пальцы в щепотку).
2. « Составь предложения» Слайд № 6
- Прочитайте и разделите текст на предложения. Сколько в нём предложений? Какие знаки вы поставили в конце предложений?
Пришла весна растаял снег набухли почки на деревьях.
3.Работа у доски «Исправь ошибки в предложении»
Карточка №1
-Найди и исправь допущенные ошибки. Запиши предложения.
прилетели грачей. Они поправлять гнезда.
Интересно наблюдать за птицами
4. Работа в парах .
Карточка №2
Спишите, вставляя подходящее по смыслу подлежащее или сказуемое. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
Наступил апрель.
Природа весной… .
На небе … яркое солнце.
Радостно … ручей.
На родину вернулись перелетные … .
В лесу просыпаются … .
Слова для справок: оживает, сверкает, журчат, птицы, звери.
5. Коллективная работа «Найди отличия в предложениях» Слайд №7
-Прочитайте предложения.
1.Стоит денёк.
2.Стоит тёплый апрельский денёк.
3.Журчат ручьи.
4.По улицам журчат торопливые ручьи.
-Чем они похожи? Чем отличаются? ( Первое, третье предложении состоят только из главных членов, а во втором и четвёртом предложениях есть и другие члены предложения.)
6. Работа с пословицей у доски ( на столе слова)
- Мы продолжаем выполнять задания Весны.
Следующее задание: составь пословицу из слов. Объясните её значение.
Грач на горе — весна на дворе .
.- Запишите пословицу.
Физминутка-игра
Давайте представим, что вы птицы. Где и какие части тела расположены у птиц, вы знаете? Все должны махать руками, как крыльями, а я буду называть части тела птиц.
Итак, ПОЛЕТЕЛИ, ПОЛЕТЕЛИ, ПОЛЕТЕЛИ (клюв, хохолок, крыло, грудка, коготки, лапки, спинка, глаза, перышки)
7. Игра « Составь предложение» Слайд № 8
Вот и апрель наступил! Ярко светит солнце. Всё ожило вокруг. Набухли на деревьях почки. Прилетели с юга птицы.
(Слова предложений расположены в разных частях классной комнаты. Вызывается ученик по желанию. Его задача, найти эти слова и составить предложение. Предложение учитель выводит на экран)
8. Самостоятельная работа. Организация самоконтроля
Карточки №3
Списать предложения, выделяя в каждом предложении главные и второстепенные члены предложения.
Лесные опушки утопают в цветах. В лесу просыпаются звери. В траве шуршит ежик. На пеньке греется змея.
(Аня, Саша – 2 предложения).
VI. Подведение итогов. Оценка работы учащихся
- О чём мы с вами говорили на этом уроке?
- Какие члены предложения называют главными?
- Что обозначает подлежащее? Сказуемое?
- Как подчёркиваются главные члены предложения?
VII . Рефлексия (слайд № 9)
- Какое задание Весны вам понравилось больше всего?
-А теперь нарисуйте смайлик вашего настроения ( слайд № 8)
- Поднимите смайлик вашего настроения.
VIII. Домашнее задание. Дифференцированные задания.
-Выполните тестовую работу на карточках №1( сильным учащимся).
-Карточка № 2 (слабым)
(слайд № 10 ) Урок окончен. Спасибо всем за работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.