I. Организационный момент.
- Добрый день! У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их!
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Слайд
Нас сегодня ждет дорога,
И узнать нам надо много.
Так возьмемся, ребята, скорей за работу,
Чтобы времени зря не терять.
О том, как потрудились дома,
Поспешим друг другу рассказать.
II. Актуализация знаний.
- Послушайте описание и скажите, о какой природной зоне идет речь
Исправь географические ошибки в тексте:
Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля).
Выполнение теста. Тест «Арктика». Слайд
1.
Природная зона арктических пустынь расположена…
а) на островах Тихого океана;
б) на островах Индийского океана;
в) на островах Северного Ледовитого океана.
2.
В Арктике для растений и животных сложились…
а) суровые условия;
б) комфортные условия.
3.
В ледяной зоне растут…
а) кедры, березы, черемуха;
б) лишайники, мхи, полярные маки;
в) бузина, орешник, айва.
4.
В Арктике обитают животные…
а) бобры, нутрии, хомяки,
б) волки, белые медведи, рыси;
в) моржи, тюлени, белые медведи..
5.
Скопления птиц в Арктике называются
а) птичьи рынки;
б) птичьи слободки;
в) птичьи базары.
Работа с картой.
- Покажите на карте расположение зоны арктических пустынь, называя географические объекты.
- Как вы себе представляете Арктику?
Молодцы!.
III. Целеполагание.
Ребята, а вы любите путешествовать?
- Люди отправляются в путешествие по разным причинам. Одних
побуждает любовь к приключениям, других - неутомимая жажда открытий, третьих -
неизвестность и очарование таинственностью.
- А мы сегодня продолжим путешествовать по природным зонам России, но для
этого мне нужна команда помощников: команда географов, ботаников, зоологов и
экологов.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям потом об этом рассказать.
Новая природная зона приглашает вас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
- А чтобы тему урока узнать, ребус , ребята, поспешим разгадать:
- Давайте определим для себя цели урока?
Сегодня мы отправимся туда, где солнца не бывает по несколько месяцев. Там растут карликовые деревья. Вот как описывается она в стихотворении.
А на Севере, друзья,
Где тайга кончается,
Есть полярные края –
Тундрой называются.
- Слово «тундра» произошло от финского слова, которое означает «плоский безлесный холм», а другое значение этого слова: «бесплодная или враждебная территория». Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Расположена на материке Евразия. (Показ по карте.) На карте эта зона обозначена фиолетовым цветом.
- По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны).
1. Географическое положение.
2.Растительность.
3. Животный мир.
4.Тундра и человек.
4. Работа над новой темой по группам.
- Сейчас я предлагаю вам поработать в группах Давайте вспомним правила работы в группе.
, Каждая группа найдет у себя на столе карточки с заданиями. Вам нужно заполнить кластер, используя в своей работе текст учебника. Распределите роли и приступайте к заданию. Время выполнения 7 минут. (Учащиеся в группах обсуждают ответы на вопросы)
Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.
Кейс для географов:
- карточка
Зона тундры протянулась_______________________________________________________________.
Климат тундры __________________. Зима ______________________ и очень __________________. В середине зимы примерно _______________ длится__________________________. Лето ____________, ______________________. И хотя наступает ___________________________________________ часто бывают ______________________. Круглый год в тундре дуют ____________________ ветры.
За короткое лето поверхность тундры оттаивает на небольшую глубину. Ниже лежит слой ________________________________________, который никогда не оттаивает. Мерзлота не пропускает воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется _________________ из-за _______________ температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много ___________ и ___________________. Почва тундры ________________ перегноем.
- учебник стр.84-85 или 60
- карта природных зон в учебнике;
Вывод: Слайд (на доске дополняется схема)
· Расположена чуть южнее Арктики;
· Холодная бескрайняя равнина;
· Зима длится около 7-8 месяцев, t – ( -50 С) ;
· 2 месяца – полярная ночь;
· За короткое лето поверхность оттаивает
на глубину от 50 см до 1 метра;
· Кругом болота, мелкие озера;
· Лето очень короткое (2-3 месяца) и прохладное. Температура в июле не превышает (+14 С.)
Кейс для ботаников
Для всего живого условия в тундре очень __________________. В тундре можно встретить _______ и ______________________. На самом деле это не мох, а лишайник. Он является основной пищей для _____________.
В тундре очень много настоящих ___________. Здесь еще растут __________________, ________________, __________________. Удивительны ________________________ и _________________________________.
Растения тундры _________________. Многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в этой природной зоне.
Очень красива тундра весной. Быстро все оживает. Многие растения торопятся _____________, образовать _____________ и ________________. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю.
- учебник стр.85-87 или 61-64
- карточки с изображением растений (прикрепить на карту на доске);
Вывод: Слайд «Особенности растений» (на доске составляется кластер)
· карликовые формы растений, т. к. сильные ветры;
· их мелкие листья часто свернуты, одеты волосяным покровом,
· растения стелятся по земле, образуя подушки;
· корни расположены близко к поверхности;
· короткий период цветения и созревания плодов;
· яркая окраска цветов, привлекает насекомых;
· растения многолетние.
· короткие корни, т. к. многолетняя мерзлота
Кейс для зоологов:
Летом в тундре очень много ___________ и _______________. Их личинки развиваются в _________________.
На лето в тундру прилетают ____________, __________________, ________________, _____________.
Здесь птицы выводят птенцов, а на лето улетают в теплые края. Другие птицы - ___________________ и _______________________ - постоянно живут в тундре.
Белая куропатка - __________________ птица. Белая сова - __________________ птица. Она охотится на куропаток и грызунов _______________. Эти зверьки зимой не впадают в спячку.
От леммингов зависит жизнь зверей. Например, ________________. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят им свое потомство. В те годы, когда леммингов мало, и потомство у сов и песцов малочисленное, так как малышам не хватает еды.
На куропаток и леммингов охотится редкая хищная птица ___________________.
Замечательны обитатель тундры - ______________. Живут северные олени стадами. Стада кочуют по тундре в поисках корма.
- учебник стр.86-90, 61-64
- картинки животных прикрепить на доску к карте.
Вывод: Слайд «Особенности животных» (на доске составляется кластер)
· Белая окраска меха зверей и оперенья птиц зимой, лишь на короткое время – летом – сменяется на пёструю.
· Накопление слоя подкожного жира.
· Густой мех у зверей, тёплый пух - у птиц.
· Утепление конечностей на зиму: у песцов –тёплые стельки, у птиц опушение ног.
· Зимняя спячка.
· Сезонные миграции и кочевники (осенью покидают тундру)
·
Кейс для экологов:
Из- за суровых природных условий население тундры _________________. Основное занятие северных народов ______________________. Оленеводы разводят домашних ______________________________. Круглый год бригады оленеводов перемещаются по тундре в поисках пастбищ. Ездят оленеводы и их семьи на __________________________________.
В тундре ведутся поиски и добыча ________________________________, в первую очередь ________________ и _______________________.
К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит ей большой вред. Поверхность почвы ____________ от вездеходов и тракторов. Растения ___________.
Во время добычи _____________ окружающая местность подвергается сильному ____________________. Очень важно не допускать загрязнения тундры.
Большой вред животному миру наносит и незаконная охота - _________________________________.
Под особую охрану взяты редкие животные, например, птицы ____________________ или стерх, малый или тундровый ______________________. , _______________________ и ____________________.
Они внесены в Красную книгу России.
.- учебник стр.90-92 или 64-67
Вывод на слайде: в тундре возникли экологические проблемы:
1. Нарушается поверхность почвы от гусениц тракторов и вездеходов,
гибнут растения;
2. местность загрязняется нефтью во время её добычи;
3. незаконная охота – браконьерство;
5. Первичное закрепление
Ребята время закончилось. Приступаем к заслушиванию вашей работы.
Сообщения учащихся. (Учитель дополняет сообщения групп).
Отчеты групп.
Ребята, оцените работу себя и своей группы в листе оценивания от 1 до 5 баллов.
Физминутка. Слайд
Ты по тундре стал шагать (шагаем)
Далеко кругом видать (присели, повороты вправо, влево, взгляд из-под руки)
Перешагивай деревья (шаг с высоким подниманием бедра)
Их, смотри, не растопчи (прыжок)
Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)
А зимою – не дрожи (похлопывают себя)
Сядем в нарты, и опять
Дальше тундру изучать (сели на место)
6. самостоятельная работа с проверкой по эталону
1) Выполнение заданий в рабочей тетради.
-Выполним задание 4 в тетради на странице 44. Следует составить схему цепи питания, характерную для тундры.
Лемминг – песец- волк
(Взаимопроверка).
Оцените себя на листе оценивания. Правильное выполнение 1 балл.
- прочитайте задание 5 на с. 44.
Оцените себя на листе оценивания. Правильное выполнение 1 балл.
7.Включение знаний в систему.
Покажите на карте зону тундры.
Почему в тундре много болот и озер.
Какие растения можно встретить в тундре.
Какие животные обитают в этой природной зоне.
Как человек повлиял на природу тундры.
Просмотр видеофильма о Таймырском заповеднике.
8. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке, подсчитайте количество баллов за все задания
12-11 баллов- вы как ученые справились с задание на высоком уровне
10-9 баллов- стоит немного подучиться, есть над чем работать
Менее 8 баллов- необходима консультация сильных товарищей, обратитесь к ребятам в группе или ко мне.
Какие задания вам понравились больше всего?
Какие вызвали затруднения?
Какие задания вы хотели бы включить в следующий урок?
Кто испытывал затруднения?
Что понравилось во время экспедиции?
О чем бы вам хотелось узнать подробнее?
Спасибо вам за плодотворную работу на уроке, мои юные исследователи.
9. домашнее задание
Откройте дневники и запишите задание на дом:
С. 59-67 в новых учебниках и с.84-92 задание 1 или на на с.67.
Кейс для географов:
Зона тундры протянулась_______________________________________________________________.
Климат тундры __________________. Зима ______________________ и очень __________________. В середине зимы примерно _______________ длится__________________________. Лето ____________, ______________________. И хотя наступает ___________________________________________ часто бывают ______________________. Круглый год в тундре дуют ____________________ ветры.
За короткое лето поверхность тундры оттаивает на небольшую глубину. Ниже лежит слой ________________________________________, который никогда не оттаивает. Мерзлота не пропускает воду на глубину. А с поверхности почвы вода испаряется _________________ из-за _______________ температуры воздуха. Поэтому в тундре очень много ___________ и ___________________. Почва тундры ________________ перегноем.
- учебник стр.84-85 или 60
- карта природных зон в учебнике;
Кейс для ботаников
Для всего живого условия в тундре очень __________________. В тундре можно встретить _______ и ______________________. На самом деле это не мох, а лишайник. Он является основной пищей для _____________.
В тундре очень много настоящих ___________. Здесь еще растут __________________, ________________, __________________. Удивительны ________________________ и _________________________________.
Растения тундры _________________. Многие из них стелются по земле. Так они приспособились к жизни в этой природной зоне.
Очень красива тундра весной. Быстро все оживает. Многие растения торопятся _____________, образовать _____________ и ________________. Ведь через несколько месяцев снег снова укроет землю.
- учебник стр.85-87 или 61-64
- карточки с изображением растений (прикрепить на карту на доске);
Кейс для зоологов:
Летом в тундре очень много ___________ и _______________. Их личинки развиваются в _________________.
На лето в тундру прилетают ____________, __________________, ________________, _____________.
Здесь птицы выводят птенцов, а на лето улетают в теплые края. Другие птицы - ___________________ и _______________________ - постоянно живут в тундре.
Белая куропатка - __________________ птица. Белая сова - __________________ птица. Она охотится на куропаток и грызунов _______________. Эти зверьки зимой не впадают в спячку.
От леммингов зависит жизнь зверей. Например, ________________. Совы и песцы едят леммингов сами и кормят им свое потомство. В те годы, когда леммингов мало, и потомство у сов и песцов малочисленное, так как малышам не хватает еды.
На куропаток и леммингов охотится редкая хищная птица ___________________.
Замечательны обитатель тундры - ______________. Живут северные олени стадами. Стада кочуют по тундре в поисках корма.
- учебник стр.86-90, 61-64
- картинки животных прикрепить на доску к карте.
Кейс для экологов:
Из- за суровых природных условий население тундры _________________. Основное занятие северных народов ______________________. Оленеводы разводят домашних ______________________________. Круглый год бригады оленеводов перемещаются по тундре в поисках пастбищ. Ездят оленеводы и их семьи на __________________________________.
В тундре ведутся поиски и добыча ________________________________, в первую очередь ________________ и _______________________.
К сожалению, хозяйственное освоение тундры приносит ей большой вред. Поверхность почвы ____________ от вездеходов и тракторов. Растения ___________.
Во время добычи _____________ окружающая местность подвергается сильному ____________________. Очень важно не допускать загрязнения тундры.
Большой вред животному миру наносит и незаконная охота - _________________________________.
Под особую охрану взяты редкие животные, например, птицы ____________________ или стерх, малый или тундровый ______________________. , _______________________ и ____________________.
Они внесены в Красную книгу России.
- учебник стр.90-92 или 64-67
Лист оценивания
ФИ ________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
Баллы ________ (от 1 до 5)
ЗАДАНИЕ 2.
МОЯ РАБОТА В ГРУППЕ ________________(баллы от 1 до 5)
ЗАДАНИЕ 3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ТЕТРАДИ.
Баллы ________ (от 1 до 2)
4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ БАЛЛЫ
Баллы _________ (их оглашает учитель)
ИТОГО: __________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.