Урок русского языка "Распространение предложений". 5 класс (коррекционная школа)
Оценка 4.6

Урок русского языка "Распространение предложений". 5 класс (коррекционная школа)

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
24.05.2023
Урок русского языка "Распространение предложений". 5 класс (коррекционная школа)
Урок русского языка Распространение предложений 5 класс.docx

Урок   русского языка   в   5   классе  (программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность)).

Тема: Распространение предложений (5 класс).

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: актуализация знаний учащихся о предложении, о распространении предложений.

Задачи  урока:

образовательные:

- формировать навык подбора слов для распространения предложений;

 - отрабатывать навыки записи предложений;

коррекционно-развивающие:

 - развивать  орфографическую зоркость;

 - пополнять словарный запас учащихся;

 - развивать диалогическую речь;

воспитательные:

  - воспитывать уважение к  ровесникам;

 - воспитывать доброжелательное и терпеливое отношение к окружающим.

Оборудование: учебник «Русский язык» 5 класс (Э. В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова), интерактивная доска.

 

Ход урока.

I.    Мотивирование к учебной деятельности.

- проверка готовности класса;

 - проверка готовности учащихся (книги, тетради и т.п.)

II. Актуализация знаний.

 - дома вы выполняли упражнение 36.

 - прочитайте составленные и  записанные вами предложения  (Маленький грибник испугался лося и закрыл глаза. Маленький грибник испугался лося и влез на дерево. Маленький грибник испугался лося и быстро убежал).

 - какое предложение получилось смешным? (Маленький грибник испугался лося и закрыл глаза). Почему? (Так поступают только очень маленькие дети).

 - закончите с одноклассниками начатое предложение : Пятиклассники собрались…(на экскурсию в осенний парк).

III. Распространение предложений.

1)    Грамматическая разминка

- послушайте стихотворение:

Достойна точка уваженья

В конце любого предложенья.

Не убежит из текста строчка,

Когда стоит на страже точка.

 - о каком правиле напоминает это шуточное стихотворение?

 - в конце предложения ставится точка или восклицательный (вопросительный) знак.

 - послушайте предложение: Наступила осень.

  - о чем говорится в предложении? (об осени)

 - осень – это подлежащее.

 - что сделала осень? (наступила)

 - наступила – это сказуемое.

 - как вы думаете, какая осень могла наступить?(ранняя, золотая, холодная).

 - дополните наше предложение новым словом (наступила ранняя осень)

 - предложение стало полнее, подробнее. Мы более подробно выразили свою мысль, РАСПРОСТРАНИЛИ  предложение.

 

 2) - прочитайте задание к упражнению 37 на странице 30.

 - прочитать предложения (1 столбик):

1. Подует ветерок.

2. Заколышется занавеска.

3. Зашелестят листья.

4. Скрипнет калитка.

 - рядом с каждым предложением напечатаны вопросы, которые помогут вам сделать предложения более подробными.

Во время работы предложения записываются на  доске.

1. Подует ветерок (откуда? с моря), (какой? прохладный) Подует с моря прохладный ветерок.

2. Заколышется занавеска (от чего? от дуновения), (как? легко)  От дуновения легко заколышется занавеска. 

3. Зашелестят листья (на чем? на деревьях), (какие? зеленые) На деревьях зашелестят зеленые листья.

4. Скрипнет калитка (как? тихо) Тихо скрипнет калитка.

 - какие подробности внесены в предложения?

 - запишите получившиеся предложения в тетрадь.

 - прочитайте вывод в книге: Мысль в предложении можно выразить кратко, а можно подробно.

IV.Закрепление темы.

1)    работа по иллюстрации на странице 31.

- назовите зверей, изображенных на картинке (медведь, зайцы, лиса, мышка, ёжик).

 - прочитайте название текста (Как наказали медведя).

 - как вы думаете, каким был медведь, если его пришлось наказывать?

 - послушайте текст из книги.

Жил медведь. Звери разбегались. Надоело терпеть им грубость медведя. Собрались звери на совет. Суд присудил. С тех пор медведь всю зиму спит в берлоге.

 - обратите внимание на 1 и 2 предложения. Они очень кратко, даже непонятно выражают мысли.

 - давайте вместе попробуем изменить, дополнить предложения. В помощь вам дан образец 1 предложения: Жил в лесу медведь-грубиян.

 - какие слова мы можем добавить во 2 предложение?

 - Звери разбегались. Звери от него разбегались.

 -мы дополнили, РАСПРОСТРАНИЛИ предложение.

 - найдите предложение Суд присудил.

 - дополните предложение словами чтобы медведь спал зимой.

 - прочитайте полученное предложение: Суд присудил, чтобы медведь спал зимой.

 - на интерактивной доске записан текст с изменениями.

Жил в лесу медведь-грубиян. Звери от него разбегались. Надоело терпеть им грубость медведя. Собрались звери на совет. Суд присудил, чтобы медведь спал зимой.  С тех пор медведь всю зиму спит в берлоге.

- запишите получившийся текст (более сильные дети пишут весь текст, остальные только последние три предложения).

 - для чего нужно было дополнить, распространить 1 предложение? (чтобы было понятно, за что медведю присудили спать всю зиму)

V . Объяснение домашнего задания.

 - дома вы выполните упражнение 38.

 - прочитайте текст. На какую он тему? (Осень)

 - прочитайте задание к упражнению (с помощью вопросов выразить мысли в предложениях более подробно)

 - прочитайте 1 предложение ((Где?) пожелтели берёзки)

 - где растут берёзы? (в лесу)

 - распространите предложение и прочитайте его ещё раз (В лесу пожелтели берёзки)

 - прочитайте 2 предложение (Покраснели (какие?) осины).

 - какие могут быть осины? (тонкие).

 - прочитайте полученное предложение (Покраснели тонкие осины).

 - следующее предложение ((Где?) засыхают травы).

 - дополните его (В полях засыхают травы).

 - следующее предложение посложнее, там два вопроса ((С чего?)  падают (куда?) жёлуди).

 - измените предложение, но сначала вспомните, на каком дереве растут жёлуди (на дубе).

 - какое предложение у вас получилось (С дуба падают на землю жёлуди).

 - остальные предложения распространите самостоятельно (или при содействии воспитателя).

VII. Итог урока. Выставление оценок.

 

Использованная литература:

1.     Э.В. Якубовская. Русский язык. Методические рекомендации. 5-9 классы

2.     Э.В. Якубовская.Н.Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2020 год.


 

Урок русского языка в 5 классе (программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность))

Урок русского языка в 5 классе (программа для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальная недостаточность))

Маленький грибник испугался лося и закрыл глаза

Маленький грибник испугался лося и закрыл глаза

Заколышется занавеска (от чего? от дуновения), (как? легко)

Заколышется занавеска (от чего? от дуновения), (как? легко)

V . Объяснение домашнего задания

V . Объяснение домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2023