Урок русского языка в 4 «Г» классе.
"Спряжение глагола"
УМК "Школа России"
Цели:
Формируемые учебные универсальные действия:
Тип урока: урок изучения новой темы.
Методическая цель урока: применение системно-деятельностного подхода при изучении новой темы.
Применяемые технологии: технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения, информационная технология, технология критического мышления.
Применяемые методы обучения: демонстрация, чтение, комментированное письмо, самооценка, проблемная ситуация.
Оборудование: учебник русского языка, раздаточный материал с правилами, проектор, ноутбук, презентация “Спряжение глаголов”.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Слайд 2
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
На гостей вы посмотрите,
Поприветствуйте их всех.
А вас на уроке пусть ждёт успех.
Добрый день уважаемые гости. Ребята, к уроку готовы.
- Запись числа, классной работы в тетрадь.
2. Представление глагола как части речи.
- О какой части речи идёт речь? Слайд 3
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Вышивает, или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит.
Всё расскажет нам…
Д. - Глагол.
3. Актуализация опорных знаний.
Ребята, давайте вспомним, а что мы знаем о глаголе?
Д. – Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета; отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по лицам и числам.
4. Проблема. Определение темы, цели и задач урока.
- Прочитайте текст “ Великие короли верно служат своему народу. Они заботятся о народе. Трон передают наследникам – сыновьям. О чести царствовать известно каждому.”
- Назовите имена существительные в П.п. ед.ч. (о народе, о чести)
- Почему разные окончания? (разное склонение)
- Сравните глаголы “служат”, “передают” по плану:
1. Время
2. Лицо
3. Число
4. Окончание
Служат - н.в.,3-е л., мн.ч.
Передают - н.в., 3-е л., мн.ч.
- Что заменили? (глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания)
- Почему?
- Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, также и глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:
Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. УКАЗ НА ДОСКУ!!!
Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).
- На какие 2 группы делятся глаголы? 1 и 2 спряжение
- Определите тему урока.
- Поставьте цель урока
5. Изучение нового материала.
- Проспрягайте глаголы: нести, играть, лежать, верить в настоящем времени.
- Назовите личные окончания глаголов по лицам 1 и 2 столбика (-ешь,-ет,-ем,-ете,-ут,-ют)
- Что общего в окончаниях? ( имеют гласную “е”, а в форме 3 лица мн.ч.- ут,-ют).
Вывод: глаголы, имеющие в окончании гласную “е”, а в форме 3-го лица мн.ч. окончания –ут,-ют – глаголы I спряжения.
- Назовите личные окончания глаголов, по лицам 3 и 4 столбиков (-ишь,-ит,-им,-ите,-ат,-ят)
- Отметьте общее в личных окончаниях глаголов. (имеют гласную “и”, а в форме 3-го л.,мн.ч. окончания –ат, -ят)
Вывод: глаголы имеющие в окончании гласную “и”, а в форме 3-го лица мн.ч. окончания –ат,-ят – глаголы II спряжения.
- Внимательно посмотрите на окончания одного и того же спряжения. Чем они отличаются? ( окончания ударные и безударные)
- Имеется ли разница в написании окончаний? (одинаковые)
- Обобщите наши рассуждения по плану:
Плакат. План.
1. Какого спряжения бывают глаголы?
2. Окончания I спряжения.
3. Окончания II спряжения.
4.Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?
- Итак. Мы достигли цели урока. Познакомились с личными окончаниями глаголов Iи II спряжения.( плакат)
6. Физкультминутка
Если я назову глагол I спряжения – вы обмениваетесь один раз хлопками, если услышите глагол II спряжения – два раза хлопаете над головой. Девочки сосчитайте количество глаголов I спряжения, мальчики - II спряжения.
Идешь, шумишь, поешь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветет, растешь, говоришь, кричит, говорит.
7. Работа с правилом.
- Составьте схему к правилу (индивидуально, на альбомных листах)
-IЕ -I/I
-ут, -ют -ат,-ят
- Где можно проверить правильность схемы?
- Соотнесите с учебником. Прочитайте правило в учебнике. Сравните нашу формулировку и формулировку в учебнике.
- Что еще нового узнали из правила в учебнике? ( Спряжение глаголов с ударным окончанием определяется по окончанию)
- Расскажите правило друг другу (работа в парах)
- Расскажите правило, как самое последнее событие.
8. Подведите итог урока по плану.
Плакат. План.
Я твердо знаю, что…
1. Спряжение это …
2. Спрягаются глаголы только …
3. Глаголы бывают …
4. Глаголы I спряжения имеют окончания …
5. Глаголы II спряжения имеют окончания …
6. В написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения …
7. Спряжение глаголов с ударным окончанием определяют по …
Знания, полученные на уроке мне необходимы для того, чтобы …- Пользуясь упр 54, назовите окончания глаголов 1 спряжения, II спряжения.
9. Рефлексия.
Листок утверждений.
1.На уроке я работал |
Активно / пассивно |
2.Своей работой на уроке я |
Доволен / не доволен |
3.Урок для меня показался |
Интересным / скучным |
4.За урок я |
Устал /не устал |
5.Моё настроение стало |
Лучше /хуже |
6.Материал урока был |
Понятен / не понятен |
|
Полезен / бесполезен |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.