Урок русского языка Тема «I и II спряжение глаголов”
Оценка 4.8

Урок русского языка Тема «I и II спряжение глаголов”

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
02.05.2020
Урок русского языка Тема «I и II спряжение глаголов”
Основной целью урока является знакомство с делением глаголов на группы по типу спряжения. Урок построен на решении проблемных вопросов.
Микитас Т.И. Конспект урока..docx

Микитас Татьяна Ивановна

Учитель начальных классов

Первая квалификационная категория

МБОУ СШ №12 г. Сургута

ХМАО-Югра

4 класс

Тема «I и II спряжение глаголов”

Цель урока: создать условия для освоения учащимися знания о способе написания безударных окончаний глагола

Задачи:

Образовательные:

·         познакомить с делением глаголов на группы по типу спряжения

·         сформировать способ проверки безударной гласной в окончании глагола

Развивающие:

·  Развивать мышление учащихся, наблюдательность, умение делать выводы

·  Развитие воображения, памяти, орфографической зоркости

Коммуникативные:

·      Способствовать развитию у учащихся коммуникативных компетенций: умение работать в группе, высказывать свое мнение, договариваться с другими участниками

Оборудование: мультимедийнное оборудование, проектор, задания для групповой работы

I.  Орг.момент

II. Актуализация знаний учащихся:

1. Игра «Интервью»              Слайд 2

 

     Ребята, однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.

Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

– Что вы больше всего любите?

– Люблю действовать.

– Что вы больше всего не любите?

– Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- В чём вы видите свою основную работу?

Я свою задачу вижу в том,

Чтоб сказать о действии любом,

И счастливый мой удел таков -

В речи быть одним из главных слов.

 

- О какой части речи будем вести сегодня разговор? (о глаголе)

2.  Словарная работа

- Вспомним, какие глаголы являются словарными словами.

Фронтальная работа

- Запишите, комментируя свою запись

 (желают, горят, сверкать, алеют, сеять..)

- Поставьте каждый глагол в начальную форму.

- Какое знание нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?

- Как по другому называется начальная форма глагола? (неопределённая форма, инфинитив)

III. Чистописание       Слайд 3

- Посмотрите на задание для чистописания. О чем оно вам напомнило? (у глаголов 2 лица на конце пишется ь)

- ешь    - ишь

IV. Создание проблемной ситуации

- Прочитайте следующую фразу:

Что посе.. шь, то пожн…шь.

- Что прочитали? Как понимаете смысл?

- Как эта фраза связана со строкой чистописания?     (Здесь глаголы 2 лица)

- Какое задание нужно выполнить? (записать, вставляя пропущенные буквы)

- Запишите пословицу в тетрадь

- Возник ли у вас вопрос при выполнении этого задания?

- Какой вопрос возник?

- Как выполнили задание?

(если дети молчат, то просто проверяем вставленные буквы. Наверняка, мнения разойдутся: кто-то вставит ПОСЕИШЬ, кто-то ПОСЕЕШЬ, возможно ПОСЕЯШЬ. Можно усугубить ситуацию, сказав, что в соседнем классе у ребят возникло много мнений по этому поводу)

- В каком слове не возникла проблема выбора буквы в окончании глагола? (пожнёшь)

- Почему? (слог ударный, гласный в сильной позиции)

- Почему нельзя также написать букву в глаголе ПОСЕ,,,ШЬ? (слог безударный)

V. Поставка проблемного вопроса

- Какая проблема возникла? (не знаем какую букву писать в безударном окончании глагола)

- Как будет называться тема нашего урока? (Правописание безударных окончаний глаголов) (запись на доске)

- Какую учебную задачу будете решать? (учиться писать безударные окончания глаголов.

-    Сформулируем проблему урока :

 От чего зависит написание безударной гласной в окончании глагола  Слайд 4

- Как бы вы ответили сейчас на этот вопрос?

Гипотезы: от рода, от числа, от времени глагола

- Проверим: измените глагол посеешь по числам, родам, временам

- Помогло это решить нашу проблему?  (нет, не помогло выбрать букву в окончании)

- Какой вывод? (это новый способ, нам не известный)

VI. Решение проблемной ситуации. Открытие новых знаний.

- Продолжим наши наблюдения

Групповая работа

 (в классе 6 групп, каждые две группы получают одинаковые задания)

Проспрягать глаголы и понаблюдать за окончаниями:     Слайд 5

1, 3 группы :  идти   молчать

2, 5 группы:  нести  кричать

 4, 6 группы: пасти   ворчать

я

иду

молчу

несу

кричу

пасу

ворчу

мы

идем

молчим

несём

кричим

пасём

ворчим

ты

идешь

молчишь

несёшь

кричишь

пасёшь

ворчишь

вы

идете

молчите

несёте

кричите

пасёте

ворчите

Он, она, оно

идет

молчит

несёт

кричит

пасёт

ворчит

 

- Проверим, как получилось выполнить задание (дети зачитывают  глаголы; учитель открывает запись на доске)

- У вас были разные глаголы, но что есть между ними общего? (варианты детей)

- Выпишите окончания глаголов первого столбика и отдельно  второго.

- Что интересного увидели?       Слайд 6 (после выполнения задания детьми)

 

 

 

- у

- ем

- им

- ешь

-ишь

- ете

- ите

-ет

-ит

 

 

 

(глаголы разные, но окончания у них одинаковые)

- В русском языке принято делить все глаголы на две большие группы в зависимости от окончания.

- Откройте учебники на с.88 и узнайте как называются эти группы глаголов.

(дети читают правило в учебнике и отвечают на вопрос)

Слайд 7

I спряжение

II спряжение

  - у

- ем

- им

- ешь

-ишь

- ете

- ите

-ет

-ит

 

 

 

VII. Работа по закреплению полученных знаний

(определение спряжения глагола по ударному окончанию)

Работа по учебнику с. 89 - 91

VIII. Рефлексия

- Сделайте вывод: какое новое знание о глаголе вы сегодня приобрели?

- Как тогда можно точнее назвать тему нашего урока? (1 и 2 спряжение глагола) (дописать под тему в начале урока)

- Но решили мы сегодня нашу проблемную ситуацию? (нет)

- Поможет ли это знание решить нашу проблемную ситуацию? (Скорее да, но не знаем как применить это знание)

- Значит чего не хватает, чтобы решить учебную задачу со словом ПОСЕ,,,ШЬ? (нет способа определения спряжения глаголов)

- Это и будет темой нашего следующего урока.

IX. Итог урока

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Кого бы из учеников вы поблагодарили на этом уроке и за что?

- За что можете похвалить себя?

X. Домашнее задание  ( на выбор детей по уровню сложности: 1 уровень: просто определить спряжение глаголов на карточке, 2 уровень: поставить глагол в определнную форму по лицу или числу и указать спряжение глагола)

 

 

 

 


 

Микитас Татьяна Ивановна Учитель начальных классов

Микитас Татьяна Ивановна Учитель начальных классов

Я свою задачу вижу в том, Чтоб сказать о действии любом,

Я свою задачу вижу в том, Чтоб сказать о действии любом,

Какой вопрос возник? - Как выполнили задание? (если дети молчат, то просто проверяем вставленные буквы

Какой вопрос возник? - Как выполнили задание? (если дети молчат, то просто проверяем вставленные буквы

Он, она, оно идет молчит несёт кричит пасёт ворчит -

Он, она, оно идет молчит несёт кричит пасёт ворчит -

Слайд 7 I спряжение

Слайд 7 I спряжение

X . Домашнее задание ( на выбор детей по уровню сложности: 1 уровень: просто определить спряжение глаголов на карточке, 2 уровень: поставить глагол в определнную…

X . Домашнее задание ( на выбор детей по уровню сложности: 1 уровень: просто определить спряжение глаголов на карточке, 2 уровень: поставить глагол в определнную…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2020