Микитас Татьяна Ивановна
Учитель начальных классов
Первая квалификационная категория
МБОУ СШ №12 г. Сургута
ХМАО-Югра
4 класс
Тема «I и II спряжение глаголов”
Цель урока: создать условия для освоения учащимися знания о способе написания безударных окончаний глагола
Задачи:
Образовательные:
· познакомить с делением глаголов на группы по типу спряжения
· сформировать способ проверки безударной гласной в окончании глагола
Развивающие:
· Развивать мышление учащихся, наблюдательность, умение делать выводы
· Развитие воображения, памяти, орфографической зоркости
Коммуникативные:
· Способствовать развитию у учащихся коммуникативных компетенций: умение работать в группе, высказывать свое мнение, договариваться с другими участниками
Оборудование: мультимедийнное оборудование, проектор, задания для групповой работы
I. Орг.момент
II. Актуализация знаний учащихся:
1. Игра «Интервью» Слайд 2
Ребята, однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты.
Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
- В чём вы видите свою основную работу?
Я свою задачу вижу в том,
Чтоб сказать о действии любом,
И счастливый мой удел таков -
В речи быть одним из главных слов.
- О какой части речи будем вести сегодня разговор? (о глаголе)
2. Словарная работа
- Вспомним, какие глаголы являются словарными словами.
Фронтальная работа
- Запишите, комментируя свою запись
(желают, горят, сверкать, алеют, сеять..)
- Поставьте каждый глагол в начальную форму.
- Какое знание нужно вспомнить, чтобы выполнить это задание?
- Как по другому называется начальная форма глагола? (неопределённая форма, инфинитив)
III. Чистописание Слайд 3
- Посмотрите на задание для чистописания. О чем оно вам напомнило? (у глаголов 2 лица на конце пишется ь)
- ешь - ишь
IV. Создание проблемной ситуации
- Прочитайте следующую фразу:
Что посе.. шь, то пожн…шь.
- Что прочитали? Как понимаете смысл?
- Как эта фраза связана со строкой чистописания? (Здесь глаголы 2 лица)
- Какое задание нужно выполнить? (записать, вставляя пропущенные буквы)
- Запишите пословицу в тетрадь
- Возник ли у вас вопрос при выполнении этого задания?
- Какой вопрос возник?
- Как выполнили задание?
(если дети молчат, то просто проверяем вставленные буквы. Наверняка, мнения разойдутся: кто-то вставит ПОСЕИШЬ, кто-то ПОСЕЕШЬ, возможно ПОСЕЯШЬ. Можно усугубить ситуацию, сказав, что в соседнем классе у ребят возникло много мнений по этому поводу)
- В каком слове не возникла проблема выбора буквы в окончании глагола? (пожнёшь)
- Почему? (слог ударный, гласный в сильной позиции)
- Почему нельзя также написать букву в глаголе ПОСЕ,,,ШЬ? (слог безударный)
V. Поставка проблемного вопроса
- Какая проблема возникла? (не знаем какую букву писать в безударном окончании глагола)
- Как будет называться тема нашего урока? (Правописание безударных окончаний глаголов) (запись на доске)
- Какую учебную задачу будете решать? (учиться писать безударные окончания глаголов.
- Сформулируем проблему урока :
От чего зависит написание безударной гласной в окончании глагола Слайд 4
- Как бы вы ответили сейчас на этот вопрос?
Гипотезы: от рода, от числа, от времени глагола
- Проверим: измените глагол посеешь по числам, родам, временам
- Помогло это решить нашу проблему? (нет, не помогло выбрать букву в окончании)
- Какой вывод? (это новый способ, нам не известный)
VI. Решение проблемной ситуации. Открытие новых знаний.
- Продолжим наши наблюдения
Групповая работа
(в классе 6 групп, каждые две группы получают одинаковые задания)
Проспрягать глаголы и понаблюдать за окончаниями: Слайд 5
1, 3 группы : идти молчать
2, 5 группы: нести кричать
4, 6 группы: пасти ворчать
я |
иду |
молчу |
несу |
кричу |
пасу |
ворчу |
мы |
идем |
молчим |
несём |
кричим |
пасём |
ворчим |
ты |
идешь |
молчишь |
несёшь |
кричишь |
пасёшь |
ворчишь |
вы |
идете |
молчите |
несёте |
кричите |
пасёте |
ворчите |
Он, она, оно |
идет |
молчит |
несёт |
кричит |
пасёт |
ворчит |
- Проверим, как получилось выполнить задание (дети зачитывают глаголы; учитель открывает запись на доске)
- У вас были разные глаголы, но что есть между ними общего? (варианты детей)
- Выпишите окончания глаголов первого столбика и отдельно второго.
- Что интересного увидели? Слайд 6 (после выполнения задания детьми)
|
|
- у |
-у |
- ем |
- им |
- ешь |
-ишь |
- ете |
- ите |
-ет |
-ит |
|
|
(глаголы разные, но окончания у них одинаковые)
- В русском языке принято делить все глаголы на две большие группы в зависимости от окончания.
- Откройте учебники на с.88 и узнайте как называются эти группы глаголов.
(дети читают правило в учебнике и отвечают на вопрос)
Слайд 7
I спряжение |
II спряжение |
- у |
-у |
- ем |
- им |
- ешь |
-ишь |
- ете |
- ите |
-ет |
-ит |
|
|
VII. Работа по закреплению полученных знаний
(определение спряжения глагола по ударному окончанию)
Работа по учебнику с. 89 - 91
VIII. Рефлексия
- Сделайте вывод: какое новое знание о глаголе вы сегодня приобрели?
- Как тогда можно точнее назвать тему нашего урока? (1 и 2 спряжение глагола) (дописать под тему в начале урока)
- Но решили мы сегодня нашу проблемную ситуацию? (нет)
- Поможет ли это знание решить нашу проблемную ситуацию? (Скорее да, но не знаем как применить это знание)
- Значит чего не хватает, чтобы решить учебную задачу со словом ПОСЕ,,,ШЬ? (нет способа определения спряжения глаголов)
- Это и будет темой нашего следующего урока.
IX. Итог урока
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кого бы из учеников вы поблагодарили на этом уроке и за что?
- За что можете похвалить себя?
X. Домашнее задание ( на выбор детей по уровню сложности: 1 уровень: просто определить спряжение глаголов на карточке, 2 уровень: поставить глагол в определнную форму по лицу или числу и указать спряжение глагола)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.