Урок русского языка Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения». Класс: 4г

Урок русского языка Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения». Класс: 4г

docx
14.01.2020
скачать по прямой ссылке

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

знаки препинания при однородных членах предложения.docx

 

 

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа − Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

 

 

 

 

Кафедра начального общего   образования

 

 

 

Урок русского языка

 

Тема: «Знаки препинания при однородных членах предложения».

Класс: 4г

Дата проведения урока: 17.10.2017

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 414Н2 группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

 

Руководитель от организации: 

учитель начальных классов

МБОУ «Начальная школа №24».

 

­­­­­____________________________  

 ФИО                         подпись

 

Руководитель от коллежа:

 

___________________________      

ФИО                          подпись

 

 

Технологическая карта урока

Тема

Знаки препинания при однородных членах предложения

Цели

 

Повторить и закрепить знания об однородных членах предложения, совершенствовать умение находить однородные члены в предложении, отработать навык оформления на письме предложений с однородными членами, расставлять знаки препинания и чертить схемы.

Планируемый результат

 

Личностные умения

-иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,

-ориентация на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества;

-формировать целеустремленность и жизненный оптимизм, готовность к преодолению трудностей.

Метапредметные умения

Познавательные умения: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевые высказывания в устной и  письменной речи;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Регулятивные умения: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные умения: - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с  собственной;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- иметь собственное мнение и позицию;

- строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- использовать речь для регуляции своего действия.

 

Предметные умения

 различать предложения с однородными членами (с союзами иано или без союзов);

- ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, ано);

- оформлять на письме предложения с однородными членами (без союзов и с союзами и, а, но).

 

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Организационный момент

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме товарища.

 

Здравствуйте, напоминаю, меня зовут Татьяна Вадимовна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.  Ребята, я надеюсь у вас сегодня хорошее настроение, улыбнитесь, пожелаем, друг другу удачи и постараемся получить на уроке максимум знаний и удовольствия.

 

Приветствуют учителя, желают друг другу хорошего дня

II этап. Минутка чистописания. Словарная работа.

 

Цели деятельности

Вспомнить правописание буквы «М», проверить знания учащихся: орфографическая разминка.

Деятельность учителя

- Внимательно посмотрите на данную запись:

большой - маленький

сухой - ? (мокрый)

твердый - ? (мягкий)

глубокий - ? (мелкий)

война - ? (мир)

- Если вы правильно сформулируете и выполните задание к ней, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания.

(К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м. Значит, мы будем писать букву м.)

- Определите порядок следования букв в этом ряду:

мло омл лом…….

(Последняя буква в каждой ячейке ставится первой)

- Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между словами.)

- Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности.

-Сейчас я раздам вам листочки, подпишите их и выполните задание, которое представлено на доске. На данную работу даю 5 минут, после собираю ваши листочки, проверяю и выставляю оценки.

Деятельность учащихся

Учащиеся прописывают букву м, вспоминают словарные слова.

III этап. Постановка темы и  учебной задачи

Цели:

Вспомнить и повторить знания  об однородных членах предложения.

 

-Ребята, на доске записано предложение.

В лесу землю сплошь покрывает жёлтая фиолетовая и бурая листва.

- Посмотрите, всё ли правильно записано?

- Почему поставили или не поставили запятую?

-Что такое однородные члены предложения?

- Как могут быть связаны однородные члены предложения?

-Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложениях?

-При помощи, каких союзов соединяются однородные члены предложения?

-Кто уже догадался, какая тема нашего урока?

- Ребята, а какую цель вы бы поставили себе на урок?

- О каком времени года идёт речь в предложении? (осень)

- Запишите предложение в тетрадь, выделите однородные члены предложения и начертите схему. (1 ученик работает у доски)

- Сегодня на уроке мы будем говорить об этом красивом ярком времени года, но главная наша задача урока – повторить постановку знаков препинания при однородных членах предложения.

Однородными называются члены предложения, которые...(отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же членом предложения)

Запятыми, союзами.

Запятая, двоеточие, тире.

Будем находить однородные члены в предложении.

Определять каким членом предложения выражены однородные члены предложения.

Правильно расставлять знаки препинания при однородных членах.

 

            IV этап. Актуализация опорных знаний. Повторение

 

Цели:

Вспомнить и повторить знания об однородных членах предложения, а именно: какие признаки есть у однородных членах предложения;

какие члены предложения могут быть однородными; когда между однородными членами предложения ставится запятая; когда между однородными членами предложения не ставится запятая.

Выполнить упражнения на закрепление.

Ребята, вы уже многое знаете об однородных членах. Ответьте мне на несколько вопросов.

1.      Какие признаки есть у однородных членов предложения?

Отвечают на один общий для них вопрос

В воздух взмыли белыекрасныесиние шары

(какие? белые, красные, синие)

Являются одним и тем же членом предложения

В воздух взмыли белыекрасныесиние шары

(все – определения)

Относятся к одному и тому же члену предложения

В воздух взмыли белыекрасныесиние шары

(все относятся к глаголу взмыли)

Равноправны друг к другу и связаны между собой сочинительной связью

белые (и) красные (и) синие шары

 

2.      Какие члены предложения могут быть однородными?

Однородными могут быть любые члены предложения (как главные, так и второстепенные), однородные члены предложения могут быть нераспространенными и распространенными

3. Когда между однородными членами предложения ставится запятая?

Запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством союзов а, но, да (в значении «но»), однако, хотя, запятая ставится между однородными членами предложения, соединёнными посредством повторяющихся союзов и…и, да…да, то…то, ли—ли, или—или, если в предложении ОЧП используются с парными союзами «хоть (хотя) — но (а)», «столько же (столь же) — сколько (сколь)», «не столько (не столь) — сколько (сколь)», «как — так и», «не только — но и», «если не — то», то между ними ставится запятая. 

3.      Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?

Не нужна запятая между однородными членами, соединёнными одиночными союзами «и», «да» (в значении «и»), «или», «либо»: Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись. [Ο, Ο  да Ο].

1.В устойчивых выражениях:

Ни то ни се, и туда и сюда, ни свет ни заря и др.

2.Между двумя однородными членами с одним союзом:

Море и небо были одинакового цвета.

3.Внутри группы однородных членов, которые разбиты на пары:

Трава и деревья, птицы и звери - все радовалось приходу лета.

 

-Молодцы. Мы повторили ряд правил об однородных членах предложения.

Теперь нужно закрепить наши знания на практике. Откройте учебник на стр. 72, одни ученик читает задание: разберем каждое предложение, найдем главные и второстепенные члены предложений, к каждому предложению начертим схемы.( Ученики по очереди выходят к доске и чертят схемы).

Ребята, что мы сейчас с вами делали? Какой вывод можем сделать?

-Откройте учебник на стр. 74 упр. 2. У каждого ряда будет по 2 предложения: 1ряд -1,2; 2ряд-3,4; 3ряд-5,6. Спишите предложения, подчеркните однородные члены предложения и начертите схемы.

-Кто выполнил задание, подымите руку и я проверю.

Отвечают на вопросы:

Отвечают на один общий для них вопрос.  

Являются одним и тем же членом предложения.         

Относятся к одному и тому же члену предложения.

Равноправны друг к другу и связаны между собой сочинительной связью. Выполняю упражнения по учебнику.     

V этап. Закрепление изученного материала

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

 

  -Упражнение 3 на той же странице. Выпишите только те предложения, где есть однородные члены, вставьте пропущенные запятые.

- Обратите внимание на доску. Определите,  какими членами предложения они являются. Составьте схемы предложений с однородными членами.

ð       На клумбе растут астры, георгины, гладиолусы.

ð       На клумбе растут разнообразные цветы.

ð       В небо поднялись разноцветные шары.

ð       В небо поднялись красные, жёлтые, оранжевые шары.

ð       Человек разводит домашних животных.

ð       Человек разводит коров, свиней, овец, коз.

- Какой знак препинания стоит между однородными членами предложения, если они связаны интонацией перечисления?

Работают по учебнике, находят и выписывают в тетрадь однородные члены предложения.

Находят однородные члены предложения, чертят схемы.

 

VI этап. Итог урока. Рефлексия

Цели деятельности

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Научить школьников:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат своей деятельности;

- оценивать результат учебной деятельности.

 

-Ребята, а сейчас я проверю ваши знания, и посмотрю, как вы усвоили и запомнили данный материал. В тетрадях выполните тест, как только вы выполните, обменяйтесь тетрадями с соседом, и поставьте оценки.

Тест

1. Однородные члены предложения:

А) отвечают на вопросы косвенных падежей;

Б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения;

В) отвечают на вопросы Кто? Что?            

2. Найди предложение с однородными сказуемыми.

А) Ковер зимы покрыл холмы, луга и поля.

Б) Были это веселые, сильные и смелые люди.

В) Вдали стоит дубовый лес, блестит и алеет на солнце.

3. Какое из предложений соответствует данной схеме:

А) Весь двор завален досками, железом и фанерой.

Б) Птица бойко вспорхнула и стала летать по комнате.

В) Все алмазы блестят и переливаются на солнце разными цветами.

4. Отметь верную концовку правила: Между однородными членами предложения…

 А) Запятая не ставится, если они связаны союзом и;

 Б) Запятая ставится, если они связаны союзом и;

 В) Перед союзами а, но запятая ставится

 Г) Перед союзами а, но запятая не ставится.

5. Отметь предложения, в которых на месте пропуска не ставится запятая:

А) Зимой земля отдыхает __ а весной расцветает.

Б) Белка запасает на зиму грибы __ и орехи.

В) Мы побывали в музее __ театре __ на выставке.

Г) Поднялся сильный ветер __ но не разогнал туч.

6. Сколько запятых вы поставите в этом предложении 
Не страшны носорогу колючки и шипы сучья и пни

 А) 1

 Б)  2

 В)  3

- Проверьте по ключу и оцените себя по критериям, которые записаны на доске

1 – Б «5» - без ошибок

2 – В «4» - 2 ошибка

3 – А «3» - 3 ошибки

4 – В

5 – Б

6 –А

- Кто получил оценки «5», «4», «3»?

-Ребята, наш урок подошел к концу. Что было нового для вас сегодня? Где возникали трудности? Я надеюсь, что вы усвоили данный материал и все получили хорошие оценки. Запишите д/з. Всем спасибо, до свидания.

Д/з: стр.73 упр.1

Отвечают на тест письменно в тетради, и очинивают себя.

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)