Урок русского языка "Ударные и безударные гласные"

  • docx
  • 18.04.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка 1 кл Ударные и безударные гласные звуки . 1 класс..docx

 

 

 

Конспект урока русского языка в 1 классе.

(Учитель начальных  классов Черная Г.В.)

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук» (изменение формы слова)

Цели урока: развивать умение  сравнивать гласные в ударных  и безударных слогах, подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Универсальные  учебные  действия.

Личностные:

Уметь  выделять проблемные  места, осознавать  ответственность  за  общее  дело.

Коммуникативные:

Планировать  работу  совместно  с  учителем  и  сверстниками,  уметь  выражать  свои  мысли  с  точностью, аргументировать  их, уметь  прислушиваться  к  чужому  мнению, использовать  критерии  для  обоснования  своего  мнения.

Познавательные:

 Уметь находить и  использовать необходимую информацию из  текста, выбирать  наиболее эффективный  способ  решения  проблемы, выдвигать  и  обосновывать  свои  гипотезы, самостоятельно  выполнять  действия  по  алгоритму.
Регулятивные:

Уметь  контролировать свою  работу, корректировать её, оценивать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные, различать  проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.

Ход урока

1.Мотивация. Прозвенел звонок для нас,

                        Все зашли спокойно в класс.

                        Встали все у парт красиво,

                          Поздоровались учтиво.

  -Вставь  пропущенные  буквы.

Б. жала  к.за  через  м.сточек, ухватила  кл.новый  л.сточек.

- Всегда  ли  ты  были  уверены  в  правильности  выбора  буквы?

2. Актуализация  знаний.

-Отгадайте  загадки. Запишите  слова-отгадки. Подчеркните  вних буквы, которыми  обозначены  гласные  буквы.

          У  меня  длинней  иголки,

           Чем  у  ёлки.

Очень  прямо  я  расту

В  высоту.

Если  я  не  на  опушке,

Ветви  - только  на  макушке.(Сосна.)

                   С  моего  цветка  берёт 

                   Пчёлка  самый  вкусный  мёд.

                   А  меня  все  ж   обижают-

                   Шкуру  тонкую  сдирают.(Липа.)

Клейкие  почки,

Зелёные  листочки.

С  белой  корой 

Стоит  под  горой.(Берёза.)

                   Я  из  кошки- бочки  вырос,

                   Корешки  пустил  и  вырос.

                   Я  кормлю  свиней  и  белок-

                   Ничего  что  плод  мой  мелок.(Дуб.)

 

-  Сколько  слогов  в  каждом  слове? Обозначьте   ударение.

Как  называются  гласные  под  ударением?( Безударные  гласные.)

- А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)

3. Самоопределение  к  цели.

- Написание  каких  слов  вызвало  сомнение? (Сосна, берёза.)

- Сегодня  на  уроке  нам  предстоит  разобраться в том,  как  обозначить  буквой  безударный  гласный  звук.

4.Выявление  причины  затруднения.

 

- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она.

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)

- По каким признакам догадались, что это сова?

- Что вы знаете об этой птице? (ответы детей)

-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

 

- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.

-Обозначьте в словах ударение.  Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Появляется карточка:

БЕЗУДАРНЫЕ   ГЛАСНЫЕ

- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.

- Почему причиняет много мук?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Значит цель нашего урока…

(открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять!

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться  грамотно писать).

5. Построение  проекта  выхода  из  затруднения.

А). Подбор проверочного слова

- Давайте  запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово?        Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)

- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?

- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное  слово.)

Б) Самостоятельная работа .

- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.

На тр(о,а)ве сверкают  капли р(о,а)сы.

- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.

Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись  +,-.)

- Какие буквы выбрали? Докажите.

(открыть карточку)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как проверить безударную гласную в корне  слова?

Появляется карточка:

ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!

6.Реализация  построенного  проекта.

1. Нахождение проверочного слова

- Сова приготовила нам новое задание.

- Прочитайте  слова, которые приготовила мудрая птица.

лес

Лесная

Лесник

- Кто такой лесник

( Лесной сторож. Работник лесного хозяйства.)- даётся определение по словарю Ожегова.

-Во всех словах найди общую часть слова. Назови.

-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему?

-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?

-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие  безударные гласные.

-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)

7.Физминутка .

   Мы  шагаем  друг  за  другом

Лесом и зелёным  лугом.

Крылья  пёстрые  мелькают

В поле  бабочки  летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

 

8.Первичное  закрепление   -работа в группах (на карточках).

-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.

           (Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)

 ( Живёт в л.сул.са.

 Летит за мёдом пч.ла.

Гр.чата пищат в гн.зде.)

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

- Так как проверить безударный гласный?

- Оцените работу ребят. Правильно или нет?

9. Включение  в  систему  знаний. Работа в парах ( на листочках)

- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата) 

- Сейчас вы  будете работать в парах.  Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.

Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова.

- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.

О или а?         и или е?

Г.ра  з.мля.

Гл.за  ч.сло.

     - Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)

- Так как проверить безударную гласную?

10.Самостоятельная  работа  с проверкой  по  эталону.                     

 Игра «Построй мосток».

- На лесной полянке  журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.

Каждый сам будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово. (Сл.ды,  сн.га,  гр.за,   д.жди)

- Просигнальте «сигналиком» если справились.

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.

11. Включение  в  систему  знаний.

А)   словарная работа.

- А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

     - Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)

      Появляется карточка:

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)

Появляется карточка:

ЗАПОМНИ!

Б).  Отгадывание загадок.

- Сова  предлагает отгадать загадки и написать отгадки.

1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь кружит двадцать пар

И кричит «кар – р» (ворона)

        2. Маленький мальчишка,

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Семечки ворует. (воробей)

3.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... 
(сорока). 

-  Где записаны такие слова? (в словаре)

- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137

Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.

В)  А сейчас давайте поиграем в игру «один – много».

·        Лиса-лисы

·        нора-норы

·        река-реки

·        гора-горы

·        сова-совы

Учитель  пишет проверочные слова на доске, а дети – в тетрадях.

А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение. 
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)

 

Г)Выборочное письмо

        - Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?» 

      - Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.

 В лесу нельзя шуметь. Весной  птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.

12.Рефлексия.

-Прочитайте то, что составлено из карточек(на доске)

- Как проверить безударный гласный звук в слове?

- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?

- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?

- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?

- Продолжите высказывания….

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше… 

                13. Итог  урока . Самооценка.

     -Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека.

Поможем и мы им. Наклеим на кормушку орехи, жёлуди(на доске)

      - На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.

       - Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек  для белочки.

    -  Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + -, то возьмите  орешек для белочки.

     -   Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.

       - Спасибо за урок!