Урок русского языка "Ударные и безударные гласные"
Оценка 4.6

Урок русского языка "Ударные и безударные гласные"

Оценка 4.6
docx
18.04.2023
Урок  русского  языка "Ударные  и  безударные  гласные"
Урок русского языка 1 кл Ударные и безударные гласные звуки . 1 класс..docx

 

 

 

Конспект урока русского языка в 1 классе.

(Учитель начальных  классов Черная Г.В.)

Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук» (изменение формы слова)

Цели урока: развивать умение  сравнивать гласные в ударных  и безударных слогах, подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Универсальные  учебные  действия.

Личностные:

Уметь  выделять проблемные  места, осознавать  ответственность  за  общее  дело.

Коммуникативные:

Планировать  работу  совместно  с  учителем  и  сверстниками,  уметь  выражать  свои  мысли  с  точностью, аргументировать  их, уметь  прислушиваться  к  чужому  мнению, использовать  критерии  для  обоснования  своего  мнения.

Познавательные:

 Уметь находить и  использовать необходимую информацию из  текста, выбирать  наиболее эффективный  способ  решения  проблемы, выдвигать  и  обосновывать  свои  гипотезы, самостоятельно  выполнять  действия  по  алгоритму.
Регулятивные:

Уметь  контролировать свою  работу, корректировать её, оценивать.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные, различать  проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.

Ход урока

1.Мотивация. Прозвенел звонок для нас,

                        Все зашли спокойно в класс.

                        Встали все у парт красиво,

                          Поздоровались учтиво.

  -Вставь  пропущенные  буквы.

Б. жала  к.за  через  м.сточек, ухватила  кл.новый  л.сточек.

- Всегда  ли  ты  были  уверены  в  правильности  выбора  буквы?

2. Актуализация  знаний.

-Отгадайте  загадки. Запишите  слова-отгадки. Подчеркните  вних буквы, которыми  обозначены  гласные  буквы.

          У  меня  длинней  иголки,

           Чем  у  ёлки.

Очень  прямо  я  расту

В  высоту.

Если  я  не  на  опушке,

Ветви  - только  на  макушке.(Сосна.)

                   С  моего  цветка  берёт 

                   Пчёлка  самый  вкусный  мёд.

                   А  меня  все  ж   обижают-

                   Шкуру  тонкую  сдирают.(Липа.)

Клейкие  почки,

Зелёные  листочки.

С  белой  корой 

Стоит  под  горой.(Берёза.)

                   Я  из  кошки- бочки  вырос,

                   Корешки  пустил  и  вырос.

                   Я  кормлю  свиней  и  белок-

                   Ничего  что  плод  мой  мелок.(Дуб.)

 

-  Сколько  слогов  в  каждом  слове? Обозначьте   ударение.

Как  называются  гласные  под  ударением?( Безударные  гласные.)

- А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)

3. Самоопределение  к  цели.

- Написание  каких  слов  вызвало  сомнение? (Сосна, берёза.)

- Сегодня  на  уроке  нам  предстоит  разобраться в том,  как  обозначить  буквой  безударный  гласный  звук.

4.Выявление  причины  затруднения.

 

- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она.

Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)

- По каким признакам догадались, что это сова?

- Что вы знаете об этой птице? (ответы детей)

-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.

- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.

 

- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.

-Обозначьте в словах ударение.  Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.

- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Появляется карточка:

БЕЗУДАРНЫЕ   ГЛАСНЫЕ

- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.

Безударный гласный звук
Причиняет много мук.

- Почему причиняет много мук?

- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?

- Значит цель нашего урока…

(открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять!

- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться  грамотно писать).

5. Построение  проекта  выхода  из  затруднения.

А). Подбор проверочного слова

- Давайте  запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово?        Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)

- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?

- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное  слово.)

Б) Самостоятельная работа .

- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.

На тр(о,а)ве сверкают  капли р(о,а)сы.

- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.

Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись  +,-.)

- Какие буквы выбрали? Докажите.

(открыть карточку)

ПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как проверить безударную гласную в корне  слова?

Появляется карточка:

ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!

6.Реализация  построенного  проекта.

1. Нахождение проверочного слова

- Сова приготовила нам новое задание.

- Прочитайте  слова, которые приготовила мудрая птица.

лес

Лесная

Лесник

- Кто такой лесник

( Лесной сторож. Работник лесного хозяйства.)- даётся определение по словарю Ожегова.

-Во всех словах найди общую часть слова. Назови.

-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему?

-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?

-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие  безударные гласные.

-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)

7.Физминутка .

   Мы  шагаем  друг  за  другом

Лесом и зелёным  лугом.

Крылья  пёстрые  мелькают

В поле  бабочки  летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

 

8.Первичное  закрепление   -работа в группах (на карточках).

-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.

           (Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)

 ( Живёт в л.сул.са.

 Летит за мёдом пч.ла.

Гр.чата пищат в гн.зде.)

- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

- Так как проверить безударный гласный?

- Оцените работу ребят. Правильно или нет?

9. Включение  в  систему  знаний. Работа в парах ( на листочках)

- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата) 

- Сейчас вы  будете работать в парах.  Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.

Вставьте пропущенные буквы, подберите  проверочные слова.

- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.

О или а?         и или е?

Г.ра  з.мля.

Гл.за  ч.сло.

     - Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)

- Так как проверить безударную гласную?

10.Самостоятельная  работа  с проверкой  по  эталону.                     

 Игра «Построй мосток».

- На лесной полянке  журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.

Каждый сам будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово. (Сл.ды,  сн.га,  гр.за,   д.жди)

- Просигнальте «сигналиком» если справились.

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.

11. Включение  в  систему  знаний.

А)   словарная работа.

- А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?

     - Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)

      Появляется карточка:

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ

- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)

Появляется карточка:

ЗАПОМНИ!

Б).  Отгадывание загадок.

- Сова  предлагает отгадать загадки и написать отгадки.

1. Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет.

Видишь кружит двадцать пар

И кричит «кар – р» (ворона)

        2. Маленький мальчишка,

В сером армячишке.

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

В полях ночует,

Семечки ворует. (воробей)

3.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... 
(сорока). 

-  Где записаны такие слова? (в словаре)

- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137

Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.

В)  А сейчас давайте поиграем в игру «один – много».

·        Лиса-лисы

·        нора-норы

·        река-реки

·        гора-горы

·        сова-совы

Учитель  пишет проверочные слова на доске, а дети – в тетрадях.

А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение. 
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)

 

Г)Выборочное письмо

        - Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?» 

      - Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.

 В лесу нельзя шуметь. Весной  птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.

12.Рефлексия.

-Прочитайте то, что составлено из карточек(на доске)

- Как проверить безударный гласный звук в слове?

- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?

- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?

- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?

- Продолжите высказывания….

Мне запомнилось…

У меня получилось …

Мне было трудно ….

Я постараюсь лучше… 

                13. Итог  урока . Самооценка.

     -Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека.

Поможем и мы им. Наклеим на кормушку орехи, жёлуди(на доске)

      - На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.

       - Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек  для белочки.

    -  Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + -, то возьмите  орешек для белочки.

     -   Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.

       - Спасибо за урок!

 


 

Конспект урока русского языка в 1 классе

Конспект урока русского языка в 1 классе

Ход урока 1.Мотивация. Прозвенел звонок для нас,

Ход урока 1.Мотивация. Прозвенел звонок для нас,

Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает

Днём спит, ночью летает, Ухает, людей пугает

Б) Самостоятельная работа . -

Б) Самостоятельная работа . -

Мы шагаем друг за другом

Мы шагаем друг за другом

На лесной полянке журчит весёлый ручеёк

На лесной полянке журчит весёлый ручеёк

В) А сейчас давайте поиграем в игру «один – много»

В) А сейчас давайте поиграем в игру «один – много»

На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -

На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2023