Конспект урока русского языка в 1 классе.
(Учитель начальных классов Черная Г.В.)
Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук» (изменение формы слова)
Цели урока: развивать умение сравнивать гласные в ударных и безударных слогах, подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Универсальные учебные действия.
Личностные:
Уметь выделять проблемные места, осознавать ответственность за общее дело.
Коммуникативные:
Планировать работу совместно с учителем и сверстниками, уметь выражать свои мысли с точностью, аргументировать их, уметь прислушиваться к чужому мнению, использовать критерии для обоснования своего мнения.
Познавательные:
Уметь
находить и использовать необходимую информацию из текста, выбирать наиболее
эффективный способ решения проблемы, выдвигать и обосновывать свои
гипотезы, самостоятельно выполнять действия по алгоритму.
Регулятивные:
Уметь контролировать свою работу, корректировать её, оценивать.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать ударные и безударные гласные, различать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.
Ход урока
1.Мотивация. Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
-Вставь пропущенные буквы.
Б. жала к.за через м.сточек, ухватила кл.новый л.сточек.
- Всегда ли ты были уверены в правильности выбора буквы?
2. Актуализация знаний.
-Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните вних буквы, которыми обозначены гласные буквы.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.(Сосна.)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают-
Шкуру тонкую сдирают.(Липа.)
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.(Берёза.)
Я из кошки- бочки вырос,
Корешки пустил и вырос.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего что плод мой мелок.(Дуб.)
- Сколько слогов в каждом слове? Обозначьте ударение.
Как называются гласные под ударением?( Безударные гласные.)
- А остальные гласные какие? (Гласные, требующие проверки в безударном положении)
3. Самоопределение к цели.
- Написание каких слов вызвало сомнение? (Сосна, берёза.)
- Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в том, как обозначить буквой безударный гласный звук.
4.Выявление причины затруднения.
- Ребята, к нам в класс прилетела гостья. Отгадайте кто она.
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)
- По каким признакам догадались, что это сова?
- Что вы знаете об этой птице? (ответы детей)
-Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники.
- Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.
- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки.
-Обозначьте в словах ударение. Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.
- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке?
Появляется карточка:
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока.
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
- Почему причиняет много мук?
- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?
- Значит цель нашего урока…
(открывается вторая половина
стихотворения)
Какую
гласную писать,
Будем с вами повторять!
- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).
5. Построение проекта выхода из затруднения.
А). Подбор проверочного слова
- Давайте запишем слово сова. Можем ли мы сразу написать это слово? Почему? Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)
- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая гласная пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую гласную мы напишем без ударения?
- Так какой для себя сделаем вывод. (прежде чем писать слова с безударной гласной, нужно подобрать проверочное слово.)
Б) Самостоятельная работа .
- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.
На тр(о,а)ве сверкают капли р(о,а)сы.
- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.
Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись +,-.)
- Какие буквы выбрали? Докажите.
(открыть карточку)
ПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Появляется карточка:
ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!
6.Реализация построенного проекта.
1. Нахождение проверочного слова
- Сова приготовила нам новое задание.
- Прочитайте слова, которые приготовила мудрая птица.
лес
Лесная
Лесник
- Кто такой лесник?
( Лесной сторож. Работник лесного хозяйства.)- даётся определение по словарю Ожегова.
-Во всех словах найди общую часть слова. Назови.
-В каких словах буквы в общей части слов надо проверять? Почему?
-Как вы думаете, какое из этих слов является проверочным?
-Спиши сначала проверочное слово, затем остальные два слова. Поставь ударение. Подчеркни в общей части слов буквы, обозначающие безударные гласные.
-Чему научились выполнив это задание? (находить проверочные слова)
7.Физминутка .
Мы шагаем друг за другом Лесом и зелёным лугом. Крылья пёстрые мелькают В поле бабочки летают. Раз, два, три, четыре, Полетели, закружились.
|
8.Первичное закрепление -работа в группах (на карточках).
-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.
(Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)
( Живёт в л.сул.са.
Летит за мёдом пч.ла.
Гр.чата пищат в гн.зде.)
- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
- Так как проверить безударный гласный?
- Оцените работу ребят. Правильно или нет?
9. Включение в систему знаний. Работа в парах ( на листочках)
- Посмотрите, кто выпрыгнул из дупла? (бельчата)
- Сейчас вы будете работать в парах. Подумайте, кто из вас будет заполнять карточку первый, кто второй. Постарайтесь договориться и работать дружно, чтобы быстро и правильно справиться с заданием.
Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
- Бельчата тоже выполняли это задание и выполнили его так: (на слайде правильные ответы). Проверьте себя и поставьте знак +, если справились с заданием, +,- или - если выполнено с ошибками.
О или а? и или е?
Г.ра з.мля.
Гл.за ч.сло.
- Кто выполнил так же? (поднимают «сигналик»)
- Так как проверить безударную гласную?
10.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Игра «Построй мосток».
- На лесной полянке журчит весёлый ручеёк. Мы не сможем пройти дальше, пока не построим из брёвен мосток.
Каждый сам будет строить мосток. На брёвнах написаны слова с пропущенной безударной гласной. Вставьте безударную гласную, подбирая проверочное слово. (Сл.ды, сн.га, гр.за, д.жди)
- Просигнальте «сигналиком» если справились.
Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте правильность выполнения. Поставьте +, если всё сделано правильно. +,- или - если выполнено с ошибками.
11. Включение в систему знаний.
А) словарная работа.
- А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?
- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)
Появляется карточка:
НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)
Появляется карточка:
ЗАПОМНИ!
Б). Отгадывание загадок.
- Сова предлагает отгадать загадки и написать отгадки.
1. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружит двадцать пар
И кричит «кар – р» (ворона)
2. Маленький мальчишка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Семечки ворует. (воробей)
3.Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ...
(сорока).
- Где записаны такие слова? (в словаре)
- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137
Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.
В) А сейчас давайте поиграем в игру «один – много».
· Лиса-лисы
· нора-норы
· река-реки
· гора-горы
· сова-совы
Учитель пишет проверочные слова на доске, а дети – в тетрадях.
А почему эти слова будут проверочными?
- Мы изменили слова так, что безударная гласная встала под ударение.
(Слова после объяснения детей выставлять на доску)
Г)Выборочное письмо
- Как замечательно мы проводим время в лесу. Сколько птиц и зверей мы повстречали. А сова спрашивает: «Какие правила поведения в природе вы знаете?»
- Я предлагаю вам прочитать небольшой текст об этом.
В лесу нельзя шуметь. Весной птицы и звери ждут потомство. Не пугайте их. Не разоряйте гнёзда.
12.Рефлексия.
-Прочитайте то, что составлено из карточек(на доске)
- Как проверить безударный гласный звук в слове?
- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?
- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?
- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова?
- Продолжите высказывания….
Мне запомнилось…
У меня получилось …
Мне было трудно ….
Я постараюсь лучше…
13. Итог урока . Самооценка.
-Весной, звери и птицы нуждаются в помощи человека.
Поможем и мы им. Наклеим на кормушку орехи, жёлуди(на доске)
- На уроке вы уже сами оценивали себя, ставя + и -.
- Если считаете, что вы сегодня отлично справились со всеми заданиями, не испытывали трудности и на уроке ставили себе только +, то возьмите грибочек для белочки.
- Если вы всё делали правильно, но только немного затруднялись, т.е ставили себе + -, то возьмите орешек для белочки.
- Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.
- Спасибо за урок!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.