Кузнецова Алёна Михайловна, учитель начальных классов
Конспект урока русского языка в 1 классе для детей с у/о (интеллектуальными нарушениями)
Тема: буквы «Ш, ш».
Тип урока: закрепление.
Цель: подготовка обучающихся к жизни в современном обществе, через актуализацию и закрепление полученных на уроках знаний.
Планируемые результаты:
Предметные:
· отрабатывать навык правильного письма букв Ш, ш;
· учить правильному соединению букв;
· узнавать и называть буквы «Ш, ш»;
· развивать фонематический слух учащихся: уметь выделять звук [ш] в речи;
· различать слова-названия предметов и слова-действия предметов;
· находить рифмы в стихотворении;
· повторить непарный твердый согласный звук [ш] и буквы «Ш, ш», обозначающими этот звук на письме.
Личностные: формирование учебной мотивации, адекватной самооценки.
Регулятивные БУД: формирование умения ставить учебную задачу, контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности.
Познавательные БУД: формирование умения выделять и формулировать познавательную цель, умения строить речевое высказывание в устной форме, умения преобразовывать объект из чувственной формы в модель, умения анализировать объект с целью выделения признаков, построения логической цепи рассуждений, выдвижения гипотез.
Коммуникативные БУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.
Средства обучения: записи на доске, индивидуальные сигнальные карточки, материал учебника «Букварь», презентация.
Ход урока
Этап урока |
Содержание |
Функции учителя |
Действия учащегося |
Результат |
Организационный момент
|
Приветствие. Проверка готовности к уроку
|
Прозвенел
уже звонок, - Чем мы занимаемся на уроке русского языка? (фиксирует ответы детей) |
Приветствуют учителя, самопроверка готовности к уроку
- Мы учим звуки, буквы, учимся писать слова, предложения. |
Готовность к уроку Умение принимать учебную задачу, наблюдение
|
Актуализация имеющихся и необходимых знаний.
|
Работа с записями
Подготовительная работа Наблюдение над звуками Анализ звуков
Выделение нового звука
|
- Хочется услышать, что вы знаете об этих буквах. Слайд № 2 А О а о Ш м С у Х У ш - Прочитайте буквы. - Назовите звуки. - Какая буква не может обозначать мягкий звук? -Как вы думаете, у нас сегодня урок повторения или урок «открытия новых знаний»? Почему? 1. 2. – Для этого мы поиграем в игру «Что слышишь?» - Какой звук повторяется в стихотворении? Шуршат осенние кусты, Шуршат на дереве листы, Шуршит камыш, И дождь шуршит, И мышь, шурша, в нору спешит, А там тихонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат. - Какие слова с этим звуком вы услышали?
- Дайте характеристику этому звуку.
-Какая же тема нашего урока?
- Произнесите этот звук протяжно. На что похож звук? (как шумит чайник при кипении, как шуршат осенние листья под ногами, какой звук издаёт змея) Слайд № 3 (со звуком) |
Читают буквы.
- Урок повторения -Мы будем повторять то, что изучали вчера.
Произносят и выделяют звук [ш]. - Шуршат, камыш, шурша, мышь, спешит, шесть, шустрых, мышат. -Согласный (т.к. воздух встречает преграду), глухой (звук произносится без голоса), твёрдый. - Повторение пройденной буквы ш. -На звук, который возникает, когда (шипит масло на сковороде, шипит змея, гусь…). |
Установление уровня овладения знанием. Умение задавать вопросы и отвечать на них. Оценка другого «я» |
Постановка учебной задачи |
Выявление проблемы |
-А можем ли мы найти ему мягкую пару? -Давайте подберём ещё слова с новым звуком и понаблюдаем за ним. |
Нет
Придумывают и произносят слова со звуком |
|
Открытие нового знания. |
Повторение.
Физпауза.
Подготовка рук к письму.
|
- А сейчас я вам загадаю загадки Дверцы стеклянные, Бока деревянные. Книги за стеклом, Там их дом. Где они живут, Как его зовут? Слайд № 4
Есть у белки, есть у мишки, У лисички, у зайчишки. И в холодный день зимы В ней гулять выходим мы. Слайд № 5
На сосну забрался мишка, Там росла большая …Слайд № 6
- В какой части слова находится звук [ш]? Слайд № 7 -Дайте ему характеристику: твёрдый или мягкий. -Какой вывод делаем? - Кто попробует ответить на вопрос, чем так необычен звук [ш]? - Насколько вы довольны своей работой на уроке? -Я тоже очень довольна вашей работой.
-Откройте букварь. -Этот звук в русском языке обозначается буквой … На каком фоне написана буквы? Почему?
-Сравните заглавную и маленькую букву. -На что похожа буква Ш? - Вспомним физпаузу для рук «Колечки – палочки – зайчики – козочки»
- Ребята, покажите правильную посадку при письме. Слайд № 8
- Вспомним написание данной буквы. Что для этого нужно? Слайд № 9
- Похожа ли буква письменная на печатную? Чем отличаются?
- Прописываем букву.
|
- Шкаф, шуба, шишка
- Определяют
-Звук всегда твёрдый. - Шипящий, всегда твёрдый.
Упражнения для расслабления, для глаз
Ш, ш На синем, буква обозначает согласный звук. -Они похожи, отличаются размером. -Гребешок, ковш, вилы (показывают предметы с помощью пальцев рук), затем выполняют упражнение«Колечки – палочки – зайчики – козочки» - Показывают правильную посадку при письме, называют правила. - Выполняют анализ написания буквы и её элементов.
- Печатная буква состоит из ломаных линий, а письменная из кривых. - Прописывают буквы с комментированием. |
Формирование нового учебного знания
формирование умения контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности. |
Первичное закрепление. |
Чтение и письмо слогов и слов, предложений с буквой Ш
|
-Прочитаем слоги. - Посмотрите внимательно, как соединяются буквы в слогах. - Прописываем слоги в тетрадях, пишем в рабочей строке. - А сейчас вспомним, какие загадки были в начале урока. Начертим схемы отгадок: шкаф, шуба. После схемы прописываем слово. Слайд № 10 - На какой вопрос отвечают данные слова? Почему?
-Что делают данные предметы или что может сделать с ними человек? Подберите нужные слова. - А сейчас составьте предложения со словами, которые отвечают на вопрос что?, подбирая к ним слова, которые отвечают на вопрос кто? со звуком [ш].
-Прочитайте предложение. Добавьте его по картинке. - Как пишется предложение?
- Вспоминаем соединения букв в слова и списываем предложение с печатной основы в тетрадь.
- Сейчас приготовились писать под диктовку буквы: У с Н л в ы И х м. Слайд № 11 (проверка) |
-Прописывают слоги.
Чертят схемы, прописывают слова.
На вопрос что?, это неживые предметы, они сделаны руками человека. - Дети подбирают слова: шкаф стоит, шубу шьют …
- Маша шьёт шубу. - Миша ремонтирует шкаф.
- Маша сама.
- Начало – с большой буквы, в конце – точка, слова пишутся отдельно. - Списывают предложение.
- Пишут буквы под диктовку с новой рабочей строки. |
Наблюдение, анализ, сравнение.
формирование умения слушать и вступать в диалог, выражать свои мысли.
|
Итог урока |
Рефлексия |
- Что мы выполнили из того, что запланировали? Решили ли мы поставленную задачу? - У всех ли это получилось?
Почему ты так себя оценил? Слайд № 12 (музыка) |
Оценка, самооценка учащихся.
«Пантомима» «Дело в шляпе» |
Умение оценивать результат собственных действий, действий других учащихся. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.