29.11 Урок №36 рус. яз. 11 кл.
Тема:Простое предложение.Управление при словах, близких по значению.
Методические цели: повторить и обобщить изученный материал по теме, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа, совершенствовать речевые умения учащихся в соответствии с синтаксическими нормами русского литературного языка, развивать внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, воспитывать культуру речи, морально-ценностные качества.
Оборудование:раздаточный материал.
Тип урока: урок систематизации знаний
Эпиграф:
Как уст румяных без улыбки,
Без грамматической ошибки
Я русской речи не люблю.
А.С. Пушкин
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Мотивация учебной деятельности.Тема и целеполагание.
-Давайте начнем нашу работу с чтения эпиграфа.
- Как вы думаете, что имел в виду А.С. Пушкин?
- Пушкин прекрасно знал нормы литературного языка, тщательно редактировал свои рукописи, внимательно относился к тем критикам, которые отмечали немногочисленные неправильности его стихов. Н.В. Гоголь говорил: «Никто из наших поэтов не был так скуп на слова и выражения, как Пушкин, так не смотрел осторожно за самим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего». Но в языке художественной литературы нарушения нормы вполне возможны. Лев Владимирович Щерба (1880-1944), русский языковед, утверждал: «…Авторов, вовсе не отступающих от нормы, конечно, не существует – они были бы невыносимо скучны. Когда чувство нормы воспитано у человека, тогда – то он начинает чувствовать всю прелесть обоснованных отступлений от неё у разных хороших писателей».
- Итак, к какому же выводу мы пришли? Нужно ли говорить правильно? Кто имеет право на ошибку?
- Сегодня мы будем учиться говорить правильно.
III. Работа по теме урока.
1. - Составьте и запишите словосочетания.
Иметь (выдержка) – обладать (выдержка).
Беспокоиться (сын) – тревожиться (здоровье сына).
Доволен (результат) – рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) – предупредить (поездка).
Удивляться (мужество) – восхищаться (восход солнца).
Проверка:
Иметь (что?) выдержку – обладать (чем?) выдержкой.
Беспокоиться (о чем? о ком?) о сыне – тревожиться (за что? за кого?) за здоровье сына.
Доволен (чем?) результатом – рад (чему?) приезду.
Предостеречь (от чего?) от ошибок – предупредить (о чем?) о поездке.
Удивляться (чему?) мужеству – восхищаться (чем?) восходом солнца.
- Определите вид подчинительной связи в получившихся словосочетаниях. (Управление)
- Какой вид подчинительной связи называется управлением? (Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово в словосочетании требует постановки зависимого слова в определённом падеже)
- При составлении каких словосочетаний вы испытывали затруднения? Почему? (В роли главных слов выступают слова, близкие по значению, а зависимые слова стоят в разных падежах)
- Как называются слова, близкие по значению? (Синонимы)
2.Слово учителя
- Синонимы могут отличаться друг от друга не только оттенками лексических значений, но и синтаксическими особенностями. Например, два глагола с одним значением требуют разных падежей существительных (т.е. имеют разное управление). Не все нормы управления одинаково прочны, нередко наблюдаются случаи колебания, вариативности, вызывающие
затруднения. Некоторые нормы легко подвергаются искажению. В случае неправильного выбора формы слова или предлога возникает грамматическая ошибка, например: отзыв на статью; рецензия о спектакле; характеристика на ученика.
Во время сдачи экзаменов вам предстоит написать сочинения по русскому языку и литературе. В работе над текстом часто приходится сталкиваться с вопросами выбора нужной падежной формы и подходящего предлога. Перед нами встаёт вопрос, как лучше (правильнее) построить то или иное предложение.
Поэтому сегодня на уроке мы будем работать над выбором вариативных конструкций в целях предупреждения грамматических недочетов при составлении текста.
- Помимо синонимов в русском языке однокоренные слова разных частей речи также могут иметь разное управление:
удивляться его терпению – удивлён его терпением; рассердиться на глупую шутку – рассержен глупой шуткой.
В речи частотны ошибки, связанные с подменой управления однокоренных слов. Поэтому надо быть очень внимательными при выборе падежа зависимого слова в таких словосочетаниях.
Например:
• верить в победу – уверенность в победе;
• заменить старую деталь новой – сменить старую деталь на новую;
• платить/заплатить/уплатить за проезд – оплатить проезд;
• плата за телефонный разговор – оплата телефонного разговора;
• подключиться к разговору – включиться в разговор;
• различать друзей и врагов – отличать друзей от врагов;
• сверять фотографию с оригиналом – проверять время по телефону.
3.ВЫВОД:
- Итак, что надо знать, чтобы не ошибиться в выборе нужного сочетания слов? (Знать основные значения падежей и предлогов, уметь правильно ставить вопрос к зависимому слову, а также знать лексическое значение слов).
- У вас в файлах лежат таблицы, в которых приведены случаи управления в однокоренных и синонимичных конструкциях. Выполняя задания на уроке, при необходимости используйте эту таблицу. Дома положите её в папки со справочным материалом.
4.Управление при однокоренных и синонимичных конструкциях
В языке существует немало случаев, когда однокоренные или синонимичные слова имеют разное управление, что часто является причиной
смешения вариантов с разным падежным управлением. Случаи такого управления приведены в таблице. Вариант управления Вариант управления |
|
Обидеться на что? на эти слова |
Обижен чем? этими словами |
Доказывать что? правоту |
Доказательство чего? правоты |
Заботиться о ком?/ о чем? об экологии |
Озабочен чем? экологией |
Заинтересовать кого? собеседника Заинтересовать чем? рассказом |
Заинтересован в чем? в результате |
Радоваться чему? подарку |
Обрадован чем? подарком |
Подтвердить что? распоряжение |
Подтверждение чего? распоряжения |
Рецензировать что? статью |
Рецензия на что? на статью |
Основываться на чем? на фактах |
Обосновывать чем? фактами |
Опираться на что? на факты |
Базироваться на чем? на фактах |
Различать что и что? причастия и прилагательные |
Отличать что от чего? причастия от прилагательных |
Различия между чем и чем? союзом и предлогом |
Отличие чего? от чего? союза от предлога |
(У, за)платить за что? за проезд |
Оплатить что? проезд |
Превосходство над кем?/чем? над врагом |
Преимущество перед кем?/чем? перед противником |
Удивляться чему? обстоятельствам |
Удивлен чем? обстоятельствами |
Рассердиться на что? на шутку |
Рассержен чем? шуткой |
Препятствовать чему? переговорам |
Тормозить что? переговоры |
Обращать внимание но что? на мелочи |
Уделять внимание чему? мелочам |
Уверенность в чем?/ в ком? в себе |
Верить (вера) во что?/ в кого? в себя |
Свойственный чему? тексту |
Характерный для чего? для текста |
5.Тренировочные упражнения на закрепление
1. Упр. 341 (раздат.мат-л)
- Взаимопроверка.
Без ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 - 4 ошибки – «3», 5 и более ошибок – «2».
4. Тест № 1
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов.
Б) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание.
В) Подруга интересуется о моём здоровье.
Г) Жители нашего дома очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) О рок-опере «Прометей» было много лестных отзывов.
Б) Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.
В) Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Г) В «Этюдах об учёных» писатель увлекательно рассказывает о жизни многих известных людей.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) Я делюсь с другом обо всём, что со мной происходит.
Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным ему эгоизмом.
В) Для молодого композитора характерно использование фольклорных мотивов в творчестве.
Г) Лектор подробно остановился на разных сторонах проблемы.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) С подростками регулярно проводятся беседы о морали и нравственности.
Б) Легенды и мифы о парении подобно птице рождали силы и жажду познания.
В) Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло огромные затраты.
Г) Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) Может ли, пока стоят такие деревья и не пересохли эти родники, ослабеть вера в свою землю!
Б) В дальнем углу комнаты стоял сундук, наполненный одеждой.
В) Жажда к славе была для героя самым важным качеством.
Г) Мцыри никогда не оставляло сильное желание свободы.
Самопроверка
1 в, 2 б, 3 а, 4 г, 5 в.
Без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 и более ошибок – «2».
6.. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
7.. Наблюдение над употреблением в речи предлогов (сообщение учащегося).
- Достаточно частотны в речи ошибки при использовании предлогов в синонимических конструкциях. Например, предлоги С и ИЗ синонимичны при указании на место, откуда направлено действие. Однако между ними есть и различие.Как проверить ? Предлогу С –предлог НА, ИЗ-В
8.Составить словосочетание,выбрав предлог ИЗ или С
приехать (Кавказ, Украина, Волга, Сахалин, Ямайка,Крым, Белоруссия, Франция, Казахстан).
При указании на иностранное государство используется предлог из. В связи с этим в настоящее время наряду с конструкцией типа: приехать с Украины – употребляется конструкция: приехать из Украины.
В большинстве случаев эти предлоги различаются в соответствии с присущими им значениями:
а) с географическими объектами сочетается предлог в: в городе, в Сибири, в Белоруссии;
б) при названии островов, полуостровов употребляется предлог на: на Камчатке, на Новой Земле;
в) с названиями гор и горных местностей употребляется предлог на: на Урале, на Казбеке;
г) употребление предлогов в, на при названиях гор во множественном числе связано с различными значениями: отдыхать в Альпах – значит «в горах, среди гор»; события на Балканах – значит «на Балканском полуострове»; леса на Карпатах – значит «на поверхности гор».
• Вместе с тем использование предлогов на и в (при указании на место пребывания), как и предлогов из и с, часто зависит только от традиции.
Например:
находиться в университете, в аптеке, в кино, в Крыму, в Белоруссии, в Закарпатье, в Альпах – находиться на факультете, на почте, на станции, на Кавказе, на Украине, на Дальнем Востоке.
• При указании на иностранное государство употребляется предлог в, поэтому сейчас нормативной становится и конструкция – жить в Украине.
9. Тест № 2
№ 1. Устно составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом в:
1) приехать (Греция)
2) путешествие (Эльбрус)
3) уехать (Кавказ)
4) поехать (Крым, Белоруссия)
№ 2. Составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом из:
1) приехать (Франция)
2) выйти (автобус)
3) вернулись (Москва)
4) преклонение (талант)
№ 3. Составьте словосочетания, укажите беспредложные словосочетания:
1) уверенность (победа)
2) управляющий (филиал)
3) оплатить (проезд)
4) тормозить (развитие)
№ 4. Составьте словосочетания, укажите словосочетание с предлогом с:
1) вернуться (Кавказ)
2) выйти (троллейбус)
3) взять (полка)
4) приехать (Алтай)
Самопроверка
№ 1 № 2 № 3 № 4
ответы 1, 4 1, 2, 3 2, 3, 4 1, 3, 4
Без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2 ошибки – «3», 3 ошибки – «2».
VII. Итог урока. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание:упр.342(раздат.мат-л)
1. - Составьте и запишите словосочетания. 1. - Составьте и запишите словосочетания.
Аннотация на книгу – аннотация книги
Свойственный автору – свойственный для автора
Уверенность в победу – уверенность в победе
Оплатить проезд – оплатить за проезд
Выйти из автобуса – выйти с автобуса
Уверенность собой – уверенность в себе
Преклонение героям – преклонение перед героями
Взывать о помощи – взывать к помощи
Обидеться на слова – обидеться словам
Уделять внимание на мелочи – уделять внимание мелочам
Опираться на научные данные – опираться на научных данных
Наполненный воды – наполненный водой
Превосходство над ним – превосходство перед ним
Отзыв о монографии – отзыв на монографию
Подключиться к разговору – подключиться в разговор
Обучение по английскому языку – обучение английскому языку
Иметь (выдержка) – обладать (выдержка).
Беспокоиться (сын) – тревожиться (здоровье сына).
Доволен (результат) – рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) – предупредить (поездка).
Удивляться (мужество) – восхищаться (восход солнца).
Иметь (выдержка) – обладать (выдержка).
2. Взаимопроверка:
Беспокоиться (сын) – тревожиться (здоровье сына).
Доволен (результат) – рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) – предупредить (поездка).
Удивляться (мужество) – восхищаться (восход солнца).
1. - Составьте и запишите словосочетания.
Иметь (выдержка) – обладать (выдержка).
Беспокоиться (сын) – тревожиться (здоровье сына).
Доволен (результат) – рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) – предупредить (поездка).
Удивляться (мужество) – восхищаться (восход солнца).
1. - Составьте и запишите словосочетания.
Иметь (выдержка) – обладать (выдержка).
Беспокоиться (сын) – тревожиться (здоровье сына).
Доволен (результат) – рад (приезд).
Предостеречь (ошибки) – предупредить (поездка).
Удивляться (мужество) – восхищаться (восход солнца)
Тест № 1
1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) Вера в окончательную победу над фашизмом укрепляла силы наших воинов.
Б) Рецензия на книгу, опубликованная в «Литературной газете», привлекла моё внимание.
В) Подруга интересуется о моём здоровье.
Г) Жители нашего дома очень беспокоились о судьбе заболевшего малыша.
2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) О рок-опере «Прометей» было много лестных отзывов.
Б) Большое внимание он уделял на тесную связь между качеством работы и дисциплиной.
В) Учитель указал на то, что в сочинении есть ошибки.
Г) В «Этюдах об учёных» писатель увлекательно рассказывает о жизни многих известных людей.
3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) Я делюсь с другом обо всём, что со мной происходит.
Б) По отношению к Бэле Печорин ведёт себя со свойственным ему эгоизмом.
В) Для молодого композитора характерно использование фольклорных мотивов в творчестве.
Г) Лектор подробно остановился на разных сторонах проблемы.
4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) С подростками регулярно проводятся беседы о морали и нравственности.
Б) Легенды и мифы о парении подобно птице рождали силы и жажду познания.
В) Легкомысленное отношение к энергоресурсам повлекло огромные затраты.
Г) Книга представляет из себя результат многолетних наблюдений биолога.
5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
А) Может ли, пока стоят такие деревья и не пересохли эти родники, ослабеть вера в свою землю!
Б) В дальнем углу комнаты стоял сундук, наполненный одеждой.
В) Жажда к славе была для героя самым важным качеством.
Г) Мцыри никогда не оставляло сильное желание свободы.
Тест № 2
№ 1. Устно составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом в:
1) приехать (Греция)
2) путешествие (Эльбрус)
3) уехать (Кавказ)
4) поехать (Крым, Белоруссия)
№ 2. Составьте словосочетания, укажите словосочетания с предлогом из:
1) приехать (Франция)
2) выйти (автобус)
3) вернулись (Москва)
4) преклонение (талант)
№ 3. Составьте словосочетания, укажите беспредложные словосочетания:
1) уверенность (победа)
2) управляющий (филиал)
3) оплатить (проезд)
4) тормозить (развитие)
№ 4. Составьте словосочетания, укажите словосочетание с предлогом с:
1) вернуться (Кавказ)
2) выйти (троллейбус)
3) взять (полка)
4) приехать (Алтай)
«Лингвобол».
- Выберите нормативные варианты употребления словосочетаний.
Аннотация на книгу – аннотация книги
Свойственный автору – свойственный для автора
Уверенность в победу – уверенность в победе
Оплатить проезд – оплатить за проезд
Выйти из автобуса – выйти с автобуса
Уверенность собой – уверенность в себе
Преклонение героям – преклонение перед героями
Взывать о помощи – взывать к помощи
Обидеться на слова – обидеться словам
Уделять внимание на мелочи – уделять внимание мелочам
Опираться на научные данные – опираться на научных данных
Наполненный воды – наполненный водой
Превосходство над ним – превосходство перед ним
Отзыв о монографии – отзыв на монографию
Подключиться к разговору – подключиться в разговор
Обучение по английскому языку – обучение английскому языку
5. Г.Т. Егораева. ЕГЭ. Сборник заданий и методических рекомендаций. – М.: Экзамен, 2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.