Урок русского языка в 11 классе "Проблема текста. Типы комментариев"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 11 классе "Проблема текста. Типы комментариев"

Оценка 4.9
doc
13.05.2023
Урок русского языка в 11 классе "Проблема текста. Типы комментариев"
УРОК.doc

11 класс. Урок развития речи: « Проблема текста. Типы комментариев»

Обучающие цели урока: - совершенствовать навыки анализа текста;

- закрепить навыки вычленения основной проблемы текста и умение оценивать эту композиционную часть сочинения в соответствии с критерием К1; - дать представление о месте и роли комментария в структуре сочинения ЕГЭ; - сформировать умение комментировать проблему, поднятую автором текста, и оценивать эту композиционную часть сочинения ЕГЭ в соответствии с критерием К2.

Развивающая цель: развитие критического мышления учащихся, навыков сопоставления, умения вести диалог, аргументировать сказанное, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Воспитывающая цель: способствовать развитию умений и навыков работы с текстом в творческих исследовательских группах; формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету; создание атмосферы, способствующей воспитанию личности в условиях социального партнерства (ученик – ученик, ученик – учитель, ученик – коллектив), формирование нравственных ценностей через изучаемые произведения.

Задачи для учащихся:

· вспомнить определение понятия “текст”, “проблема текста”;

· уметь анализировать текст;

· опираясь на имеющиеся знания, составить комментарий к проблеме, содержащейся в тексте;

· уметь слушать других, работать в группе, оценивать знания.

Личностные УУД: освоить роль ученика, формировать интерес (мотивацию) к учению

Регулятивные УУД: организовать свое рабочее место (самоконтроль)

Методы обучения: проблемно-поисковый, иллюстративный.

Организационные формы: применение ИКТ и ТСО, беседа, практическая работа, фронтальный и  индивидуальный опрос. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

 Используемые технологии: информационно-коммуникационные технологии;     здоровьесберегающие технологии; технология критического мышления, технология продуктивного чтения.

Этапы урока:

.организационный момент;

· постановка проблемы;

-проверка домашнего задания

· повторение теории, посвященной данной проблематике;

· подбор инструментов для исследования и практическое владение ими;

· обработка полученного результата, его анализ и обобщение, выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к написанию сочинения ЕГЭ.

 - Вспомните задание: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Слайд №1. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста».

- Давайте вспомним композицию вашего сочинения-рассуждения. Слайд №2. Что может служить вам подсказкой? (Формулировка задания).

- О чём мы говорили на прошлом уроке? О каком ключевом понятии?( О вступлении с формулированием проблемы).

- Давайте вспомним, что такое проблема?

Проблема (синонимы: вопрос, задача) – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проблема – это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал свой текст. Проблема – вопросы, над которыми размышляет автор.

Слайд №3.

3.Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа по группам.

Текст 1. Задание: выберите правильную формулировку проблемы текста.

1.     Что такое гармония?

2.     Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3.     Каковы границы познания окружающего мира?

4.     Каковы перспективы технического прогресса?

   Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами,  полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.

(Д. Гранин)

Текст 2. Задание: укажите проблему, которая не рассматривается в тексте.

1.     Какова роль детства в жизни человека?

2.     Почему все, что связано с детством, представляется прекрасным?

3.     Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4.     Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители?

   У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.

(В. Солоухин)

 

 

Текст 3. Задание: укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.

1.     Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.

2.     Как научиться хорошей речи?

3.     Употребление жаргонных слов.

4.     Проблема богатства и бедности речи человека.

5.     Как проявляется интеллигентность в речи человека?

   По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

   Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(По Д. Лихачеву)

Ответы. Текст 1 – 2. Текст 2 – 4. Текст 3 – 3.

Текст 4. Задание: в  псевдотексте найдите тексты-оригиналы.

   Что же такое толерантность? Что мы называем терпением? Упорство – это…Что такое упрямство?  Это  способность не сдаваться, обходить и побеждать препятствия, проявляя внутренние силы и волю. Оно  развивает умение - противостоять гневу и обиде. Это готовность  помочь любому, будь то он оборванец, или обладатель другого цвета кожи, или его вера отличается от вашей веры, Иногда это стремление во что бы то ни стало поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, Но самое главное – это умение осознать то, что все люди разные и имеют полное право быть такими, способность сохранять спокойствие в неприятной ситуации, Это способность к настойчивости, к постоянному стремлению к достижению цели . Это   бессмысленное сопротивление всему, что не совпадает с личными желаниями.

ФИЗМИНУТКА

4.Проверка домашнего задания

-Каким было ваше второе домашнее задание? (Сформулировать проблему текста С. Львова).

???-С какими приёмами определения и формулирование проблемы мы знакомы?

Ключевые слова, вопросы-стимулы, картина, название, пословица (афоризм, цитата).

 Работа с текстом С. Львова. Чтение текста.

       У вас плохое настроение и по вполне уважительным причинам. Но вы учитель, вам предстоит сейчас войти в класс и дать урок. Вы экскурсовод – вам предстоит провести экскурсию. Вы продавец – к вам сейчас подойдут покупатели. Вы врач – к вам в кабинет придут больные. И ваше настроение не должно отразиться ни на одном из них. Они не виноваты в ваших огорчениях. Они имеют все права на ваше внимание, умение, знание.

Расправьте плечи, распрямитесь, усилием воли сгоните с лица мрачное выражение, если сможете, улыбнитесь, и уж во всяком случае, не хмурьтесь. И подумайте о деле, которое вам предстоит делать. О деле – это главное. Сосредоточьтесь на нем! И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь, и оно станет получше. Вы распрямите не только плечи, вы и внутренне распрямитесь.

Конечно, не всегда и не сразу. Но все ж таки такой способ помогает.

Но нет ли здесь лицемерия? У меня плохое настроение, а я делаю вид, что оно у меня хорошее, я скрываю свое состояние. Не притворяюсь ли я?

       Нет, это не так. Вы не скрываете свое состояние, а побеждаете его. Одерживаете над собой победу. Заставляете себя думать не о себе, а о людях, думать о своем деле, стараться делать его как можно лучше.

       Но никогда и ни за что плохое настроение не станет лучше, если вы его сорвете на окружающих. Кого-то вы обидите, кто-то резко ответит вам. И готово дело, возник конфликт. Вашего настроения он не исправит, никаких сложностей не решит, только добавит к прежним огорчениям новые.

-Давайте посмотрим, что у вас получилось. (зачитывание полученных вариантов сочинений).

Задание: выявите проблемы текста, запишите их в тетрадь, выберите одну, по которой готовы представить аргументы.

Обсуждение выявленных проблем:

1.     Проблема отношения к людям.

2.     Проблема служебного этикета.

3.     Как научиться управлять своим внутренним состоянием?

 Небольшие рекомендации учащимся.

Нельзя:

       В тексте по А.И. Солженицыну поднимается проблема…

Нужно:

  В тексте А.И. Солженицына поднимается проблема…

  А.И. Солженицын поднимает проблему…

Не забудьте!

·                     После текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

·                     Информацию об авторе можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например, автор – фамилия автора – писатель – журналист – публицист – мастер слова.

5.Вхождение  в тему.

— Мы научились формулировать проблему исходного текста.

??? – Что является следующей частью вашего сочинения?

 Следующий этап работы над сочинением-рассуждением  – комментирование проблемы, поднятой автором данного текста. Тема урока: «Комментарий к проблеме».

Постановка цели урока

???-Как вы думаете, ребята, над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?

(Определение темы и целей уроков совместно с учителем)

-  Что бы хотели узнать на сегодняшнем уроке? Чтобы обобщить ваши ответы, заполните, пожалуйста, таблицу.

Индивидуальная работа учащихся: заполнение таблицы «Знаю - хочу узнать – узнал». Примерные записи учащихся.

Запись на доске:  ЗНАЮ (Что вы уже знаете?)     ХОЧУ УЗНАТЬ         УЗНАЛ

- Что такое комментарий?

-Какие виды комментария бывают?

Чем отличаются виды комментария?

Как строится комментарий? Какие речевые клише помогут написать комментарий?

- Что бы вы хотели узнать или уточнить  о комментарии? (Зачитываются и обсуждаются записи нескольких учащихся в графе таблицы «Хочу узнать»).

6. Работа над темой урока.

 Словарная работа. Толкование термина. Слайд №4.

  — Что такое комментарий? Ученики рассказывают о разных толкованиях этого слова.

1. Комментарий (от лат. commentarius — заметки, толкование)

- Прокомментировать проблему не так уж легко. По мнению экспертов, это самая трудная часть вашего сочинения, с которой многие ученики не справляются.

- Посмотрите ещё раз на определение комментария и на его основе сформулируйте свою цель. Какова цель комментария?

Работа с печатным материалом «Как писать комментарий к проблеме»

Вы должны помнить, что в комментарии не должно быть:

1) пересказа исходного текста или любой его части;

2) рассуждений по поводу всех проблем текста;

3) общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем;

4) комментариев о действиях героев текста.

- К каким вопросам можно обратиться при работе над комментарием?

- Какие требования предъявляются к комментарию?

-На каком материале автор может раскрывать проблему?

 Анализ текста.

- На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о текстуальном комментарии. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает эту проблему, подводя читателей к определённому выводу, каким средствами пользуется.

Давайте проследим развитие авторской мысли в тексте С. Львова.

???- Для этого нужно определить стиль текста и тип речи. (Публицистический, рассуждение.)

Работа с печатным материалом «Как писать комментарий к проблеме». Найдите в материалах вопросы, на которые можно ответить, работая с публицистическим текстом.

Запись на доске: Соотнесите типы проблем с их основной характеристикой.

Философские

Социальные

Политические

Экологические

Нравственные (этические)

Эстетические

Решаются самые общие вопросы развития общества, природы, человека.

Связаны с духовной жизнью человека, взаимоотношениями между людьми.

Отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

Связаны с восприятием человеком прекрасного.

Решаются вопросы устройства и жизни общества.

Отражают деятельность государственной власти.

???-К какому виду проблемы относится этот текст?(Слайд №5)

???-Что ещё должен содержать комментарий? (Иллюстрацию) Слайд №6 (Найдите в справочных материалах на стр.2 схему комментария)

Информация в тексте может быть нескольких видов (слайд №7)

Существует несколько способов обращения к тексту. Можете вы вспомнить, какие? (Слайды №8-10)

???- На каком материале автор раскрывает проблему? На какие факты, примеры, детали, понятия опирается автор, размышляя над проблемой?

???- Над какими понятиями автор размышляет?

???- Какие эмоции автора выражены в тексте? (Хочет убедить читателя в правоте собственных идей)

???- Как эта проблема связана с современностью? Утратила она свою актуальность? Почему? (она актуальна и сейчас, каждый решает её для себя сам)

???- Посмотрите в справочные материалы.Какими клише  можно воспользоваться в этой части сочинения?

- Что собою представляет структура комментария? Первый пример – пояснение к примеру. Второй пример – пояснение к примеру. Связь между примерами.

Где может находиться связь между примерами? ( Слайд №11)

7. Групповая работа.

Напишите самостоятельно один комментарий к проблеме текста.

Чтение получившихся работ, корректирование ошибок.

Если остается время, поработать над средствами выразительности.

8.Подведение итогов. Рефлексия.

Подводя итог нашему уроку, давайте вспомним, что хотели узнать на уроке,

чему научиться, и сравним с тем, что узнали. (Виды комментария, план комментария,

вопросы к комментарию, речевые клише)

Что было трудно?

Над чем ещё надо поработать?

Домашнее задание. Сформулируйте авторскую позицию. Выразите своё отношение к авторской позиции по проблеме текста и обоснуйте его.


Урок развития речи: « Проблема текста

Урок развития речи: « Проблема текста

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

Текст 3 . Задание: укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста

Текст 3 . Задание: укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста

Расправьте плечи, распрямитесь, усилием воли сгоните с лица мрачное выражение, если сможете, улыбнитесь, и уж во всяком случае, не хмурьтесь

Расправьте плечи, распрямитесь, усилием воли сгоните с лица мрачное выражение, если сможете, улыбнитесь, и уж во всяком случае, не хмурьтесь

Индивидуальная работа учащихся: заполнение таблицы «Знаю - хочу узнать – узнал»

Индивидуальная работа учащихся: заполнение таблицы «Знаю - хочу узнать – узнал»

Социальные Политические Экологические

Социальные Политические Экологические
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2023