МОУ Юрцовская средняя общеобразовательная школа
Разработан и проведен учителем начальных классов:
Зуевой Л. Н.
/ШМО учителей начальных классов/
Открытый урок русского языка в 3 «А» классе
/УМК «Перспективная начальная школа»/
Тема урока: «Различение падежей имен существительных»
Цели урока:
образовательная: закрепить навык безошибочного определения и различения падежных форм имен существительных в тексте, учить правильно писать слова с изученными орфограммами;
развивающая: развивать способность к самоконтролю действий, коммуникативные навыки, способствовать развитию речи;
воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе, интерес к предмету.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки с названием падежей, карточки для индивидуальной работы, круги-сигналы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Эмоциональный настрой. Орфографическая разминка.
- Закройте глаза и представьте такую картину.
/Звучит легкая, спокойная музыка/
Учитель читает:
Стоит чудесный осенний день. В прохладном воздухе вьётся последний лист... Деревья стоят задумчивые, ловят последние свет и тепло, которые дарит им солнце. Они чувствуют, что скоро здесь начнут хозяйничать стужа и морозы. Тихо кругом. Ни шелеста листьев, ни пения птиц.
- Расскажите о своих ощущениях.
- А вот какая картина открылась перед взором ребят. Прочитайте.
Сегодня утром мы видели чудесное зрелище. На ветках б…рёзы и р…бины сидели сн…гири. Р…бята, затаив дыхание, подошли к д…ревьям.
- Какое правило надо вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?
- Все ли слова можно проверить? Как быть? (вспомнить написание слов или обратиться к словарю).
- Спишите 2 -3 предложение, вставляя пропущенную букву.
- Проверим работу.
III.
Работа со словарём происхождения слов
- Найдите выделенное слово.
– Как вы думаете «чужой» и «чудесный» могут быть дальними родственниками?
- Давайте обратимся к словарю происхождения слов. Найдём слово «чужой».
- Сочини два словосочетания со словами «чужой» и «чудесный», чтобы показать, что в настоящее время эти слова не являются родственниками.
IV. Актуализация опорных знаний
- Вернемся к тексту.
- К какой части речи относятся слова? /существительные/
- Что мы знаем об имени существительном?
- Что такое падежи? / изменение существительных по команде вопросов/
- Сколько их? /6/
- Чтобы легче было работать на уроке, вспомним, что мы знаем о падежах?
/Дети рассказывают стихи, на доске появляются карточки с падежами/
1. Я
– именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащие зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы – кто? и что?
Ни с чем не спутает никто.
2. А я
– падеж родительный
Характер мой – общительный.
Кого? Чего? – и вот он я!
Предлоги часто мне друзья:
И с, и до, и у, и из
–
До неба вверх и с неба вниз.
Похож я на винительный
Бываю иногда,
Но в тексте различите вы
Два падежа всегда.
3.
Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
4. А я – винительный
падеж
И я во всём виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.
5. А я
– творительный падеж,
Исполнен всяческих надежд.
Творите! – Чем?
Творите! – С кем?
Я подскажу вам – нет проблем!
Предлогам перед, под и над
В любой момент я очень рад.
6.
А я –падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?
V. Упражнения в определении падежа
- Не только снегири зимуют в нашей местности.
- Из данных слов составьте предложения:
Сорока, тишине, в, морозной, трещит, громко
Серая, ищет, ворона, корм, на, земле
- О каких птицах говорится в предложениях?
- Запишите предложения по вариантам. Подчеркните основу.
- Какие способы определения падежа знаете? /по вопросу, по предлогу/
- Повторим алгоритм определения падежа /на слайде/
- Определите падеж существительных в записанном предложении самостоятельно. Проверим.
Физминутка /Руки подняли и покачали.../
- Трудно птицам выжить в суровые зимы.
- Кто тогда приходит им на помощь? /люди/ Как помогаем птицам зимой?
- Прочитайте.
Ученики смастерили кормушку. Ребята повесили её на дерево и насыпали туда корм. Через некоторое время в столовую пожаловали гости. Радостные дети наблюдали за птицами.
- Определите /устно/ падеж выделенных существительных.
- Чем можно угостить птиц зимой?
1. Воробьев можно угостить крошками хлеба, крупой, различными семенами.
2. Щеглы любят семена репейника, подсолнечника.
3. Снегири и свиристели не прочь полакомиться плодами рябины, калины, шиповника.
4. А вот синичек можно угостить кусочком не соленого сала.
VI. Самостоятельная работа
- Теперь внимание! Новое задание.
- Возьмите и положите карточки перед собой. На экране будут появляться словосочетания
Определите падеж существительных и укажите его одной буквой под соответствующим номером задания.
1. слетели с березы
2. прилетели к жилью
3. села на кормушку
4. повеяло холодом
5. повесили во дворе
6. трудно птицам
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Р. |
Д. |
В. |
Т. |
П. |
Д. |
- Какого падежа не хватает? /И. п./
- В народе говорят: «Сорока новость на хвосте принесла».
- А нам она принесла задания к игре «Веришь – не веришь»
- Верите ли вы, что …
· подлежащее и сказуемое – основа предложения. /ДА/
· слово в именительном падеже может быть второстепенным членом предложения. /НЕТ/
· в толковом словаре всегда указана форма родительного падежа. /ДА/
· все падежи могут употребляться и с предлогами и без предлогов. /НЕТ/
· предложный падеж всегда употребляется только с предлогом./ДА/
· дательный падеж может употребляться с предлогами к и по./ДА/
· у глагола можно определить падеж. /НЕТ/
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Почему мы должны заботиться о птицах, помогать им? /Птицы – наши друзья. Они уничтожают вредных насекомых/
Звучит стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Подведем итог.
- Закончи предложения:
Сегодня я повторил … Я научился … Мои ощущения …
- Посмотрите на «лесенку знаний». Кто на какой ступеньке остановился?
- Я довольна вашей работой. Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.