Тема: Предлог и приставка.
Тип урока: - урок открытия новых знаний (ОНЗ).
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.
Образовательные:-организовать деятельность учащихся в приобретении навыков распознавать предлоги и приставки;
-способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока;
-содействовать созданию условий для самостоятельной работы учащихся.
Развивающие:
-содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий;
-создать условия для развития логического мышления, грамотной письменной и устной речи;
-содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррецию учебной деятельности.
Воспитательные:
-содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета;
-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
-содействовать развитию у детей умений общаться;
Ход урока
Организационный момент
-Какое у вас настроение?
- Ребята, улыбнитесь друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
Мотивация к учебной деятельности. Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём: - Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату.
-Вам понятно моё задание? Чего не хватает? (на, в)
- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются?
Предлоги.
Минутка чистописания. Постановка учебной задачи
Посмотрите внимательно на строку. Что написано? (предлоги и приставки). На, за, по, от, со, под
Значит, какова тема урока? О чём будем говорить на уроке?
Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке?
1.Будем учиться различать предлоги и приставки.
- Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
2. Правильно их писать
3. Употреблять в речи
Актуализация знаний. Коллективная работа.
Решение грамматических задач.
Попробуем разобраться для служат предлоги и приставки, для этого мы с вами выполним некоторые задания
а) Я буду называть приставки, а вы попробуйте догадаться к какому слову их нужно приставить.
Представьте, что вы сидите на стуле. Какие действия вы сделаете со стулом , используя приставки –по-, -ото-. Изменился ли смысл слов, когда мы изменили приставку?
- Какой вывод можно сделать из этих примеров? (Каждая приставка имеет свой смысл)
б) Образуйте слово с корнем и приставкой. Составьте предложение с этим, словом и употребите предлог
- кат- с с
Вывод: приставки и предлоги могут быть одинаковыми и нам их нужно различать.
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.
(До (чего?) реки, до ближайшей реки
По (чему?) тропинке, по узкой тропинке
Про (что?)лес, про зимний лес и т. д.)
-Какой вывод можно сделать о правописании приставок и предлогов (предлоги со словами пишутся раздельно, а приставки слитно)
Причины затруднения и план выхода из затруднения. Работа в группах.
I.группа.1.Реш.ли волки зайчика (за)печь,
А за.ц из духо.ки пры. (за)печь.
2.Со словом бежать образовать однокоренные слова, используя приставку с и составить предложение, используя предлог с
II группа. Я правило бубня (под) нос, в альбоме рисовал (под)нос.
2.Со словом бежать образовать однокоренные слова, используя приставку по и составить предложение, используя предлог по
-Прочтите слова. Что заметили? С какой частью речи предлог не употребляется?
Вывод: глаголы с предлогами не употребляются
Физкультминутка
Составление алгоритма: `Правописание приставок и предлогов`.
а) прочитаем слово с предполагаемой приставкой или предлогом
б) если это слово-глагол, то это точно приставка, которая пишется слитно , т.к. глаголы с предлогами не употребляются.
в) если это не глагол и между ними можно поставить вопрос или другое слово, то это-предлог, а предлоги со словами пишутся отдельно.
Реализация построенного плана.
Работа по парам (за)горой, (с)крыши, (на)резать, (под)сосной, (за)бежать,(на)конверте,(в)дом, (над)рекой, (с)вернула, (в)летел, (под)бежал, (над)резал.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа по учебнику. упр.113 с.62
Спиши, раскрывая скобки. Выделите приставки. Взаимопроверка
Включение в систему знаний и повторение.
Блиц-опрос.
- С какой частью речи никогда не употребляются предлоги. (с глаголами)
- Предлог – это ….(часть речи).
- Приставка – это … (часть слова).
- Как отличить предлог или приставка?
- Из каких предлогов можно составить название домашнего животного? (к о за, к от)
Игра “Найди пару”
(с)мёл
(на)шли
(по)гулял
(в)ходить
(под)прыгнул
(по)ехали
(с)крыльца
(под)потолок
(в)класс
(по) дороге
(на)поляне
(по) парку
Предполагаемые ответы: Смёл с крыльца, нашли на поляне, погулял по парку, входить в класс, подпрыгнул под потолок, поехали по дороге.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Оценивание собственной деятельности.
Возьмите в руки мордочки, которые лежат на ваших столах.
- Теперь дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Что затруднило в новой теме?
Оценивание
Домашняя работа упр.112 с.51
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.