Урок русского языка в 3 классе с использованием элементов ТРИЗ
Оценка 4.8

Урок русского языка в 3 классе с использованием элементов ТРИЗ

Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык
3 кл
01.03.2020
Урок русского языка в 3 классе с использованием элементов ТРИЗ
Тема: «Все падежи» (Обобщение знаний об имени существительном).
Русский язык 3 кл..docx

Урок  русского языка в  классе с использованием элементов ТРИЗ.

Тема:  «Все падежи» (Обобщение знаний об имени существительном).

Педагогические цели: Способствовать развитию умений сопоставлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи имен существительных одушевленных мужского рода и др.), работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного», распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму и обосновывать правильность их определения.


Тип урока:
Систематизация и обобщение знаний и способов действий

 

 

Планируемые результаты (предметные):

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

 

Личностные результаты:
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений  о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам, построение рассуждения, отнесение к известным
понятиям, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи.

Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания.


Образовательные ресурсы:

Учебник, с. 57. Таблица «Признаки падежей».

Карточки с пословицами

Бланки "Паспорта существительного".

Презентация.

 

Технология ТРИЗ (приемы): создание паспорта имени существительного.

Ход урока:

I. Мотивирование к учебной деятельности
         (организационный момент)

1. Эмоциональный настрой.

 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

 - А теперь гостям нашим улыбнитесь и начнём урок.

- Покажем всё, что мы знаем и умеем.

2. Психологический настрой.

«Все в твоих руках»

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец

знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая

бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет

живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу.» Мудрец посмотрел на

него, подумал и сказал: «Все в твоих руках».

- В наших руках наша работа на уроке, наше внимание, старание.

3. Вхождение в тему.

 

- Сегодня для урока я приготовила  замечательное стихотворение (слайд 2),  но не могу вспомнить одно слово. Вам необходимо помочь мне восстановить это слово, чтобы мы могли  провести  урок.

 

- Посмотрите на экран.

 

-------- - это тёплый ветер,

----------- - это светлый мир,

---------- - солнце на рассвете,

Для души весёлый пир.

------- - это только счастье,

--------- - у людей одна.

С------ не страшны ненастья,

С------- - жизнь весной полна.

Верь, храни, цени же --------------,

Это высший идеал

Тебе она сослужит службу.

Ведь ----- - это ценный дар.

 

- Искать слово будем во время минутки чистописания, которую мы соединим с работой по фонетике.

II. Чистописание.

Я попрошу  Матвея помочь  (записывать буквы)

 

1. Назовите в слове "ветер"  сонорный звук.

- Какой буквой обозначаем этот звук на письме?

 

 Буква "эр"

 

2. Назовите в слове "людей" звук согласный, мягкий парный, звонкий парный.

Буква " дэ"

 

3. В слове "ненастья" назовите гласный звук, который указывает на твёрдость согласных звуков.

 

Буква "а"

 

4. В слове "жизнь" назовите  согласный, твёрдый непарный звук.

 

Буква "жэ"

 

5. В слове "службу"   назовите  гласные звуки.

 

Буква "у"

 

6. В этом же слове назовите  звук, парный звуку [п].

 

Буква "бэ"

 

р   д  а  ж  у б 

 

- Запишите  целую строчку, чередуя эти буквы.

- Составить из полученных букв слово.       

 

 "ДРУЖБА"     (слайд 3)

- Запишите это слово на следующей строке с заглавной буквы.

 

III. Постановка учебной задачи.

1.     Определение темы урока:

 

- Спасибо, вы мне помогли.

-Давайте, ребята, прочитаем стихотворение.  (ученик)

 

- Сегодня на уроке  дружба сослужит нам великую  службу,  поможет  работать сплочённо, дружно и  станет ключевым словом урока.

-Посмотрите на выделенные слова (слайд 2)  и скажите, о какой части речи  мы сегодня будем говорить.

 

- Как вы это определили?  (слова отвечают на падежные вопросы и обозначают предмет).    ( правило слайд 4)

Вспомним с помощью модели   ЕСЛИ, ТО…  

-Верно – это имя существительное.

 

- Вы уже знаете, что имя существительное занимает одно из главных мест в нашей речи. В русском языке существительным является каждое второе слово.

 

- Сегодня исследуя слово "дружба" мы вспомним все морфологические признаки имени существительного. В итоге мы составим "Паспорт этой части речи"

 

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Словарная работа.

 

-Начнём с лексического значения, кто может дать определение, что такое "дружба"?

 

- А теперь посмотрим, что  нам расскажет толковый словарь.

 

Дружба - близкие  отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

 

- Подберите к слову "дружба" однокоренные имена существительные.

 

Дружба – друг, дружок, подруга, дружище, дружочек.

 

Поставили черту, записываем.

 

-Выполним морфемный разбор   слова  "дружба"

 

- Каким  способом  образовалось это слово? ( при помощи суффикса -б- от слова дружить)

 

- Давайте  определим род  всех записанных существительных.

 

- Ребята, я тоже подбирала однокоренные слова.

 (всё тоже + содружество, "дружбой")  (слайд 6)

 

- Все ли слова вам понятны?

 

- А кто может объяснить, что  такое содружество?

-Снова  обратимся к толковому словарю.

 

Содружество - 1. Взаимная дружба, дружеское единение.

2. Объединение, основанное на дружбе, на общности интересов.

 

- Давайте допишем  слово "содружество"  в группу однокоренных слов.  Запомните его, ваш словарный запас увеличился  ещё на одно слово.  Определите род существительного "содружество".

 

-Итак, у нас получилась группа однокоренных слов.

- На какие группы вы бы разделили все слова? (одуш. и неодуш., м.р. и ж.р.)

- Это имена собственные или нарицательные.

 

-Молодцы!

 

- Ребята, посмотрите, вы ничего не хотите мне сказать о моей работе?

 

Физминутка.

 

 

2. Работа в группах.

 

- Мудрость народная, пословицы учат нас ценить дружбу и  друзей. Недаром  пословиц и поговорок  о дружбе сложено очень много.

 

- Сейчас мы проверим,  как вы их знаете.

- Я подготовила задание для групп. Вам необходимо  восстановить деформированное предложение, записать его на листочке и определить падеж подчеркнутого слова.

 

Группы объединяются и работают. 

1 группа –   

Добрая шутка дружбы не рушит. – Р.п.

(не, дружбы, шутка, рушит, добрая)

 

2 группа –

За дружбу дружбой платят.  – Т.п.

(дружбу, платят, за, дружбой)

 

3 группа –

Расстояние дружбе не помеха. – Д.п.

(не, расстояние, помеха, дружбе)

 

4 группа –

Дружба заботой да подмогой крепка. – И.п.

(заботой, крепка, да,  дружба, подмогой)

 

5 группа –

Крепкую дружбу и топором не разрубишь. – В.п.

(и, разрубишь, крепкую, не, топором, дружбу)

 

6 группа

О дружбе помни, а зло забывай. – П.п.

(а, дружбе, забывай, о, зло, помни)

 

- А теперь я попрошу по одному представителю от группы выйти к доске, прочитать пословицу  и записать  подчёркнутое слово на доске.

 

- Ребята, скажите, вы ничего интересного не заметили?

- Давайте запишем данные слова в определённом грамматикой  порядке.

-Какой должен быть порядок?

 

-Откройте таблицу в учебнике на странице 57, проконтролируйте себя.

-Запишите в столбик слова с вопросами.

-Какую работу мы сейчас выполняли?  (склоняли)

И.п. (что?)  дружба

Р. п. (чего?) дружбы

Д. п. (чему?) дружбе

В. п. (что?) дружбу

Т. п. (чем?) дружбой

П.п. (о чём?) о дружбе

 

А что называется склонением? (изменение существительных  по вопросам)

 

3. Морфологический  и синтаксический разборы.

1) синтаксический разбор

   Дружба крепкая не сломается.

 

 2) морфологический разбор

Выполнить морфологический разбор - значит охарактеризовать слово как часть речи. Морфология - это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

  Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы:

 1) общее грамматическое значение - это значение слов, одинаковое для одной и той же части речи: для существительных -  значение предмета.

2) морфолологические признаки – это одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное,  род, падеж, число.

3) синтаксические признаки – это роль слов в словосочетании и предложении.

 

С дружбой сталкивается в жизни каждый человек.

- Выполним  морфологический разбор  слова  (С) дружбой

(С) дружбой – сущ.(с чем?). Н. ф. дружба. Неодуш., нариц., ж.р., в Т.п.,       в ед. ч. Втор.чл.-дополнение.

4. Составление паспорта.

 

- Все морфологические признаки существительного мы вспомнили, обобщили,  попробуем  составить паспорт.

 

Возьмите бланки паспорта .

 

Паспорт части речи Имя существительное

 

Отметьте каждую графу знаком:

+  - знаю, могу записать  в паспорт

+ (-) -  знаю, но не всё, надо повторить правила

? - не знаю, не изучал

Обозначает

 

 

Отвечает на вопросы

 

 

 

Происхождение термина "существительное"

 

 

Начальная форма

 

 

Постоянные морфологические признаки

 

 

 

 

Непостоянные морфологические признаки

 

 

 

 

Синтаксическая роль

 

 

 

Есть ли графа, возле которой вы поставили знак "?".

 

- Где можно найти эти сведения?

 

- Как вы думаете, в каком из них должна быть эта информация?

(этимологический словарь)

-Дома найдите эту информацию и впишите в паспорт.

Домашнее задание:

1. Составить паспорт (обратиться к этимологическому словарю)

2. Написать мини - сочинение – рассуждение:  Умею ли я дружить?

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

НА  УРОКЕ  МНЕ  БЫЛО …

ПОТОМУ  ЧТО …

ОСОБЕННО …

-Наш урок окончен. 

 

-Давайте возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга.

Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! 

 

Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

 

 

 

 

 


 

Урок русского языка в классе с использованием элементов

Урок русского языка в классе с использованием элементов

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) 1

II. Чистописание. Я попрошу

II. Чистописание. Я попрошу

Верно – это имя существительное

Верно – это имя существительное

Ребята, посмотрите, вы ничего не хотите мне сказать о моей работе?

Ребята, посмотрите, вы ничего не хотите мне сказать о моей работе?

Т. п. (чем?) дружбой П.п. (о чём?) о дружбе

Т. п. (чем?) дружбой П.п. (о чём?) о дружбе

Непостоянные морфологические признаки

Непостоянные морфологические признаки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2020