Урок русского языка в 3-м классе " Части речи"

  • doc
  • 11.11.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.doc

 

Тема:  Понятие о частях речи.

Цель: ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются  в  части речи.

Тип урока: комбинированный

 

Планируемые результаты

Учебно-познавательные:

Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Развивающие:

Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие:

Воспитывать прилежность, аккуратность.

Формируемые УУД

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

·         постановка учебной задачи;

·         сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

·         планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.

·         оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• поиск и выделение необходимой информации;

• анализ объектов с целью выделения их признаков;

• синтез;

•подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

·         умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

·         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

·         формирование умения слаженно работать в паре, группе

Ход урока:

1.Актуализация знаний.

Зачитать получившиеся «Азбуки вежливости» из домашнего задания.

- Я советую вам не забывать о вежливых словах и сегодня на уроке, и в жизни.

2.Работа по теме урока.

Чистописание.

           На доске группа слов: Максим, молоко, метёт, медленный.

- Найдите одинаковый звук в словах.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Какой буквой на письме он обозначается?

            Сегодня на уроке будем работать над написанием буквы Мм

            Давайте вспомним, в каких случаях пишется заглавная буква.

            -  Спишите, продолжая закономерность МммМ               

           Словарь.

          Давайте вспомним 10 словарных слов, начинающихся с этой буквы:

         (проговариваем орфографически ) малина, машина, медведь, месяц, метро, молоток,                морковь, мороз, магазин, Москва.

          - Составьте предложение с одним из словарных слов.

          Речевая разминка.

          - Что такое предложение?

          В морозной тишине резко стрекотали сороки.

          - Найти в словах все орфограммы.

          - Сделать полный синтаксический разбор предложения.

          1) По цели высказывания предложение - повествовательное;

          2) По интонации – невосклицательное;

          3) По составу простое (одна основа);

          4) По наличию второстепенных членов - распространенное.

          Пары:

          стрекотали (как?) резко

          стрекотали (где?) в тишине

          в тишине (какой?) морозной

          - Разберите слово морозной по составу.

          - Сделайте фонетический разбор слова резко

          Рез/ко- 2 слога, 2 гласные, 3 согласных.

          р [ р, ]- согл., непар., звон., парн., мяг.

          е [ э ]- гласн., удар.

         !з [ с ]- согл., непар., глух., непар., тв.

         к  [ к ]- согл., парн., глух., парн., тв.

        !о [ а]- гласн., б/удар.

         5б. 5зв.

         Физкультминутка.

         Ветер дует нам в лицо.

         Закачалось деревцо.

         Ветерок всё тише-тише,

         Деревцо всё выше-выше!

 

       Новая тема урока.

      -Посмотрите на доску. Перед вами группа слов: звезда, ночной, снег, летит, плывёт,      пушистый.

      -Прочитайте.

      -Что написано?

      -Что вы знаете о словах? ( Слова называют предметы, признаки предметов, действия     предметов. Слова отвечают на разные вопросы: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать?... Из слов составляют предложения. В речи есть слова близкие  и  противоположные по смыслу. )

        Слов в языке очень много и их разделили на группы, чтобы можно было легко ими      пользоваться в речи. Наша задача сегодня – выявить признаки, по которым слова делятся на группы.

-Как вы думаете на какие группы можно разделить эти слова? (1.звезда, снег; 2.ночной. пушистый; 3.летит, плывёт )

-По какому признаку вы разделили эти слова?

Итак, эти слова мы могли бы расселить в три домика:

-А какие ещё вы знаете части речи? ( местоимение, наречие, предлоги, союзы…)

-Сейчас мы с вами походим в гости к частям речи. (У каждого ребёнка карточка со словом: в, бежал, на, за, записал, под, приказ, жидкость, хороший, хлеб, солнце, освободить, песок, переходить, отправиться, принести, круглое, ходить, выходить, характер, французский, утром, лимон, сладкий, узкая. ) По команде дети выбегают к доске и  крепят слова в нужный домик. Проверка.

Молодцы, все справились.

ФИЗМИНУТКА.

-Давайте, повторим ещё раз части речи, их вопросы и  что они значат.

Учебник страница 3 – правило, страница 4 – правило.

*А знаете ли вы, что одна часть речи может переходить в другую?

 

 Закрепление. Самостоятельная работа по технологической карте.

1).-Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами. Проверка.

2).-А теперь вас ждёт исследовательская работа. Прочитайте стихотворение А.Керролла из книги «Алиса в Зазеркалье» и определите части речи:

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.

                                                              Проверка.

3.Рефлексия учебной деятельности.

-Как называются группы, на которые делятся все слова  в нашем языке? (Части речи.)

-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)

-Что нового узнали на уроке?

-Что было самым интересным?

-Понравился ли вам урок?

-Что бы хотели изменить?

4.Домашнее задание.

с.3-4 правило, упражнение 368 – разбить слова по частям речи и записать в три столбика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

круглое ходить выходить лимон характер утром французский сладкий узкая песок почти освободить переходить отправиться принести прилежный приказ жидкость хороший хлеб солнце быстрый в бежал на за записал под

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

звезда

ночной

снег

летит

плывёт

пушистый

 

 

 

                       Ф.И.___________________________________________    класс__________

                                            Технологическая карта урока.

  1.    -Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.

       Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

____________________________________________________  2балла

-Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.

                                   Проверка.

 

2.       -А теперь вас ждёт исследовательская работа. Прочитайте стихотворение А.Керролла из книги «Алиса в Зазеркалье» и определите части речи:

Варкалось, хливкие шарьки

Пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки,

Как мюмзики в мове.           Проверка.                                          3 балла

                               Анализ урока получения новых знаний.

 

     1.Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической  деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении  целей, форм и методов построения учебной деятельности.

 

     2.Цель урока получения новых знаний  по теме «Понятие о частях речи»: ознакомить детей с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи; формирование умения распознавать части речи. Развивать орфографическую зоркость; работа над расширением словарного запаса и лексического значения слов; воспитывать умение слушать ответы одноклассников, воспитывать внимание и интерес к получению новых знаний.

     3.Данный урок проводится первым по данной теме. Учащиеся уже владеют частью информации  по частям речи из курса русского языка во 2 классе. Но учащиеся не смогли показать своих знаний в полной мере. Этому могло послужить следующее: не достаточно прочное усвоение учебного материала; волнение ; неправильная постановка вопроса учителем…

    

      4.Организационный момент способствует эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу и тщательной подготовке рабочего места.

     5.Для эффективности восприятия и осмысления нового материала, знакомство с темой урока проходит через проблемную ситуацию и учащиеся сами делают вывод. Чем они будут заниматься на уроке. Данный вид задания соответствует возрастным особенностям обучающихся ( дети любят наглядность, соревнования…), что и было использовано в полной мере. На данном этапе используется объяснительно-иллюстративный метод, имеет место слово учителя, устный опрос – беседа, ответы учащихся. Прослеживается работа по формированию учебно-информационных умений (работа с книгой, создание «Азбуки вежливости»), учебно-коммуникативных (умение слушать, выступать, задавать вопросы) и учебно-интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, делать выводы).

      6.Проведение физкультминутки способствует снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.

      7.Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала. Показателем усвоения нового материала является активность учащихся при подведении итога урока (Дети оставались пассивны, что говорит о плохом усвоении материала.).

      8.На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы:

-объяснительно-иллюстративный;

-метод эмоционального стимулирования.

       9.Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

     10.Для достижения поставленной цели урока используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.

     В течение занятия реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели урока. Но достигнута она была не в полном объёме.