Тема: Понятие о частях речи.
Цель: ознакомить с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты
Учебно-познавательные:
Обобщение знаний о частях речи; учить распознавать имена существительные, имена прилагательные, глаголы.
Развивающие:
Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие:
Воспитывать прилежность, аккуратность.
Формируемые УУД
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
· постановка учебной задачи;
· сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;
· планирование своей деятельности, внесение корректировки в свои действия.
· оценивание качества и уровня усвоения материала.
Познавательные УУД:
•самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации;
• анализ объектов с целью выделения их признаков;
• синтез;
•подведение под понятие, выведение следствий.
Коммуникативные УУД:
· умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;
· умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
· формирование умения слаженно работать в паре, группе
Ход урока:
1.Актуализация знаний.
Зачитать получившиеся «Азбуки вежливости» из домашнего задания.
- Я советую вам не забывать о вежливых словах и сегодня на уроке, и в жизни.
2.Работа по теме урока.
Чистописание.
На доске группа слов: Максим, молоко, метёт, медленный.
- Найдите одинаковый звук в словах.
- Дайте характеристику этому звуку.
- Какой буквой на письме он обозначается?
Сегодня на уроке будем работать над написанием буквы Мм
Давайте вспомним, в каких случаях пишется заглавная буква.
- Спишите, продолжая закономерность МммМ
Словарь.
Давайте вспомним 10 словарных слов, начинающихся с этой буквы:
(проговариваем орфографически ) малина, машина, медведь, месяц, метро, молоток, морковь, мороз, магазин, Москва.
- Составьте предложение с одним из словарных слов.
Речевая разминка.
- Что такое предложение?
В морозной тишине резко стрекотали сороки.
- Найти в словах все орфограммы.
- Сделать полный синтаксический разбор предложения.
1) По цели высказывания предложение - повествовательное;
2) По интонации – невосклицательное;
3) По составу простое (одна основа);
4) По наличию второстепенных членов - распространенное.
Пары:
стрекотали (как?) резко
стрекотали (где?) в тишине
в тишине (какой?) морозной
- Разберите слово морозной по составу.
- Сделайте фонетический разбор слова резко
Рез/ко- 2 слога, 2 гласные, 3 согласных.
р [ р, ]- согл., непар., звон., парн., мяг.
е [ э ]- гласн., удар.
!з [ с ]- согл., непар., глух., непар., тв.
к [ к ]- согл., парн., глух., парн., тв.
!о [ а]- гласн., б/удар.
5б. 5зв.
Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише-тише,
Деревцо всё выше-выше!
Новая тема урока.
-Посмотрите на доску. Перед вами группа слов: звезда, ночной, снег, летит, плывёт, пушистый.
-Прочитайте.
-Что написано?
-Что вы знаете о словах? ( Слова называют предметы, признаки предметов, действия предметов. Слова отвечают на разные вопросы: Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие? Что делать?... Из слов составляют предложения. В речи есть слова близкие и противоположные по смыслу. )
Слов в языке очень много и их разделили на группы, чтобы можно было легко ими пользоваться в речи. Наша задача сегодня – выявить признаки, по которым слова делятся на группы.
-Как вы думаете на какие группы можно разделить эти слова? (1.звезда, снег; 2.ночной. пушистый; 3.летит, плывёт )
-По какому признаку вы разделили эти слова?
Итак, эти слова мы могли бы расселить в три домика:
-А какие ещё вы знаете части речи? ( местоимение, наречие, предлоги, союзы…)
-Сейчас мы с вами походим в гости к частям речи. (У каждого ребёнка карточка со словом: в, бежал, на, за, записал, под, приказ, жидкость, хороший, хлеб, солнце, освободить, песок, переходить, отправиться, принести, круглое, ходить, выходить, характер, французский, утром, лимон, сладкий, узкая. ) По команде дети выбегают к доске и крепят слова в нужный домик. Проверка.
Молодцы, все справились.
ФИЗМИНУТКА.
-Давайте, повторим ещё раз части речи, их вопросы и что они значат.
Учебник страница 3 – правило, страница 4 – правило.
*А знаете ли вы, что одна часть речи может переходить в другую?
Закрепление. Самостоятельная работа по технологической карте.
1).-Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.
Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.
Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами. Проверка.
2).-А теперь вас ждёт исследовательская работа. Прочитайте стихотворение А.Керролла из книги «Алиса в Зазеркалье» и определите части речи:
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
Проверка.
3.Рефлексия учебной деятельности.
-Как называются группы, на которые делятся все слова в нашем языке? (Части речи.)
-Как узнать какой частью речи является слово? (Нужно поставить вопрос к слову и определить, что оно означает.)
-Что нового узнали на уроке?
-Что было самым интересным?
-Понравился ли вам урок?
-Что бы хотели изменить?
4.Домашнее задание.
с.3-4 правило, упражнение 368 – разбить слова по частям речи и записать в три столбика.
Приложение
круглое ходить выходить лимон характер утром французский сладкий узкая песок почти освободить переходить отправиться принести прилежный приказ жидкость хороший хлеб солнце быстрый в бежал на за записал под
Ф.И.___________________________________________ класс__________
Технологическая карта урока.
1. -Прочитайте внимательно слова, найдите среди них однокоренные. Выпишите каждый ряд однокоренных слов на новую строку.
Болезнь, чистый, болит, ласковый, ласка, зелёный, чистота, больной, чистить, зеленеет, ласкает, зелень.
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
____________________________________________________ 2балла
-Подчеркните в записанных словах существительные одной чертой, прилагательные – волнистой линией, глаголы – двумя чертами.
Проверка.
2. -А теперь вас ждёт исследовательская работа. Прочитайте стихотворение А.Керролла из книги «Алиса в Зазеркалье» и определите части речи:
Варкалось, хливкие шарьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове. Проверка. 3 балла
1.Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.
2.Цель урока получения новых знаний по теме «Понятие о частях речи»: ознакомить детей с признаками, на основе которых слова объединяются в части речи; формирование умения распознавать части речи. Развивать орфографическую зоркость; работа над расширением словарного запаса и лексического значения слов; воспитывать умение слушать ответы одноклассников, воспитывать внимание и интерес к получению новых знаний.
3.Данный урок проводится первым по данной теме. Учащиеся уже владеют частью информации по частям речи из курса русского языка во 2 классе. Но учащиеся не смогли показать своих знаний в полной мере. Этому могло послужить следующее: не достаточно прочное усвоение учебного материала; волнение ; неправильная постановка вопроса учителем…
4.Организационный момент способствует эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу и тщательной подготовке рабочего места.
5.Для эффективности восприятия и осмысления нового материала, знакомство с темой урока проходит через проблемную ситуацию и учащиеся сами делают вывод. Чем они будут заниматься на уроке. Данный вид задания соответствует возрастным особенностям обучающихся ( дети любят наглядность, соревнования…), что и было использовано в полной мере. На данном этапе используется объяснительно-иллюстративный метод, имеет место слово учителя, устный опрос – беседа, ответы учащихся. Прослеживается работа по формированию учебно-информационных умений (работа с книгой, создание «Азбуки вежливости»), учебно-коммуникативных (умение слушать, выступать, задавать вопросы) и учебно-интеллектуальных умений (сравнивать, обобщать, делать выводы).
6.Проведение физкультминутки способствует снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.
7.Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала. Показателем усвоения нового материала является активность учащихся при подведении итога урока (Дети оставались пассивны, что говорит о плохом усвоении материала.).
8.На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы:
-объяснительно-иллюстративный;
-метод эмоционального стимулирования.
9.Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.
10.Для достижения поставленной цели урока используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа.
В течение занятия реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели урока. Но достигнута она была не в полном объёме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.