Демьянко Ирина Владимировна
Тема урока: Именительный и винительный падеж неодушевлённых имён существительных мужского рода.
Цель урока: создать условия для формулирования вывода, как отличать данные падежи.
Планируемые предметные результаты: знают отличия И.п. и В.п., умеют определять и отличать данные падежи.
Планируемые личностные результаты: уважительно относятся к иному мнению.
Планируемые метапредметные результаты:
познавательные – анализируют объекты с целью выделения существенных признаков, строят логическую цепь рассуждения, восполняют недостающие знания;
регулятивные - определяют и формулируют цель деятельности, контролируют собственную деятельность и деятельность других учащихся при выполнении заданий, оценивают собственную деятельность и деятельность других учащихся;
коммуникативные - отстаивают свою точку зрения, аргументируя ее.
Ход урока:
I. Систематизация знаний
1. Чистописание
На доске: слово отметка и задание чистописания
- Сегодня на минутке чистописания пропишем три буквы:
· Первая – суффикс слова отметка.
· Вторая – окончание слова отметка в именительном падеже.
· Третья – окончание слова отметка в винительном падеже.
- Определите закономерность следования букв.
В тетради:
кууууа куууаа кууааа куаааа
2. Словарная работа
- Какую тему мы изучаем?
На доске: слово ПАДЕЖИ
Игра «Узнай падеж»
- Что значит изменить по падежам?
- Сколько падежей в русском языке?
- Сейчас мы изменим по падежам два словарных слова.
· Первое слово можно получить, взяв первый слог от слова гололёд, и второй слог от слова народ (город)
· Второе можно получить, взяв от слов кивок и указал по последнему слогу (вокзал)
Запись в тетради:
И.п. (что?) вокзал, город
Р.п. (чего?) вокзала, города
Д.п. (чему?) вокзалу, городу
В.п. (что?) вокзал, город
Т.п. (чем?) вокзалом, городом
П.п. (о чём?) о вокзале, о городе
II. Создание проблемной ситуации.
- Внимательно посмотрите на склоняемые имена существительные. В каких падежах совпали формы?
- Значит, какие трудности у нас могут возникнуть при определении падежей?
- Чему мы сегодня будем учиться?
(Различать эти два падежа)
- Сформулируйте тему урока.
На доске: Именительный и винительный падеж неодушевлённых имён существительных мужского рода
III. Открытие нового
- Сможем ли мы, работая только со словом, определить, в каком из этих падежей оно стоит?
На доске: вокзал, город (Нет)
- Давайте попробуем увеличить синтаксическую единицу, возьмём словосочетания.
На доске: красивый город, большой вокзал (Нет)
- Следующая синтаксическая единица? (Предложение)
- Составьте с данными именами существительными предложения, где сказуемым будет вспомогательные слова данных падежей.
На доске:
Существует красивый город. Вижу большой вокзал.
- Мы с вами понимаем, что в первом предложении слово город стоит в И.п.
А во втором предложении слово вокзал в В.п.
- Выполните морфологический разбор данных имён существительных, начиная с постоянных признаков?
Запись в тетради:
На доске: Город – неодуш., м.р., ед.ч., И.п., глав. член предложения
Вокзал - неодуш., м.р., ед.ч., В.п., втор. член предложения
- Каким же членом предложения будут имена существительные в И.п.? А в В.п.?
Вывод:
На доске: В именительном падеже имя существительное является подлежащим, а в винительном падеже – второстепенным членом предложения.
Составим алгоритм действий в определении данных падежей:
V. Применение нового знания
1. Действие по алгоритму (коллективная работа).
В тетради:
Упр. 133, с. 104
VI.Физкультминутка
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Мне улыбки подарили.
2. Работа над научной речью. Исследовательская работа.
Карточка (устная работа)
Город Хабаровск находится на Дальнем Востоке. Мы любим свой город! Про Хабаровск поём мы песни!
За подвиг дедов удостоен наш город почётного звания «Города воинской славы».
Здесь казак Хабаров смотрит на вокзал и встречает гостей. Через Амур проходит большой мост.
Под плеск фонтанов на прудах гуляет детвора. Вечером они с большим удовольствием пойдут в театр.
Заполните таблицу:
|
Именительный падеж |
Винительный падеж |
Вспомогательное слово |
существует |
вижу |
Вопросы |
кто? что? |
кого? что? |
Член предложения |
Главный член |
Второстепенный член |
Предлоги |
- |
про, за, через, на, под, в |
VI. Рефлексия. Работа на компьютерах в парах.
Теоретические знания
1)Истина или ложь
Имя существительное в именительном падеже употребляется с предлогами.
2)Истина или ложь
Имя существительное в именительном падеже является главным членом предложения.
3)Истина или ложь
Имя существительное в винительном падеже употребляется только с предлогами.
4)Истина или ложь
Неодушевлённые имена существительные в винительном падеже отвечают на вопрос что?
Практические знания
5) Правильно ли указан падеж выделенных имён существительных?
Ребята идут в зоопарк. В.п.
6)Зоопарк принимает друзей. И.п.
7) Солнце окрасило небосклон. И.п.
8) Учитель благодарит нас за труд. И.п.
9) Папа покупает шкаф. В.п.
10) Учитель оценил мой почерк. И.п.
VII. Итог урока.
- Какую цель ставили? Научились отличать данные падежи?
Домашнее задание: устный рассказ о данных падежах, повышенный уровень – предложения из своего рассказа.
Диагностический инструментарий
Проверка знаний с помощью компьютера
Теоретические знания
1)Истина или ложь
Имя существительное в именительном падеже употребляется с предлогами.
2)Истина или ложь
Имя существительное в именительном падеже является главным членом предложения.
3)Истина или ложь
Имя существительное в винительном падеже употребляется только с предлогами.
4)Истина или ложь
Неодушевлённые имена существительные в винительном падеже отвечают на вопрос что?
Практические знания
5) Правильно ли указан падеж выделенных имён существительных?
Ребята идут в зоопарк. В.п.
6)Зоопарк принимает друзей. И.п.
7) Солнце окрасило небосклон. И.п.
8) Учитель благодарит нас за труд. И.п.
9) Папа покупает шкаф. В.п.
10) Учитель оценил мой почерк. И.п.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.