Урок русского языка в 4 классе на тему "В гостях у частей речи"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 4 классе на тему "В гостях у частей речи"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл—4 кл
23.02.2022
Урок русского языка в 4 классе на тему "В гостях у частей речи"
Урок для журнала передел..docx

Краткосрочный план урока

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: По страницам морфологии. Части речи.

Цели обучения в соответствии с учебной программой:

4.1.2.1.обобщить и систематизировать знания о частях речи

4.1.4.1.изучать грамматических признаках имен существительных и их использовании в речи.

Задачи:

1.     Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках; формировать умение различать существительные среди других частей речи.

2.     Развивать мышление, память, речь, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.

3.     Воспитывать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение)

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, дидактический раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы.

Формы организации: групповая, работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность урока: 45 мин

                                                Ход урока:

1.     Оргмомент.

Приветствие учителя.                                                      Слайд1

Эмоциональная мотивация.

- Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

И на парте – все в порядке –

Ручки, книжки и тетрадки.

Ножки – вместе,

Спинки – ровно

И к уроку все готово

2.     Актуализация жизненного опыта.  Целеполагание.

Мотивация познавательной деятельности.

Подобрать ассоциации с слову «школа»                  Слайд №2

Работа над лексической темой урока «Знания»

Беседа о деятельности Ы. Алтынсарына.               Слайд №3

(К) Прочитай название рассказа Ы. Алтынсарина. Предположи, о чём может быть рассказ. Прочитай.

Садовые деревья.

       Один человек со своим сыном прогуливались но саду. Они осматривали посаженные цветы и деревья.

-    Почему это дерево растёт прямо, а вот то дерево - кри­во? - спросил сын.

-     За этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, - ответил отец.

-    Оказывается, большая польза бывает от ухода, - ска­зал сын.

-     Нет сомнения, в уходе есть большая польза,- отве­тил отец. - Ты ведь тоже похож на молодое дерево. Если я, поправляя твои ошибки, буду тебя учить хорошему, а ты, слушаясь меня, будешь исполнять мои советы, то ты будешь расти правдивым, хорошим человеком; если же ты будешь расти без присмотра, то тоже будешь похож на это кривое дерево, - закончил отец.

-Подтвердились ли твои предположения? Определи основную мысль рассказа. Поучаствуй в дискуссии. Расскажи, почему он так назван. Как ещё можно озаглавить рассказ?

-Подбери пословицу к содержанию рассказа.

Учение - основа знания, знание - основа жизни.

В учении трудно, да плоды учения сладки.

У знающего учителя, и ученики умные.

Работа в тетради. Запись числа , классная работа

Минутка чистописания. Пословица с 68

Гонись не за золотом, а за знаниями.      Слайд №4.                  

3     Словарная работа.

На экране слова с пропущенными безударными гласными в корне, дети на местах читают вслух слово и объясняют орфограмму, подбирают проверочные слова.

(золотой-безударная гласная первая о и вторая о, проверяем первую золото, проверяем вторую –позолота)

(лесоруб – что за слово? Сложное, состоит из двух корней, первый корень лес,

второй –руб., соединительная гласная –о)

Учитель: Какую орфограмму мы повторяли во время орфографической минутки.

Что это за орфограмма?

Дети: Безударная гласная в корне слова

У: Какое правило для проверки безударных гласных в корне слова

Д:Чтобы проверить безударную гласную в корне слова надо подобрать родственное слово или так чтобы на гласную падало ударение

Запись в тетради слов учЕник, учИтель   Слайд №5

4          Повторение изученного. Актуализация знаний.

Разделите слова на три группы, объясните                    Слайд №6

Самопроверка                                                                   Слайд №7

Корзина идей.                                                                Слайд №8-9

- Вы догадались, какая тема нашего урока? (части речи, имя существительное)

- А какие части речи вы знаете? (имя прилагательное, глагол, предлог, частицы, союзы).

- На какие 2 группы делятся части речи?                          Слайд №10

Д: самостоятельные и служебные

 

-Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего? Правильно, именно существительные составляют самую большую группу.

- Что вы знаете об имени существительном? (обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?)

Всему название дано – и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету.

И все, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,-

Означено словами.

- Посмотрите вокруг себя и назовите предметы, которые вас окружают. Докажите, что названные слова являются существительными.

Делаем вывод:

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы Кто? и Что?

Отвечать оно должно.                                                         Слайд 11

Какими признаками обладает имя существительное?

(постоянными и непостоянными)

- Что относим к постоянным признакам? (ответы: род, одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные) 

Вопросы:

- Почему в определении существительного указываются два вопроса:

кто? что? (одуш. и неодуш.)

- Какие имена существительные называются одушевленными?

(- Какие имена существительные называются неодушевленными?

 (ответы уч-ся)

- Физминутка

Называю слова разных частей речи. Если это существительное - руки верх, прилагательное -присесть, глагол - хлопок.

(Ученики, идёт, осень, жёлтые, добрые, поднять, новый, школа, учатся, дружные, снежки, веселье).

2.   Изучение новой темы.

Задание по вариантам: Распознавание имен существительных, отвечающих на вопросы кто? и что? (работа в тетради, взаимопроверка)

- посмотрите на экран                                                                 Слайд 12

1 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Кто?

2 вариант выписывает слова, отвечающие на вопрос Что? (меняются тетрадями.

Ученики сверяют свои ответы с образцом.)

- Давайте сделаем вывод: какие имена существительные отвечают на вопрос кто?, какие на вопрос - что?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные). Другие имена существительные отвечают на вопрос что? (неодушевленные)

Образуйте имена существительные от  имен прилагательных: Слайд №13

Холодный - …(холод)

Дружный - …(дружба)

Снежный - …(снег)

Добрый - …(доброта)

Радостный - …(радость)

- Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? Что они обозначают? - Что еще могут обозначать имена существительные? (явления природы, чувства, качества).

- Давайте сделаем еще один вывод: имена существительные обозначают не только предмет, но и ….(состояние, явления природы, действие, события, чувства) .

Собственные и нарицательные имена существительные

На доске написано 12 букв:

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

- Среди этих букв, ребята, спрятались имена существительные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. (Иван, Иванов, Иваново, Волга, Галя, Аля.)

- Почему эти слова пишутся с большой буквы? Вывод: Как называются такие существительные? (собственные и нарицательные)

   Что еще мы знаем об имени существительном? Какой ещё постоянный признак вы можете назвать?

Игра  «Найди своё место».

У вас на партах карточки со словами – именами существительными. Прочитаем их по цепочке и подумаем на какие три группы можем их разделить? (м.р., ж.р., с.р.)

Под музыку дети выстраиваются у доски.

М.р. ж. р. с.р.

Врач страна печенье

Вагон сестра солнце

Дедушка доброта поле

Поход яблоня облако

Арбуз осина крыло

Проверка: переворачивают карточки. Во всех трех группах картины должны совпасть. Если не совпали, исправить ошибки.

Какие существительные относятся к мужскому, женскому, среднему роду? Слайд № 14

Что мы относим к непостоянным признакам имени существительного? (число, падеж)

- Как изменяются имена существительные?   (по числам)

Работа по учебнику, проверка.

Что ещё мы можем отнести к непостоянным признакам?

- Что мы называем склонением?

На какие группы делятся существительные  по типам склонения? Что значит просклонять слово?

- Сколько падежей? Как определить падеж? (по вопросу и предлогу)

                                                                                                                Слайд 15

        6.  Закрепление. Групповая работа.

Составление и защита кластера. Повторение правила работы в группе.

                                                                                                                Слайд 16.                                             

       7. Индивидуальная работа с тестами, конспектами.

(Ученики с красными жетонами работают с конспектами, у кого зелёные работают с тестами).

Тест: «Имя существительное» для учащихся зелёных жетонов.

-Какое слово является именем существительным?

1) подвиг; 2) пот; 3) подвинул; 4) подвижная.

-Укажите имя существительное женского рода:

1) весенняя; 2) ягода; 3) яблоко; 4) лимон.

-Укажите имя существительное мужского рода:

1) дятел; 2) синица; 3) летел; 4) небо.

-Укажите имя существительное среднего рода:

1) зелёное; 2) береза; 3) тополь; 4) дерево.

-Какое имя существительное употребляется только в единственном числе:

1) молоко; 2) гриб; 3) ягода; 4) помидор.

-Какое имя существительное употребляется только во множественном числе:

1)руки; 2) брюки; 3) ноги; 4) круги.

(К) Пальчиковая гимнастика.

        8. Итог урока.

     Посмотрите на получившиеся кластеры.  Проще так запомнить информацию про части речи? Ими мы будем пользоваться и на следующих уроках при изучении имени существительного и других частей речи.

- Вам понравился урок?  Что больше всего запомнилось?

- Какие цели мы ставили в начале урока? Достигли мы этих целей?  Справились с заданиями? Что было трудным?                                                         

 Рефлексия.

 -Ребята сейчас я попрошу вас прикрепить на Дерево успеха смайлики, соответствующие вашему впечатлению от сегодняшнего урок.

        8. Домашнее задание.                                                      (Слайд №17)

 Дифференцированное задание: страница 71 упражнение 9.


 

Краткосрочный план урока Предмет:

Краткосрочный план урока Предмет:

За этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, -…

За этим деревом при его росте ухаживали, срезали криво растущие ветки, а за тем деревом не было ухода, и оно росло само по себе, -…

Д: самостоятельные и служебные -Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего?

Д: самостоятельные и служебные -Как вы думаете, каких частей речи в русском языке больше всего?

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные)

Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?(одушевленные)

Что ещё мы можем отнести к непостоянным признакам? -

Что ещё мы можем отнести к непостоянным признакам? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2022