Урок русского языка в 4 классе. Тема: "Общие сведения об имени существительном. Собственные и нарицательные имена существительные."
Оценка 4.7

Урок русского языка в 4 классе. Тема: "Общие сведения об имени существительном. Собственные и нарицательные имена существительные."

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
21.06.2023
Урок русского языка в 4 классе. Тема: "Общие сведения об имени существительном. Собственные и нарицательные имена существительные."
Урок русского языка в 4 классе.doc

Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Учитель: Геласимова Ирина Владимировна.

 

ТЕМА. Общие сведения об имени существительном. Собственные и нарицательные    

               имена существительные.

ЦЕЛИ УРОКА. Углублять знания детей об имени существительном как части речи; классифицировать существительные на собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые; развивать умение писать собственные имена существительные с  большой буквы, орфографическую зоркость; развивать любознательность, мышление, речь, логическое мышление; воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к родному языку.

ХОД УРОКА

I Организационный момент и сообщение целей урока.

 В некотором государстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе живёт один очень важный житель. А вот к кому мы отправимся вместе с мальчиком Женей (иллюстрация мальчика на воздушном шарике), вы догадайтесь сами.

 

НА ДОСКЕ ТАБЛИЦА.

Е

И

В

С

М

Л

Н

О

Т

У

Щ

Ь

Я

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

 

-Расшифруйте название темы и запишите её в тетради на чистой строке.

2, 5, 13

4, 10, 11, 1, 4, 9, 3, 2, 9, 1, 6, 12, 7, 8, 1.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (Иллюстрация старичок Имя Существительное)

-Сегодня на уроке вспомним всё то, что мы знаем об имени существительном; будем развивать умение писать собственные имена существительные с большой буквы, орфографическую зоркость; развивать любознательность, мышление, речь; воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, любовь к родному языку.

II Общие сведения об имени существительном
1.-Давайте запишем ответы на вопросы в тетрадь. (Один ученик пишет на доске).

1.     Дневное небесное светило? (Солнце)

2.     Порода Артемона? (Пудель)

3.     Имя русского богатыря, который сидел на печи 33 года? (Илья)

4.     Что (Кто) говорит на всех языках? (Эхо)

5.     Гриб в горошек? (Мухомор)

6.     Какая сказочная героиня убежала от трёх медведей? (Маша)

7.     Сказочное животное, выполнявшее желания старика-рыбака? (Рыбка)

Запись: солнце, пудель, Илья, эхо, мухомор, Маша, рыбка.   

 - Что объединяет все эти слова? (Имена существительные.)

- На какие группы можно разделить все имена существительные? (Одушевлённые и неодушевленные, собственные и нарицательные.)

- Сегодня мы будем говорить об именах собственных.

-Что мы называем именем существительным?

-Какие предметы обозначают имена существительные, кто может уточнить? (Людей, животных, явления природы, события) – ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

-Какие слова отвечают на вопрос КТО? ЧТО?

-Как в русском языке они называются? (Одушевлённые и неодушевлённые - карточки)

-В гости к кому мы отправились? Чтобы быстрее к нему попасть, нам надо размяться.

 

2. Физкультминутка

Дети читают стихотворение и маршируют.

ДОСКА     Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно!

-Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимите руки вверх и следите за осанкой, если на вопрос что? – руки вперед, если встретятся другие (части речи) слова – присесть.

   Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зелёный, звезда.

 

3. Наблюдение над именами собственными.

-На какие группы мы поделили слова?

-Прочитайте слова, записанные с большой буквы.

-Почему они записаны с большой буквы?

-Какие еще имена существительные пишутся с большой буквы?

-Как они ещё называются по-другому в русском языке?

-Такие имена существительные называются собственными именами существительными. (Карточка - Собственные имена существительные). Все остальные имена существительные в русском языке – нарицательные и они пишутся с маленькой буквы, исключая начало предложения.

 

4. Запись имен собственных по группам. Стр. 67 упр.3

-Вдруг в городе Морфология подул сильный ветер и имена существительные расбросал по земле. Давайте поможем старичку Имени Существительному навести порядок-распределить собственные имена существительные по группам.

ДОСКА      Имена:

Отчества:

Фамилии:

Клички животных:

Названия населённых пунктов:

Реки:

Слова для справок (на разрезных карточках): Москва, Сосновка, Михаил, Николай, Сергеевич, Юрьевна, Пушкин, Васильев, Барбос, Мурка, Волга, Днепр.       

 (Для слабых на карточках - слова подсказки)

1ряд-записывает имена собственные, которые относятся к группе клички животных + свои 2 слова.

2ряд-записывает имена собственные, которые относятся к группе название населённых пунктов + свои 2 слова.

3 ряд-записывает имена собственные, которые относятся к группе реки + свои 2 слова.

У некоторых ребят на столе лежат карточки со словами – подсказками.

Слова – подсказки: Шарик, Булька, Енисей, Онон, Амур, Ингода, Чита, Краснокаменск, Борзя.

Индивид.работа (сильным ученикам карточки)

1.Прочитать выделить пары слов, связанных между собой по смыслу, одноиз которых пишется с маленькой буквы, другое – с большой. Написать пары слов.

Река, Чита, кличка, Франция, улица, имя, Мира, Александрович, писатель, отчество, Амур, фамилия, Тузик, страна, Фомин, город, Елена.

2. Напишите, раскрывая скобки и вставляя вместо вопросительных знаков подходящее по смыслу слова.

(П,п)етрова – фамилия                            

(Л,л)идия - ?                                             

(И,и)вановна - ?

(П,п)риаргунск – город

(Ч,ч)ита - ?

(Ч,ч)ёрное – море

(Б,б)айкал - ?

(А,а)мур - ?

Проверка.

- Кто писал клички животных, назовите свои, которые вы придумали.

- С какой буквы написали? Почему?

- Кто писал населённые пункты, назовите свои, которые вы придумали.

- С какой буквы написали? Почему?

- Кто писал названия рек, назовите свои, которые вы придумали.

- С какой буквы написали? Почему?

- Какие имена существительными мы называем собственными?

-Как пишутся собственные имена существительные?

 

5. Физкультминутка.

Встаньте, пожалуйста. Физкультминутка будет проходить таким образом. Если я назову слово, которое пишется с большой буквы,- руки на пояс, наклон вперед; если услышите слово, которое надо писать с маленькой буквы,- руки за голову, наклон назад.

Река, Волга, улица, Мира, город, Киров, Англия, страна, Вятка, река, обезьяна, Филя, собачка, Булька, кошка, Мурка.

 

6.Дифференциация имён собственных и нарицательных.

Мальчик Женя гулял по городу, где живёт старичок Имя Сущ. и встретил интересные слова.

ДОСКА   Василёк, василёк; Поля, поля; Арбузов, арбузов; Скворцов, скворцов.

-Чем интересны эти слова? (звучат одинаково, а пишутся по разному).

-Какие имена существительные пишутся большой буквы?

 Игра «Вставь слово».

На карточках (индивидуально) записаны предложения с пропуском в каждом из них по два слова. После каждого предложения записано по два слова, каждое из которых нужно поставить на своё место в данном предложении.

ДОСКА       Маленький … сорвал синий … . (Василёк, василёк)    

                   Тетя … вернулась с … вечером.(Поля, поля)                       

                   Коля … привёз пять спелых … . (Арбузов, арбузов)

                   Витя … смастерил домик для … . (Скворцов, скворцов)

- Какие имена существительные пишутся с большой буквы?

-Как они называются по другому?

-Проверю работу, собрав тетради.

7.Работа по учебнику

-Кто хочет быть учителем? Сейчас вы все побываете в роли учителя.

-Старичок Имя существительное дал мальчику Жене задание: записать текст. И вот как мальчик справился с заданием.

-Откройте учебник на стр. 67 упр.48.

-Прочитайте про себя слова.

- Назовите имена собственные.

-Что вы заметили интересного? (Все слова записаны с б.б и после каждого слова точка)

-Может ли такое быть в предложении?

-А как определяются границы предложения?

-Давайте, исправим все ошибки, допущенные Женей.

-Определите границы предложения, и уберем  лишние точки.

-Взяли карандаши. Лишние точки зачеркиваем и лишние б.б исправляем.

-Прочитайте 1 предложение. Какие слова вы оставили с б.б.?

-Прочитайте 2 предложение.

-Запишите текст, подчеркните имена собственные. I в – 1,2 предложение; IIв – 3,4 предл.

-Вашу работу проверю, после сдачи тетрадей.

8. Тест

1. Имена существительные отвечают на вопросы:

а) какой?    б) что?        в) что делать?     г) кто?

2. На вопрос кто? отвечает слово:

а) кенгуру           б) страх               в) звезда

3. На вопрос что? отвечает слово:

а) бурундук         б) радость           в) кот

4. Найти имя существительное:

а) прыгает           б) выпрыгнул               в) прыгун

5. Имя собственное пишется:

а) с буквы и         б) с любой буквы         в) с большой буквы

6. С маленькой буквы пишется слово

а) сергеев             б) синица             в) саша

 

III Обобщение.    

- Что нового узнали на уроке?

-Что вы знаете об имени существительном?

-Какие имена существительные пишутся с большой буквы. (Имена собственные)

-Какие имена существительные мы называем собственными?

Оценивание – Молодцы! ... Оценки за урок получите в  соответствии с письменной работой.

Домашнее задание: стр.68 упр. 6

 

 

Москва Сосновка Михаил Николай Сергеевич Юрьевна

Пушкин Васильев Барбос Мурка Волга Днепр

собственные

нарицательны

Реки:

Напишите, раскрывая скобки и                          Напишите, раскрывая скобки и

вставляя вместо вопросительных знаков           вставляя вместо вопросительных знаков
подходящее по смыслу слова.                            подходящее по смыслу слова.

(П,п)етрова – фамилия                                       (П,п)етрова – фамилия

(Л,л)идия - ?                                                       (Л,л)идия - ?       

(И,и)вановна - ?                                                  (И,и)вановна - ?

(П,п)риаргунск – город                                      (П,п)риаргунск – город

(Ч,ч)ита - ?                                                          (Ч,ч)ита - ?

(Ч,ч)ёрное – море                                               (Ч,ч)ёрное – море

(Б,б)айкал - ?                                                      (Б,б)айкал - ?

 (А,а)мур - ?                                                        (А,а)мур - ?

 

 

 

 


Е

И

В

С

М

Л

Н

1

2

3

4

5

6

7

 

Маленький         …        сорвал синий        …          . (Василёк, василёк)                        Прочитать. Выделить пары слов, связанных

Тетя       …      вернулась с       …     вечером.(Поля, поля)                                          между собой по смыслу, одно из которых пи-

Коля       …     привёз пять спелых       …       . (Арбузов, арбузов)                               шется  с маленькой буквы, другое – с большой.

Витя      …          смастерил домик для            …           . (Скворцов, скворцов)          Написать пары слов.

                                                                                                                                   

Маленький         …        сорвал синий        …          . (Василёк, василёк)                        Река, Чита, кличка, Франция, улица, Мира, 

Тетя       …      вернулась с       …     вечером.(Поля, поля)                                          Александрович, отчество, Амур ,фамилия,

Коля       …     привёз пять спелых       …       . (Арбузов, арбузов)                               Тузик, страна, Фомин, город, Елена.

Витя      …          смастерил домик для            …           . (Скворцов, скворцов)

 

О

Т

У

Щ

Ь

Я

8

9

10

11

12

13

 

Маленький         …        сорвал синий        …          . (Василёк, василёк)          Шарик, Булька, Енисей, Борзя, Лермонтов,
Тетя       …      вернулась с       …     вечером.(Поля, поля)                                 Амур, Ингода, Чита, Борис, Краснокаменск.

Коля       …     привёз пять спелых       …       . (Арбузов, арбузов)

Витя      …          смастерил домик для            …           . (Скворцов, скворцов)

                  

Маленький         …        сорвал синий        …          . (Василёк, василёк)               Шарик, Булька, Енисей, Борзя, Лермонтов   

Тетя       …      вернулась с       …     вечером.(Поля, поля)                                 Амур, Ингода, Чита, Борис, Краснокаменск.

Коля       …     привёз пять спелых       …       . (Арбузов, арбузов)

Витя      …          смастерил домик для            …           . (Скворцов, скворцов)

 

Шарик, Булька, Енисей, Лермонтов, Борзя                 Шарик, Булька, Енисей, Лермонтов, Борзя
 Амур, Ингода, Чита, Борис, Краснокаменск.             Амур, Ингода, Чита, Борис, Краснокаменск. 

 

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно!


 

 

Василёк, василёк; Поля, поля; Арбузов, арбузов; Скворцов, скворцов.

 

 

 

 

 

Тест                                                                                                Тест

1. Имена существительные отвечают на вопросы:                        1. Имена существительные отвечают на вопросы:

а) какой?    б) что?        в) что делать?     г) кто?                           а) какой?    б) что?         в) что делать?      г) кто?

2. На вопрос кто? отвечает слово:                                                2. На вопрос кто? отвечает слово:

а) кенгуру           б) страх               в) звезда                                 а) кенгуру           б) страх          в) звезда

3. На вопрос что? отвечает слово:                                                3. На вопрос что? отвечает слово:

а) бурундук         б) радость           в) кот                                      а) бурундук         б) радость                в) кот

4. Найти имя существительное:                                                     4. Найти имя существительное:

а) прыгает           б) выпрыгнул               в) прыгун                     а) прыгает           б) выпрыгнул          в) прыгун

5. Имя собственное пишется:                                                         5. Имя собственное пишется:

а) с буквы и         б) с любой буквы         в) с большой буквы      а) с буквы и         б) с любой буквы                в) с большой буквы

6. С маленькой буквы пишется слово                                            6. С маленькой буквы пишется слово

а) сергеев             б) синица             в) саша                                   а) сергеев             б) синица                 в) саша

 

 

Тест                                                                                                Тест                                                

1. Имена существительные отвечают на вопросы:                        1. Имена существительные отвечают на вопросы:

а) какой?    б) что?        в) что делать?     г) кто?                           а) какой?    б) что?         в) что делать?      г) кто?

2. На вопрос кто? отвечает слово:                                                2. На вопрос кто? отвечает слово:

а) кенгуру           б) страх               в) звезда                                 а) кенгуру           б) страх          в) звезда

3. На вопрос что? отвечает слово:                                                3. На вопрос что? отвечает слово:

а) бурундук         б) радость           в) кот                                       а) бурундук         б) радость                в) кот

4. Найти имя существительное:                                                     4. Найти имя существительное:

а) прыгает           б) выпрыгнул               в) прыгун                     а) прыгает           б) выпрыгнул          в) прыгун

5. Имя собственное пишется:                                                         5. Имя собственное пишется:

а) с буквы и         б) с любой буквы         в) с большой буквы      а) с буквы и         б) с любой буквы                в) с большой буквы

6. С маленькой буквы пишется слово                                            6. С маленькой буквы пишется слово

а) сергеев             б) синица             в) саша                                   а) сергеев             б) синица                 в) саша

 

 

 

одушевлённые 

неодушевлённые


Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Какие слова отвечают на вопрос

Какие слова отвечают на вопрос

Индивид.работа (сильным ученикам карточки) 1

Индивид.работа (сильным ученикам карточки) 1

Как они называются по другому? -Проверю работу, собрав тетради

Как они называются по другому? -Проверю работу, собрав тетради

Москва Сосновка Михаил Николай

Москва Сосновка Михаил Николай

Пушкин Васильев Барбос Мурка Волга

Пушкин Васильев Барбос Мурка Волга

Реки: Напишите, раскрывая скобки и

Реки: Напишите, раскрывая скобки и

Е И В С

Е И В С

О Т У Щ

О Т У Щ

Имя существительное Очень удивительное

Имя существительное Очень удивительное

На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно!

На вопросы кто? и что? Отвечать оно должно!

Василёк, василёк; Поля, поля; Арбузов, арбузов;

Василёк, василёк; Поля, поля; Арбузов, арбузов;

Тест

Тест

одушевлённые неодушевлённые

одушевлённые неодушевлённые
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2023