Урок русского языка в 4 классе
Тема: «Закрепление знаний о типах склонения имен существительных»
Цель: Совершенствовать умения определять тип склонения у существительных в начальной форме и косвенных падежах; обобщить знания о склонении имен существительных.
Задачи: развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы; расширять словарный запас; развивать коммуникативные навыки в работе в малых учебных группах, развивать умения оценивать свою работу и работу своего товарища в учебном сотрудничестве; на основе практического материала показать значение водных ресурсов в жизни человека; воспитывать бережное отношение к окружающему миру
Планируемые результаты:
Предметные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; строить умозаключения, дальнейшее знакомство со способом определения склонения имен существительных.
Метапредметные:
Познавательные: включение в активную познавательную деятельность по изучению особенностей частей речи русского языка через анализ, синтез, классификацию представленного языкового материала и знакомство со способом определения склонения имен существительных.
Коммуникативные: развитие речи, формирование коммуникативных навыков учебного сотрудничества, повышение самооценки собственного учебного труда.
Регулятивные: развитие умения прогнозировать результаты, планировать деятельность в процессе учебного сотрудничества, умение адекватно оценить свой вклад в совместные действия.
Личностные: формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь!
2. Минутка чистописания
На доске : Б б , б р г, б р з, б с д, б бл т к, б л т
- Дайте характеристику звуку, который дает буква Б. Вставьте пропущенные гласные, чтобы получились словарные слова. ( берег, береза, беседа, библиотека, билет)
- Проверим, произнесите эти слова орфографически.
- На доске еще одно слово с нашей буквой: бережливость. Запишите слово в тетрадь,
Определим лексическое значение этого слова. ( Бережное отношение к чему-либо) К какой части речи это слово относится?
( имя существительное)
- Какое задание мы можем себе дать к этому слову? ( поставить ударение,определить орфограммы, определить число, род, склонение, падеж )
- Как проверить безударные гласные в этом слове? ( Бережно, беречь)
- Образуйте от этого слова имя прилагательное (бережливый)
- Подберите синоним к этому слову (экономный)
- К какому ресурсу нашей планеты мы должны относится бережно, экономно? (к воде)
- Составьте и запишите предложение о бережном отношении к воде.
Вода – главное богатство нашей планеты.
- Определите склонение имен существительных. Как определить склонение существительного? Какой алгоритм?
Ученик: Чтобы определить склонение существительного нужно:
1) Определить род существительного.
2) Определить окончание в И.п. в ед.ч.
3) По роду и окончанию определить склонение.
3.Работа над темой урока.
- Определите тему урока (определение склонения имен существительных)
-Какие задачи на урок поставим перед собой (закрепить умения определять тип склонения у существительных).
1) Работа по карточкам. Задание 1. Выпишите из текста существительные с безударной гласной в корне, определите их склонение.
Появились первые льдинки на лужах, значит, близка зима с ее морозами. Скоро на реке все остановится. Но лед сделает и доброе слово. Он защитит рыб в реке, прикроет их прочной стеной.
- О каком состоянии воды говорится в этом тексте? (о твердом )
- Какие еще состояния воды вы знаете? (жидкое, газообразное)
2) Запись предложений под диктовку с комментированием
Вода течет по каналам, поит хлеба на полях. Добыча и очистка воды требуют больших затрат труда.
- Какое задание выполним с этими предложениями? ( Подчеркнем грамматическую основу предложений, определим падеж и склонение имен существительных)
Физминутка
3) Самостоятельная работа. Задание 2 на карточке.
Выпишите имена существительные, поставьте их в единственное число, именительный падеж, укажите склонение.
В.. да поб..ждает засуху, ож..вляет пустыни, повышает ур..жай п..лей и с..дов. (Взаимопроверка)
- Какое значение имеет вода в жизни человека? Как нужно относится к воде? (Ответы детей)
- Составим предложение о значении воды для человека и окружающей среды.
Вода несет жизнь и растениям, и животным, и человеку.
- Подчеркните грамматическую основу предложения, определите у имен существительных склонение и падеж. Выполните схему предложения и дайте ему характеристику.
- Проверим задание. ( Самооценка выполненного задания)
4.Итог урока.
- Что мы повторили на уроке?
- Почему важно правильно и быстро определять склонение имен существительных?
- Все ли секреты правописания безударных гласных в корне имен существительных вам известны?
- Какая основная мысль нашего практического материала?
- Каково значение воды в жизни человека?
- Как нужно относится к воде?
5.Выставление оценок за урок.
Я знаю:
Я умею:
6. Домашнее задание.
Составьте 3 предложения по теме урока, определите падеж и склонение имен существительных.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.