Урок русского языка в 5 классе "Корень слова"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 5 классе "Корень слова"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
28.01.2020
Урок русского языка в 5 классе "Корень слова"
90Корень слова.doc

Корень слова

Русский язык 5 класс

Урок 90

Цель:

- Дать понятие о корне слова как о морфеме.

Задачи:

Формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения.

Развивать умения анализировать, сравнивать в процессе тренировочных упражнений.

Развивать интерес к предмету через проведение урока-путешествия.

Планируемые результаты:

Предметные:  осознавать корень как главную значимую часть слова, применять  способы проверки слов с орфограммами в корне, находить, подбирать, образовывать однокоренные слова, различать однокоренные слова и слова с корнями омонимами.                             Метапредметные                        

Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;       

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач                                       Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи.  

Тип урока: освоение новых знаний

Основные понятия: морфемика, корень, основа, окончание,

Оборудование  урока:   презентация

Межпредметные связи: литература

Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

Формирование УУД

1. Мотивация

 

 

 

- Добрый день, ребята! Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по стране «Морфемика».

- Во время нашего путешествия мы будем собирать «секреты», которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!

- А в конце урока вы сами оцените свою работу

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Находить ответы на вопросы в иллюстрации

2. Актуализация знаний

 

Слайд 1

- Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте соберем копилку знаний.

А что мы с вами возьмем? Знания, которые помогут нам в путешествии.

Продолжи предложение:

Что изучает морфемика?

Морфемика – наука, которая изучает (морфемы)

Что называют морфемой?

Морфема - это … (значимая часть слова)

Какие морфемы вы знаете?

Я знаю морфемы: … (приставка, корень, суффикс, окончание)

3. Выявление места и причины затруднения

 

Слайд 2

Для того, чтобы перейти к теме урока, я вам предлагаю выполнить следующее задание.

Хлеб - уш - ек

Хлеб -ниц – а

Хлеб -н - ый

Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите?

- Какая морфема потерялась?

Подсказка:

Я, как морфема, очень важна!
“Слова не может быть без меня!”

- Можно ли без корня понять значение слова? (нет)

Вывод: (1 секрет) Корень – значимая часть слова.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

 

Слайд 3,4

Задание: Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

 

ТКТОТРТЕТНТЬТ

     УСУЛУОУВУАУ

КОРЕНЬ

     СЛОВА

- Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове.

В своих тетрадях запишите  тему сегодняшнего урока: «Корень слова».Запишите число и тему урока

- Какова цель нашего урока?

- Составим план

План (примерный)

Дать определение корня и научиться находить его в словах

- Что мы сейчас делали? (Составляли план, планировали свою деятельность)

Личностные результаты

1. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

5. Реализация построенного проекта

 

 

Слайд 5,6,7

2. Раскрываем второй секрет!

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ.

Подсказка:

Есть у слова корень, ветви и листва,
Ствол как смысл, которым наша речь жива.

- Что общего у всех слов? Значение

- Как называются слова, каждого дерева? Однокоренные

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?

- Назовите эту морфему

- А теперь присмотритесь внимательнее: Все ли слова с этого дерева? Все ли слова являются однокоренными?

Задание: найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ПРОВОД и ВОДА.

Вывод (2 секрет): В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов. (записать)

Работа с учебником.

А теперь откроем учебники на с.     и прочитаем определение, которое предлагает нам автор учебника.

- Правильно мы сделали вывод? (Да)

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

 

 

Слайд 8

 

- А теперь, применяя данное правило, выполните следующее задание.

Я предлагаю сделать это в паре. Найдите лишнее слово и объясните.

Обучающиеся работают в парах.

ТРЕНИРОВКА Найди лишнее слово по значению. (на оборотной стороне доски выполняется заданием учеником)

Задание:  найти лишнее слово, объяснить значение)

1.      Соль, солонка, солнце

2.      Лес, лестница, лесник.

3.      Больной, больница, большой.

4.      Гора, горный, гореть.

5.      Нос, выносить, носовой

6.      Косичка, косить, покос.

ПРОВЕРКА: Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 2 секрет!

Какие слова остались? Как они называются? Назвать корни!

1. Подберите однокоренные слова к словам сад (1 вариант), груз (2 вариант)

Задание выполнятся у доски по цепочке – каждый ученик придумывает новое однокоренное слово.

2. Выполнение упражнений по учебнику 

Физкульминутка

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

 

 

Слайд 9 ,10

- Как найти корень в слове?

Задание: найдите корень слова смелый

Смелому Смелость Смельчак

Смелого Осмелеть Смельчаки

Осмелеть Смельчаки Смельчакам

- В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

- Как они называются? (однокоренные)

- Как назовём остальные слова? (формы слова)

Вывод: (3 секрет) Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты.

1. Приобретают новые знания, умения

8. Включение в систему знаний и повторение.

Домашнее задание

 

 

Слайд 11, 12,13

Работа в группе.

Заполните таблицу, подбери однокоренные слова.

Какой частью речи могут быть однокоренные слова?

Часть речи

САД

Существительное (кто?)

 

Существительное (что?)

 

Прилагательное (какой?)

 

Глагол (что делать?)

 

Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

Задание :1)теория - выбрать верное утверждение, 2) практика – выбрать букву в слове

Секреты КОРНЯ:

1. Теория: Выбери верное утверждение

1. Корень – это

А) главная значимая часть слова

Б) часть речи

В) часть предложения

2. В корне заключено

А) значение одного слова

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово

Б) подобрать однокоренные слова

В) объяснить значение слова.

4. Однокоренные слова

А) могут быть только одной частью речи

Б) могут быть только разных частей речи

В) могут быть одной частью речи, а могут относится к разным частям речи.

2. Практика: Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите правильно.

1.  На скалу набрасывались яростные во/алы. (___________)

2.  Ветер разви/евает праздничные флаги. (_______________)

3.  Я да/ою сигнал. (____________)

4.  Яков настойчиво разви/евает силу. (_________________)

5.  Я да/ою корову.

6.  У реки пасутся во/алы. (___________)

Запишем домашнее задание:

П.      Определение корня выучить наизусть. Упражнения на выбор

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в группе

Познавательные УУД

1. Делают обобщение и выводы.

2. Устанавливают причинно-следственные связи

9. Рефлексия

 

Слайд 14

 

- Давайте вернемся к цели нашего урока.

- Что мы нового узнали?

- Достигли ли цели урока?

- Зачем нам нужно изучать эту тему? (чтобы быть грамотным).

- Оцените свою работу

Личностные результаты.

1. Понимают значение знания для человека.

Регулятивные УУД

1. Оценивают свою работу, исправляют ошибки.

 


Корень слова Русский язык 5 класс

Корень слова Русский язык 5 класс

А в конце урока вы сами оцените свою работу

А в конце урока вы сами оцените свою работу

Слайд 3,4 Задание : Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете

Слайд 3,4 Задание : Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете

Слайд 8 - А теперь, применяя данное правило, выполните следующее задание

Слайд 8 - А теперь, применяя данное правило, выполните следующее задание

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2020