Урок русского языка в 5 классе
«Правописание корней с чередующимися гласными».
Дроздова Анна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала в 5 классе
Цели:
1. формирование познавательной активности учащихся, закрепление знаний по теме;
2. повторение и закрепление основных понятий, связанных с темой;
3. отработка навыков и умений правописания чередованием гласных в корне слова;
4. развитие устной и письменной речи учащихся;
5) развитие умения работать индивидуально, самостоятельно, и в группе/паре, создание ситуации успеха;
Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная, групповая.
Методы обучения: словесные (частично-поисковый, репродуктивный), практические, творческие
Используемые технологии: проблемного, развивающего обучения, ИКТ.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1 группа. Слова записаны на доске , орфограммы пропущены, вставить и объяснить( у доски работают несколько человек, по очереди выбегают)
Подобрать верно проверочное слово и объяснить:
Уд…вительно – диво, дева
М…енять – мина, замена
Л…пить – липко, лепка
Расч…щать – честь, чисто.
2 группа. Актуализация знаний. Работа на интерактивной доске.
Вставить пропущенные буквы и объяснить:
Пос…дел на скамейке – пос…дел от старости
Сл…зал сливки – сл…зал с дерева
Св…ла гнездо – св…ла пятно
3 группа. Работа в тетрадке. Работа в парах. Взаимопроверка и самопроверка.
Вставить пропущенные буквы и объяснить:
Прим…рять платье – прим…рять друзей
Острые м…чи – футбольные м…чи
II. Понимание и постановка учебной задачи.
- С каким правилом связаны все слова? ( проверяемая безударная гласная в корне слова)
Гипотеза: все ли корни можно проверить ударением? Какие еще корни бывают? (корни с чередованием)
Записываем тему урока в тетрадке и на доске: корни с чередованием.
Слова на доске, дети пытаются сами при помощи наводящих вопросов учителя ставить цели и задачи урока.
Цель: ОБОБЩИТЬ……….
Задачи: НАХОДИТЬ…………
НАУЧИТЬСЯ…………
ПОВТОРИТЬ………….
III. Повторение изученного материал
Задание: слова записаны на доске, нужно объяснить пропущенные орфограммы:
Пол…жение
Сл…гаемое
Р.. стение
Ср…щение
Выр…с
Задание с наглядным материал. Карточки с правилом разбросаны по доске, их нужно правильно соединить между собой и рассказать правило классу:
ЛАГ, ЛОЖ, РАСТ, РАЩ, РОС, А(суффикс)
Задание на интерактивной доске. Объяснить пропущенные орфограммы:
1) Изл…жите изученное подробно
2) Пол…жите ручки, сядьте ровно
3) Я предпол…гаю, что это изл…жение вы хорошо напишете
После объяснения орфограмм несколько вопросов по предложениям:
1) Найти предложение с однородными членами(№2)
2) Найти сложное предложение (№3)
3) С каким правилом связаны все слова с пропущенными орфограммами в предложениях
IV. Закрепление материала.
Лингвофизминутка. На интерактивной доске будут появляться слова с пропущенными орфограммами. Если в слове нужно писать букву О – хлопнуть перед собой, если букву А – над головой 2 раза.
Р.. сли, выр..с, отр..сль, подр..стать, р..сток, р…сти, р..сточек, р..стовщик, выр..щивать, р…стение, ср…щение.
С каким правилом связаны все эти слова?
Задание на внимательность. Составьте слово:
Из слова ВЫХОДИТЬ – ВЗЯТЬ ПРИСТАВКУ
ЗАРОСЛИ – КОРЕНЬ
СИДЕЛ – СУФФИКС
КУСТАНИКА – ОКОНЧАНИЕ
ОТВЕТ: ВЫРОСЛА.
На интерактивной доске появляются еще два слова: РАСРАСТАЕТСЯ, РОСТОК.
Задание: выполнить морфемный разбор слова(по рядам). Взаимопроверка по рядам.
VI. Итоговый контроль усвоения. Работа на интерактивной доске. Слова уже записаны. Их нужно просто перетащить в нужную колонку. Распределить слова по колонкам
В таблице колонки не подписаны, дети сами определяют вид орфограммы.
Корни с чередованием |
Проверяемая безударная гласная |
Непроверяемая гласная в корне слова |
|
|
|
Изл…гать, ур..нить, к..ридор, пол..жить, усл…жнить, в…сток, п…ртфель, пож…леть, пол…гать, р…стовщик.
VII. Рефлексия. Подведем итоги.
Продолжить предложение(я). По выбору обучающихся.
1) Я научился.,…
2) Я хотел бы….
3) Мне необходимо поработать…..
Оценивание обучающихся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.