Урок русского языка в 5 классе "Морфемика"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 5 классе "Морфемика"

Оценка 4.8
docx
26.04.2020
Урок русского языка в 5 классе "Морфемика"
ТК урока морфемика.docx

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Талдинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Морфемика»

 

 

Учитель русского языка и литературы

Шаманаева Е.А.

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Повторение по теме «Морфемика»

Тип урока: урок рефлексии

Цели:

Содержательная: повторение и закрепление материала по теме «Морфемика».

Деятельностная: формирование у учащихся умения фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления.

Задачи:

Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме;

формировать у учащихся способность к рефлексии и реализации коррекционных норм.

Воспитательные: воспитывать внимательное, бережное отношение к морфеме, слову.

Развивающие: развивать речь, мышление, воображение.

 

Планируемые результаты:

Личностные:

формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.

Предметные:

знать виды морфем, уметь применять знания морфемики в практике правописания,  уметь делить слова на морфемы, знать об отсутствии окончания в неизменяемых слова.

Метапредметные:

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, овладеть приемами отбора и систематизации учебного материала.

Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.

 

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, атрибуты игры, карточки.

Форма урока: урок-соревнование «Два корабля».


 

Технологическая карта урока

 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Мотивация

(1-2 мин.)

Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний – самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле.  Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. Наше плавание будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Посмотрим, чья команда будет действовать более слажено, от этого может зависеть, какой корабль придет первым

Сейчас мы узнаем названия наших кораблей. Кто быстрее?

 

Команды из карточек складывают слова: «Бесстрашный», «Непобедимый»

Самоопределение (Л).

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К).  Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию (Р)

II. Актуализация

(2 мин.)

 

Прочитайте эпиграф нашего урока.

                              Слово делится на части,

                              Ах, какое это счастье!

                              Может каждый грамотей

                               Делать слово из частей!         

Какова тема урока? (Морфемика)

Что такое морфемика? (раздел языкознания, изучающий морфемы).

Запишите тему урока.

 

Определяют тему урока.

Отвечают на вопросы.

Умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (К). Умение находить ответы на вопросы, используя свои знания и информацию, полученную на предыдущих уроках (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения ( Р).

III.  Целеполагание

(5 мин.)

 

      Итак, прежде чем отправиться в путь, давайте решим важную проблему: чему должны научиться за время путешествия?

     К концу нашего путешествия мы не только должны будем преодолеть бурное море, но и стать грамотеями, хорошо умеющими делить слова на морфемы.

 

Определяют цель и задачи на урок

Целеполагание (Р).

Планирование (Р).

Коррекция. (Р)

Самостоятельное формулирование цели (П).

Владение монологической и диалогической формой речи (К)

 

IV.  Включение в систему знаний и повторение

 

 

 

Конкурс «Чей корабль первым отойдет от причала?»

(Команда, ответившая на большее количество вопросов, первой уходит в море)

Задание:

- Что изучает морфемика?

- Назовите известные вам морфемы.

- Как найти окончание в слове?

Итак, в путь! Насколько наши корабли будут продвигаться вперед, зависит от того. Как команды будут выполнять задания.

Конкурс «Кто быстрее?»

Разобрать слова по составу:

I команда: матросский, привычка, снежок, подъезд;

II команда: пустынный, смолистый, придорожный, дружок.

Конкурс «Рифы»

- Вот и первый риф. Его преодолеет тот, кто правильно выполнит задание.

Задание:

Из текста выписать слова, состав которых соответствует данным схемам: корень, окончание; корень, суффикс, окончание; приставка, корень, суффикс, окончание.

            Над прудом поземка вьется,

            Тени длинные легли.

            И негреющего солнца

            Красный шар висит вдали.

                            (Вл. Приходько)

Конкурс «Капитанов»

- Капитаны, пришло время доказать. Правильным ли курсом вы ведете команду. Исключите из тройки неродственные слова.

I. Капитан: сожаление, сочувствие, жалость; жаркое, жаровня, раскаленный.

II. Капитан: ветер, вихрь, безветренный; учить, изучать, зубрить.

-Ура! Капитаны с честью выдержали испытание. Нас, очевидно, ожидает спокойное плавание правильным курсом. Но взгляните, что там вдали? Пиратский флаг! У пиратов длинные крючья. Они могут взять ваши корабли на абордаж.  Чтобы этого не случилось, нужно отбить атаку, то есть правильно ответить на все вопросы пиратов.

Конкурс «Пираты!»

I. Пират:

1. Что такое корень слова?

2. Что такое приставка?

3. Специалист по разведению садов (садовод).

4. Лес, поваленный бурей (бурелом).

5. Аппарат для помола кофе (кофемолка)

II. Пират:

  1. Что такое основа слова?
  2. Что такое суффикс?
  3. Локомотив с паровым двигателем (тепловоз).
  4. Канал для выхода дыма из трубы (дымоход).
  5. Русская народная игра-пляска.

- Мы продолжаем путь. Но что это за испытание нас ждет? Впереди снова рифы!

Конкурс «Рифы»

Привести как можно больше слов с чередованием.

- Ой-ой-ой! Корабли во время маневрирования среди рифов получили пробоины. Нужно немедленно их устранить. Для этого два самых отважных матроса из команд должны выручить свою команду, выполняя следующее задание.

 

 

Работают в группах, выполняя конкурсные задания.

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (К).

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений (П).

 

Физминутка (3 мин.)

Игра «Море волнуется»

 Включение в систему знаний и повторение

 

Конкурс «Пробоина»

Задание для матросов: подобрать как можно больше однокоренных слов к слову море. (Морской, моряк, морячка, приморский, заморский, мореход).

Задание для команды:

Пр…плясали по сн…гам         У з…снеженной реки

Снежные метели.                      В снежном п…реулке

Сн…гири сн…говикам           Звонко носятся сн...жинки,

Песню пр…свистели.               Режут снег снегурки.

-Смотрите, смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем послание. Кто правильно его расшифрует, тот продвигается вперед быстрее.

Конкурс «Справа по борту предмет!»

Шваа домакан натойдео быдепо. (Ваша команда достойна победы)

- Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия, но, чтобы пристать к берегу, нужно составить запись в судовом журнале об этом приключении.

 

Продолжают выполнять конкурсные задания.

 

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке

 (7 мин.)

 

Написание мини- сочинения о путешествии.

 

Пишут мини-сочинение. Озвучивают написанное.

Умение выражать свои мысли (К).

Рефлексия (П).

Смыслообразование (Л).

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка на основе успешности  (Л).

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л).

Домашнее задание

(2 мин.)

Подготовка к контрольному тестированию.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

Приложение

БЕС     СТРАШ    Н    ЫЙ

 

НЕ       ПОБЕД       ИМ     ЫЙ

 

 

Матросский, привычка, снежок, подъезд

 

 

Пустынный, смолистый, придорожный, дружок    

 

 

Сожаление, сочувствие, жалость;

Жаркое, жаровня, раскаленный.

 

 

Ветер, вихрь, безветренный;

учить, изучать, зубрить.

 

 

Шваа домакан натойдсо быдепо.

 

 

Шваа домакан натойдсо быдепо.


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Талдинская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Талдинская средняя общеобразовательная школа»

Тема урока: Повторение по теме «Морфемика»

Тема урока: Повторение по теме «Морфемика»

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Конкурс «Чей корабль первым отойдет от причала?» (Команда, ответившая на большее количество вопросов, первой уходит в море)

Конкурс «Чей корабль первым отойдет от причала?» (Команда, ответившая на большее количество вопросов, первой уходит в море)

Ура! Капитаны с честью выдержали испытание

Ура! Капитаны с честью выдержали испытание

Включение в систему знаний и повторение

Включение в систему знаний и повторение

Приложение БЕС СТРАШ

Приложение БЕС СТРАШ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2020