Урок русского языка в 5 классе на тему "Морфемика (повторение)"
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Урок русского языка в 5 классе на тему "Морфемика (повторение)"

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
doc
13.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Повторение темы Морфемика в 5 классе.doc

Урок русского языка в 5 классе на тему

"Морфемика (повторение)"

Цели урока: Повторить и закрепить в памяти учащихся тему "Морфемика" на примере  анализа тек­ста.

Совершенствовать умение правильно членить слово на морфемы, находить слова с чередованием в корне слова.

Повто­рить тему «Лексика», синтаксический разбор пред­ложения.

Формировать навыки работы с текстом, с тестами.

Воспитывать в учащихся добрые чувства: любовь к природе, настойчивость, трудолюбие, любознатель­ность.

 

I. Организационный момент (проверка готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих…).

 

II. Слово учителя.

- Ребята, сегодня нам предстоит встреча с замечательным человеком, благородным, настойчивым, умным, интересным рассказчиком. С кем мы встретимся, вы узнаете чуть позже. И мне бы хотелось, чтобы ум, целеустремленность, работоспособность стали и вашими качествами. А возможность проявить их вам предоставляется именно сейчас, на этом уроке. Сегодня мы повторим только что изученную большую тему «Морфемика» (Слайд 1 презентации к уроку). Мы повторим правописание корней с чередованием, значения морфем. Нам предстоит большая, но интересная работа. От­кроем тетради, запишем тему урока «Морфемика. (повторение)». Что изучает морфе­мика? Что такое морфема?

 

III. Словарная работа (слайд 2).

Профессия, маршрут, путешественник, мечта, стремиться.

- Все эти слова связаны с человеком, встреча с которым нам предстоит. С любым из этих слов составьте и запишите предложение. Можно несколько слов использовать.

 

IV. Упражнение на проверку домашнего задания. Некоторые учащиеся выполняют задания на карточке (можно подготовить задание на базе домашнего упражнения (Приложение 1)). Один ученик исправляет ошибки в предложениях, написанных на доске (Лист фанеры лижал на комнях и пенгвины на нем устроили танци. В пургу пенгвины лажатся на камни. Наконец он решился и подошол краю сколы. Остров весь каменный, ни одной тровинки не ростет.) Остальные учащиеся работают с небольшими тестами (Приложение 2, раздать заранее) на многие виды орфограмм, изученных по теме «Морфемика». (Проверка тестов и заданий на карточках – после урока)

 

V. Повторение темы «Морфемика» на базе анализа текста

- В руках я держу книгу замечательного писателя Геннадия Снегирева (слайд 3). Пред­ложения, написанные на доске, ошибки в которых мы исправили, взяты из этой книжки.

Геннадий Яковлевич Снегирёв - москвич, родился 20 марта 1933 г. Отец его погиб в сталинских лагерях, мама работала библиотекарем. Мальчик с детства узнал, что такое нужда и голод. После начальной школы учился в ремесленном училище (были тогда такие учебные заведения, где подростков обучали рабочим профессиям). Но училище закончить не пришлось: надо было зарабатывать на жизнь.

 В тринадцать лет будущий писатель начинает работать в Московском университете. Здесь ему встретился человек, заменивший отца, - учёный Лебедев Владимир Дмитриевич.

Вместе - учитель и ученик - лечили рыб, делали раскопки на Чудском озере, изучали рыбьи кости и чешую (оказывается, по чешуе, как по срезу дерева, можно определить, сколько лет рыбе). Однажды в отсутствие учителя ученик впервые вывел в аквариуме дальневосточную кре­ветку и амурскую рыбку бычка. Здесь, в университете, Г. Снегирёв начал заниматься боксом (мальчишкам надо уметь постоять за себя) и, хотя был худым, даже тощим, небольшого роста, стал чемпионом Москвы среди юношей наилегчайшего веса. Но, видимо, сказались недоедание и большие физические нагрузки - в шестнадцать лет у него обнаружился порок сердца. Врачи сказали: лежать. Лежал год, потом решил: лучше пойти в ледовое плаванье, куда мало кто шёл, и направился с экспеди­цией зимой 1951/52 г. из Владивостока к берегам Чукотки. Ученые изучали глубоководных рыб Охот­ского и Берингова морей. Из экспедиции юный исследователь вернулся здоровым. Теперь его заинтере­совали бобры. Целый год он ловил этих удивительных зверьков в глухих болотах Белоруссии и в товар­ных вагонах перевозил их для расселения на приток Иртыша, реку Назым. Наблюдал, как они расселя­ются, живут, и позже описал в цикле рассказов «Бобровая хатка», «Бобровый сторож», «Бобрёнок». В 1964 г. вместе со своим учителем, теперь уже профессором Лебедевым, Снегирёв отбыл в необыкновенную экспедицию - на спасательной шлюпке, без мотора, под парусом, без запаса продуктов, имея при себе лишь соль, сахар, спиннинг для ловли рыбы и карабин для охоты. Путешественники за два ле­та проделали экспериментальный рейс на выживание по сибирской реке Лене.

Экспериментаторы не только выживали, но и изучали экологические изменения Якутской тайги и ре­ки Лены. Об этом путешествии была позже написана книга «На холодной реке». Потом было ещё много путешествий, смена профессий (Снегирев был и погонщиком оленей на Чукотке, и егерем в за­поведнике).

(Слайд 4) Но делом жизни стали книги, которые родились из устных рассказов своим друзьям и товарищам по спортивной секции. Книги эти поразительны, исполнены удивления и восхищения увиденным в много­численных путешествиях.  Они пользуются неизменным успехом и много раз переиздавались.

 

- Ребята, а как бы вы назвали такого человека? Придумайте слова, которыми бы можно было назвать Геннадия Снегирева. Для этого я предлагаю использовать такие суффиксы: -тель, -ец, -ик, -ист (слайд 5). Что они обозначают? (Названия профессий, лиц по роду их занятий). (Писатель, мечтатель, борец, полярник, нату­ралист).

- Перед вами отрывок из рассказа Г. Снегирева (Приложение 3, заранее раздать каждому ученику). Давайте прочитаем его (слайд 6):

 

Весной в горах лежит белый-пребелый сверкаю­щий снег. И солнце здесь горит ярче, чем вн...зу  в д...лине, где уже пр...билась первая р.. .стительность.

Ч...рный ворон молча обл...тает горы. Д...леко слышен ш...рох его крыльев, даже говорливый горный ручей не может их приглушить. Медленно кружит ворон летит от одной в...ршины к другой. Внезапно раздае...ся глухой шум падающей снежной лавины. Справа нав...рху в...днеются облака снеговой пыли.

                                                                                                               (По Г. Снегиреву)

 

- Ребята, докажите, что это текст. Какие средства связи между предложениями используются в этом тексте? К какому стилю и к какому типу речи отнесем мы этот отрывок? Определи­те основную мысль отрывка и озаглавьте текст.

- Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить графически право­писание. (Ученики работают с напечатанным для каждого тек­стом. Один ученик вслух комментирует свою работу. По мере выполнения на экране в презентации последовательно меняются слайды с 7 по 20.)

- Какие эпитеты использует автор, описывая красоту снега в горах. Найдем их (белый-пребелый, сверкающий) (слайд 21). Подберите синонимы к слову «сверкающий» (искрящийся, пере­ливающийся, блестящий). А теперь подберем антонимы (тусклый, матовый).

- Ребята, как вы думаете: слово «горит» (слайд 22) однозначное или многозначное?   (Многозначное.) Что оно означает? (Ответы детей.) (Слайд 23, по щелчку появляются разные значения) Горит – охватывается пламенем, горит – ярко светит, горит на работе – быстро и хо­рошо работает.) В нашем тексте это слово в каком значении употреблено?

- А в каком значении употребил автор слово «говорливый»? (Сайд 24) (В переносном. Значит, «бур­лящий, шумный».)                                                                                                               

- Сделаем синтаксический разбор последнего предложения (слайд 25 как фон).

- Следующее задание: в рабочей тетради сделать морфемный разбор слов «облетает», «горный», «приглушить», «наверху». Найдите еще в тексте слова без окончания.

- Найдите в тексте однокоренные слова и формы слов в горах, облетает, наверху, приглушить (слайд 26) (В целях экономии времени дети по-прежнему работают с напечатанным материалом, пишут прямо на листе). (Однокоренные: в горах, горный; снег, снежной, снеговой; облетает, летит; наверху, от вершины; приглушить, глухой. Фор­мы слова: в горах, горы.) Почему к однокоренным словам вы не отнесли слово «горит»? На  листе с текстом к напечатанным словам снег, внизу, молча, не может, приглушить, кружит, вершины, глухой, облака,  взятыми из этого текста, самостоятельно напи­шите слова с чередованием согласных в корне слова (снег – снежный, внизу – ниже, молча – умолк, не может – не могу, приглушить – глухой, кружит – круги, вершины – верх, глухой глуше, облака – облачный). (Проверка.)

- А теперь поиграем в игру «Составь слово» (слайд 27). От слова «пингвиненок» нужно взять корень, от слова «слониха» - суффикс, от слова «стремилась» - окончание. Какое слово у нас получится?.. Верно - «пингвиниха» (слайд 28). Вот так слово! Нет такого слова в словарях. А Геннадий Снегирев именно так придумывал слова. Это его слово. Понятно, что оно обозначает? (Да, самку пингвина).

- Смотрите, какие еще слова придумал Снегирев (слайд 28 по щелчку): «рябчата», «рябчиха», «чайчата», «чайчонок», «сорочата», «чомгоята». Все эти слова взяты из очерков Г. Снегирева «Рябчата», «Остров се­ребристых чаек», «Птенцы сороки», «Чомгоята». Что они обозначают? Что помогло пи­сателю придумать эти слова? (Суффиксы.) (Слайд 29) Какое значение имеют эти суффиксы? Попро­буйте свои необычные слова придумать с помощью этих суффиксов. (Ответы учащихся) Ребята, так имеет право составлять слова только признанный писатель. А мы с вами сейчас просто играли.

- Итак, какой важный раздел языка мы повторили на уроке? (Морфемика.) Верно. И помогла нам сделать это встреча с интересным человеком. О ком мы узнали на уроке? (О Геннадии Сне­гиреве.) (Слайд 30)

- Писатель Константин Георгиевич Паустовский писал о нем: «Многие рассказы Снегирёва ближе к поэзии, чем к прозе, - к поэзии чистой, лаконичной и заражающей читателя любовью к родной стране и природе во всех её проявлениях – и малых, и больших».

- Ребята, к большому сожалению, этот неутомимый путешественник, потрясающий знаток зверей и птиц в 2004 году умер. Но для нас он навсегда оста­нется жить, он будет жить в своих книгах. На память об этом писателе я вам сейчас раздам 4 небольших рассказа: «Маленькое чудовище», «Бобренок», «Белек» и «Отважный пингвиненок» (Приложение 4). Я думаю, они  вам понравятся и вы захотите прочесть другие его произведения. От души желаю этого.

 

VI. Задание на дом:

Прочитать эти рассказы и выписать из любого из них 10 слов с чередованием гласных и со­гласных в  корне слова, выделяя корень и подчеркивая чередующиеся гласные и согласные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

Ц…нга, куц…й, у овц…, акац…я, ц..плята, ц…ркуль, секц…я, ц…ган, синиц…н, у гостиниц…, у ящериц…

 

Приложение 2. Тест (напечатать и разрезать).

 

I. Буква а пишется:

 

1.  р…стение

2.  р…сла

3.  пол…гать

4.   р…стет

5.   пол…жение

6.   изл…жение

7.   выр…сли

8.   прил…гать

 

II. Буква о пишется:

 

1.   выр…стать

2.   ш…пот

3.   прил…жение

4.   изл…гать

5.   ш…рох

6.    ш…в

7.   ш…лк

8.   подр…сли

I. Буква а пишется:

 

1.  р…стение

2.  р…сла

3.  пол…гать

4.  р…стет

5.   пол…жение

6.   изл…жение

7.   выр…сли

8.   прил…гать

 

II. Буква о пишется:

 

1.   выр…стать

2.   ш…пот

3.   прил…жение

4.   изл…гать

5.   ш…рох

6.    ш…в

7.   ш…лк

8.   подр…сли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

       Весной в горах лежит белый-пребелый сверкающий снег. И солнце здесь горит ярче, чем вн…зу в д…лине, где уже пр…билась первая р…стительность.                                                                                  

       Ч…рный ворон молча обл…тает горы. Д…леко  слышен ш…рох его крыльев, даже говорливый горный ручей не может их приглушить. Медленно кружит ворон летит от одной в…ршины к другой. Внезапно раздае…ся глухой шум па­дающей снежной лавины. Справа нав…рху в…днеются  облака снеговой пыли.

 

                                                              (По Г. Снегиреву)

 

В горах -                                         Снег –                                    

Снег -                                               Внизу –

Облетает -                                    Не может –

Наверху -                                        Приглушить

Приглушить -                               Кружит

                                                        Вершины –

                                                        Глухой –

                                                        Облака –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

 

Геннадий Снегирев

Маленькое чудовище

 

Наш корабль шел в Анадырском заливе.    Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали, ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжелые льды не давали ему разбушеваться. Корабль пробирался льдинами между малым ходом. Скоро начнутся ледяные поля. Капитан вел корабль осторожно, чтобы не врезаться в льды. Вдруг, я слышу, что-то как плеснет у самого борта, даже  корабль  на  волне  качнуло.  Смотрю — какое-то

Картинка 6 из 36

чудовище за бортом. То отплывет, то приблизится и тяжко-тяжко вздыхает. Исчезло, появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы, вода от его всплесков зеленым светом горит. Кит! А какой — никак не разберу. Всю ночь за кораблем плыл и вздыхал.

А на рассвете разглядел я его: голова тупая, как кувалда, длинная — ни у одного зверя такой нет, глаза крошечные, а ноздря всего одна. Из воды ее высунет, фонтан пара выпустит, вздох­нет тяжело и опять уйдет под воду. Это молодой кашалот. Тут проснулся капитан, вышел на палубу.

Я спросил у него:

— Что это он плывет за нами?

— Да, верно, принял наше судно за кита. Молодой еще, молоко на губах не обсохло. И, видно, отстал от матери, от своего стада. Все кашалоты, как только начинаются осенние штормы, уходят к экватору.

Пока капитан рассказывал, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонта его еще долго был виден между льдами, потом исчез.

— Экватор пошел искать, — сказал капитан.

Тут даже и я вздохнул: найдет ли это маленькое чудовище свою маму?

 

 

Бобренок

 

Весной снег быстро растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку.

Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода по­добралась еще выше, и пришлось бобрятам расплывать­ся в разные стороны.

Самый маленький бобренок выбился из сил и стал то­нуть.

Я заметил его и вытащил из воды. Думал, водяная кры­_ж, а потом вижу — хвост лопаточкой, и догадался, что это бобренок.

Дома он долго чистился и сушился, потом нашел веник за печкой, уселся на задние лапки, пе­редними взял прутик от веника и стал его грызть.

После еды бобренок собрал все палочки и листики, подгреб их под себя и уснул. Послушал я, как бобренок во сне сопит. «Вот, — думаю, — какой спокойный зверек — можно его одного оставить, ничего не случиться!» Запер бобренка в избе и пошел в лес.

Всю ночь я бродил по лесу с ружьем, а утром вернулся домой, открыл дверь и… Что же это такое? Как будто я в столярную мастерскую попал!

По всему полу белые стружки валяются, а у стола ножка тонкая-тонкая: бобренок ее со всех сторон подгрыз. А сам спрятался за печку.

За ночь вода спала. Посадил я бобренка в мешок и поскорее отнес к реке. С тех пор как встречу в лесу поваленное бобрами дерево, так сразу подумаю про бобренка, ко­торый подгрыз мой стол.

 

 

Белек

 

Куда ни глянешь, вокруг одни льдины. Белые, зеленоватые, блестящие на солнце. Я стал вгля­дываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. И вдруг я увидел два черных глаза. Они смотрели на меня прямо со льдины, медленно проплывавшей мимо. — Стой! Стой! Кто-то за бортом! — закричал я. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине.

Льдина была покрыта искрящимся снегом. И на льду, как на одеяле, лежал белек — детеныш  тюленя.  Тюлени

оставляют своих малышей на льду, и только утром приплывает к бельку мать, покормить молоком и опять уп­лывает, а он весь день лежит на льдине, весь белый, мяг­кий, как плюшевый. И если бы не большие черные глаза, я его не заметил бы.

Положили белька на палубу и поплыли дальше.

Я принес ему бутылочку молока, но белек пить не стал, а пополз к борту. Я оттащил его об­ратно, и вдруг из его глаз покатилась сначала одна слеза, потом вторая и так и посыпались градом. Белек молча плакал. Матросы зашумели и сказали, что надо скорее положить его на ту льдину. Пошли к капитану. Капитан поворчал-поворчал, но все же развернул корабль. Льды еще не сомкнулись, и по водяной дорожке мы пришли на старое место. Там белька снова по­ложили на снежное одеяло, только на другую льдину. Он почти перестал плакать. Наш ко­рабль поплыл дальше.

 

 

Отважный пингвиненок.

 

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него еще только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошел к краю скалы. Маленький голый пингвиненок стоял на высоте трехэтажного дома. Его сносил ветер.

 

 

От страха пингвиненок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивленно посмотрел на море.

Это был отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.

 

 

 

 

    

скачать по прямой ссылке