Подготовила: Шевчук А.П.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №1»
г. Братска Иркутской обл.
Урок русского языка в 5 классе по теме
Обобщающие слова
при однородных членах предложения
Найти «четвёртое лишнее слово» в каждой группе:
1. Дуб, берёза, дерево, липа
2. Стол, стул, мебель, шкаф
3. Зима, весна, лето, время года
1. Дуб, берёза, дерево, липа
2. Стол, стул, мебель, шкаф
3. Зима, весна, лето, время года
На поляне росли колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики
Повторение сведений об однородных членах предложения
Повторение
Вот перед нами ряд
однородных членов:
колокольчики, васильки, ромашки, незабудки, одуванчики.
Как можно назвать
все эти слова
одним словом?
Слово цветы вмещает в себя и колокольчики, и васильки, и ромашки, и незабудки, и одуванчики. Это слово – как будто общий домик для всех остальных слов .
Внимание! Такой общий домик для однородных членов называется по-научному обобщающим словом. Оно действительно обобщает, вмещая в себя все остальные слова.
Цели урока:
Узнать,
Научиться…
Правильно расставлять
что такое обобщающие слова, какова их роль в речи
находить обобщающие слова
знаки препинания при однородных членах и обобщающих словах
1. Дуб, берёза, дерево, липа
2. Стол, стул, мебель, шкаф
3. Зима, весна, лето, время года
Как мы назовем слова, которые мы посчитали «лишними» ?
Посмотрите на ряды однородных членов и найдите
Береза
Клен
Осина
Дерево
Тапочки
Ботинки
Валенки
Обувь
Одежда
Платье
Рубашка
Джинсы
Куртка
Самое интересное, что существуют коротенькие обобщающие слова, которые вмещают в себя самое большое количество однородных членов. Это слова-наречия и местоимения:
ВСЕ, ВСЁ, ВСЮДУ, ВСЕГДА, ВЕЗДЕ, ПОВСЮДУ, НИКТО, НИЧТО.
Возьми на заметку.
А теперь наша задача - узнать , какие знаки препинания ставятся в предложениях с однородными членами при обобщающих словах. Перед вами задача: провести исследование и сделать заключение о знаках препинания при обобщающих словах по отношению к однородным членам, их местоположению.
Всё залито солнцем: лес, поле и цветущий луг.
В саду, в доме, на улице – всюду чувствовался запах черемухи.
Проблема, исследование
- А помните, что происходило в сказке о Мойдодыре?
«Утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за утюгами, кочерга за кушаком – всё вертится, и кружится, и несётся кувырком».
Работа в парах.
.
Прочитайте предложения. Вставьте пропущенные знаки препинания. Укажите, какими членами предложения являются однородные члены и обобщающие слова.
1. На фабриках, на заводах везде происходили митинги.
2. И лицо и походка и взгляд всё изменилось в Наташе.
3. Егорушка отдыхал на берегу реки лежал на спине, нежился на солнышке, брызгался, кувыркался, плавал.
4. Белка собрала грибы маслята и подберёзовики.
1. На фабриках, на заводах - везде происходили митинги.
2. И лицо и походка и взгляд - всё изменилось в Наташе.
3. Егорушка отдыхал на берегу реки : лежал на спине, нежился на солнышке, брызгался, кувыркался, плавал.
4. Белка собрала грибы: маслята и подберёзовики .
Проверим!
Рефлексия. Итог урока.
- Какая была тема урока?
- Что нового вы узнали на уроке?
/сегодня я узнал…/
- Чему научились?
/ я научился… /
- Что такое обобщающее слово?
Каким членом предложения является
обобщающее слово?
Расскажите о знаках препинания при
обобщающих словах.
Домашнее задание:
1. выучить правило о знаках препинания при обобщающем слове
2. выполнить письменно упр. 216
3. придумать предложения с обобщающими словами везде,
писатели.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.