Урок в 5 классе на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений."
Конспект урока.
Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений.
Цель: формировать навык распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.
Задачи урока через планируемые результаты:
Личностные:
Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
Создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.
Предметные:
Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.
Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.
Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Метапредметные:
Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.
Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.
Извлекать нужную информацию.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Основные методы обучения:
Проблемное изложение
Частично-поисковый
Словесный
Самоконтроль
Наглядно-вербальный
Диалогический
Творческий
Оборудование: компьютер, проектор, текстовые задания, материал для домашней работы, плакаты, фломастеры, клей, листочки для записи предложений и сюжетные картинки для оформления.
Ход урока:
1 этап. Организационный.
Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.
Учитель показывает детям стеклянный шар и просит передать его друг другу так, чтобы в конце он вернулся к учителю.
Учитель: Передайте, пожалуйста, стеклянный шар друг другу. Передавайте его осторожно и бережно, он очень хрупкий. Мы на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу, и к словам, которые будем произносить
2 этап. Актуализация знаний. Вызов.
Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете?
1)Учитель раздаёт текст ученикам.
2)Ученики пробуют прочитать текст.
3)Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)
4) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или .
Учитель: Помогите мне сформулировать тему.
Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске. «Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения».
Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены, верно)
Я посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?
Какие бывают предложения по цели высказывания?
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?
Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет нам справиться с поставленной задачей.
Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели и разместим их на «дереве целей».
Дети предлагают цели:
- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?
- чем эти предложения между собой отличаются?
- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!
- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.
Ученики размещают на «дереве целей» свои жёлтые осенние листочки, которые символизируют цель урока.
3 этап. Реализация. Получение новой информации.
Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.
Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст и расставить значки, на карточке.
V- знал(а)
+ - новое для меня
- - думал(а) иначе
? – осталось непонятным
Работа с текстом после прочтения:
Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)
Какая информация была новой? +
А о чём вы думали иначе?
Что осталось непонятным?
4 этап. Физкультминутка
5 этап. Закрепление полученной информации.
Учитель: Давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения. ( Ученикам выдаются тексты для самопроверки) Проверьте, правильно ли Вы расставили знаки препинания в тексте. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.
Учитель:
Прочитайте выразительно текст.
О чём этот текст? Почему важно знать как правильно себя вести на дороге?
Вы уже знаете и соблюдаете правила дорожного движения, но вот первоклассники они не всегда внимательны на дороге. Какие бы вы им дали советы и предложения?
Закрепление новой информации будет происходить через создание творческой работы.
Учитель:
Свои советы и предложения, как надо соблюдать правила дорожного движения, оформите в виде рекламного плаката, где вы будете использовать разные предложения по цели высказывания.
Творческое задание.
Ребята делятся на 3 группы.
Каждая группа получает большой лист для выполнения рекламного плаката, фломастеры, клей, листочки для записи предложений и сюжетные картинки для оформления рекламного плаката своей группы.
После выполнения данной работы группа показывает свою работу и объясняет, почему они здесь использовали разные по цели высказывания предложения, ребята сами определяют, кто будет отвечать и в какой последовательности, но отвечают все.
Учитель говорит детям, что завтра они смогут отнести свои рекламные плакаты в начальные классы.
6 этап. Домашнее задание.
Дифференцированное задание:
1) Упр.205 (закончить предложение) Упражнение №1 должны выполнить все.
А упражнение №2 и №3 выполняем по выбору.
2) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
3) Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)
7 этап. Подведение итогов
Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы обсудить на последующих уроках.
8 этап. Оценивание
Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.
Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка.
9 этап. Рефлексия.
Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?
Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.
Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.
В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.
Способ реализации:
Формулировка цели урока |
+
|
_
|
? |
|
1.
|
|
|
|
1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому. |
2.
|
|
|
|
2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь. |
3.
|
|
|
|
3. Для полного понимания мне нужно повторить тему. |
4. |
|
|
|
4. Я ничего не понял. Мне необходимо поработать по этой теме. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.