Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"
Оценка 4.6

Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
17.09.2020
Урок русского языка в 5 классе "Виды предложений по цели высказывания"
Материал урока будет в помощь начинающему учителю.
Виды предложений по цели высказывания.doc

 

 

 

Урок в 5 классе на тему: "Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений."

 

Конспект урока.

Тема: Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложений.

 Цель:  формировать навык  распознавания предложений по цели высказывания и использовать их с учетом речевой ситуации.

Задачи урока через планируемые результаты:

Личностные:

Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.

Создание  условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.

формирование сознательного отношения к собственной безопасности и здоровью.

 Предметные:

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, вопросительных и побудительных предложений.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.

Метапредметные:

Регулятивные: Формировать умение формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать.

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные:

Формировать умение работать с разными видами предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске: побудительные, вопросительные и повествовательные.

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять с учётом решаемых задач.

Извлекать нужную информацию.

 

 

 

 

Тип урока: Урок формирования умений и навыков.

Основные методы обучения:

Проблемное изложение

Частично-поисковый

Словесный

Самоконтроль

Наглядно-вербальный

Диалогический

Творческий

Оборудование: компьютер, проектор, текстовые задания, материал для домашней работы,  плакаты, фломастеры, клей, листочки для записи предложений и  сюжетные картинки для оформления.        

 Ход урока: 

1 этап. Организационный.

Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности понимания в сотрудничестве.

Учитель показывает детям стеклянный шар и просит передать его друг другу так, чтобы в конце он вернулся к учителю.

 

Учитель: Передайте, пожалуйста, стеклянный шар друг другу. Передавайте его осторожно и бережно, он очень хрупкий. Мы на уроке будем тоже очень внимательны, бережны и друг к другу,  и к словам, которые будем произносить

 2 этап.  Актуализация знаний. Вызов.

 

Учитель: Ребята! Мне передали для Вас текст, который мы должны будем прочитать на уроке. Но я никак не могу понять и разобраться в этом тексте. Может быть, Вы мне поможете?

 

1)Учитель раздаёт текст  ученикам.

2)Ученики пробуют прочитать текст.

3)Что мешает вам прочитать и понять текст? (Нет знаков препинания в конце предложения)

4) А какие знаки препинания вы ставите в конце предложения? Знаете ли вы почему в конце одних предложений ставится ! или ? или .

 

Учитель: Помогите мне  сформулировать тему.

 

Ученики формулируют тему. Тему записываем на доске. «Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения».

 

 

Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений. (Учитель проходит по рядам и отмечает, что не все знаки расставлены, верно)

 

 Я  посмотрела, что вам не удалось правильно расставить все знаки препинания в конце предложений. Давайте подумаем, что нужно знать и уметь, чтобы выполнить это задание?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Какие знаки препинания ставятся в конце предложения и почему?

 

Попробуем вместе сформулировать цель урока, достижение которой поможет  нам справиться с поставленной задачей.

 

Сформулируйте цели, которые вы ставите перед собой на этом уроке. Цели запишите. Давайте озвучим цели  и разместим их на  «дереве целей».

 

Дети предлагают цели:

 

- узнать, почему предложения делятся на предложения по цели высказывания?

 

- чем эти предложения между собой отличаются?

 

- почему иногда в конце предложения ставится такой знак ?!

 

- правильно ставить знаки препинания в конце предложения.

 

Ученики размещают на «дереве целей» свои  жёлтые осенние листочки, которые символизируют цель урока.

 

  3 этап. Реализация. Получение новой информации.

Получение новой информации происходит из текста, предложенного ученикам.

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать текст и расставить значки, на карточке.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

  Работа с текстом после прочтения:

Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

Какая информация была новой? +

А о чём вы думали иначе?

Что осталось непонятным?

4 этап. Физкультминутка

5 этап. Закрепление полученной информации.

 Учитель: Давайте вновь обратимся к тексту, который мы читали в самом начале урока. Попробуйте ещё раз выполнить задание и расставить знаки препинания в конце каждого предложения. ( Ученикам выдаются тексты для самопроверки) Проверьте, правильно ли Вы расставили знаки препинания в тексте. Прокомментируйте, почему именно этот знак вы поставили в конце предложения.

Учитель:

Прочитайте выразительно текст.

О чём этот текст? Почему важно знать как правильно себя вести на дороге?

Вы уже знаете и соблюдаете правила дорожного движения, но вот первоклассники они не всегда внимательны на дороге. Какие бы вы им дали советы и предложения?

 

Закрепление новой информации будет происходить через создание творческой работы.

Учитель:

Свои советы и предложения, как надо соблюдать правила дорожного движения, оформите в виде рекламного плаката, где вы будете использовать разные предложения по цели высказывания.

 

Творческое задание.

Ребята делятся на 3 группы.

Каждая группа получает большой лист для выполнения рекламного плаката, фломастеры, клей, листочки для записи предложений и  сюжетные картинки для оформления рекламного плаката своей группы.

После выполнения данной работы  группа показывает свою работу и объясняет, почему они здесь использовали разные по цели высказывания предложения, ребята сами определяют, кто будет отвечать и в какой последовательности, но отвечают все.

Учитель говорит детям, что завтра они смогут отнести свои рекламные плакаты в начальные классы.

 

6 этап. Домашнее задание.

 

Дифференцированное задание:

1) Упр.205 (закончить предложение) Упражнение №1 должны выполнить все.

А упражнение №2 и №3 выполняем по выбору.

2) Подобрать из художественного текста (не менее 6 предложений) разные виды предложений по цели высказывания. Вы можете использовать произведение А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3) Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если ты заблудился. (В вашем тексте-письме должно быть не менее 6 предложений)

 

7 этап. Подведение итогов

Ученики определяют, что они узнали на уроке, какие вопросы им хотелось бы  обсудить на последующих уроках.

 

8 этап. Оценивание

Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает  наиболее активных учащихся.    

Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам, самооценка.     

 

9 этап. Рефлексия.

 

Каждый ученик индивидуально работает с листом рефлексии, где он формулировал цель, если цель достигли, то ставим +, если нет - ставим -, если остались вопросы- ставим ?

Те ученики, которые цели формулировали у «дерева целей», выходят и рассказывают, что они узнали по данному вопросу, который они формулировали как цель. Снимаем «листочек-цель» с дерева.

Задача учителя: осуществить рефлексию учащимися собственной деятельности и провести необходимую коррекцию.

В конце урока ученики заполняют индивидуальный рефлексивный лист и сдают его учителю.

Способ реализации:

 

Формулировка цели урока

+

 

_

 

?

 

1.

 

 

 

 

1. Всё понял, могу этот материал объяснить другому.

2.

 

 

 

 

2. Я сам всё понял, но объяснить другому не берусь.

3.

 

 

 

 

3. Для полного понимания мне нужно повторить тему.

4.

 

 

 

4. Я ничего не понял. Мне необходимо поработать по этой теме.

        

 

 

 

 


Урок в 5 классе на тему: "Виды предложений по цели высказывания

Урок в 5 классе на тему: "Виды предложений по цели высказывания

Тип урока: Урок формирования умений и навыков

Тип урока: Урок формирования умений и навыков

Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений

Расставьте по мере возможности знаки препинания в конце предложений

Физкультминутка 5 этап. Закрепление полученной информации

Физкультминутка 5 этап. Закрепление полученной информации

Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если ты заблудился

Написать письмо другу, в котором вы расскажите как надо вести себя в лесу, если ты заблудился
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.09.2020