Урок русского языка в 6 классе "Глагол и его роль в речи"
Оценка 4.8

Урок русского языка в 6 классе "Глагол и его роль в речи"

Оценка 4.8
doc
19.07.2021
Урок русского языка в 6 классе "Глагол и его роль в речи"
УРОК в 6 классе. Глагол и его роль в речи.doc

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

 

Русского языка в 6 классе

Для учителей МО

МОУ СОШ № 83

 

 

«ГЛАГОЛ И ЕГО РОЛЬ В РЕЧИ».

 

 

 

 

 

          Учитель

Городничева Л.М.

 

 

Тема урока: Глагол и его роль в речи.

 

Тип урока: урок «открытия « новых» знаний

 

Цель урока: Помочь учащимся узнать возможности глагола и научиться употреблять его в речи, сделать «своим».

Планируемые результаты:

Предметные: развивать умения правильно  писать и употреблять глаголы  в устной и письменной речи.

Личностные: развивать умения высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, частотно использовать глаголы.

Метапредметные: воспитывать любовь к родному языку, стремление к знаниям.

Образовательные технологии: творческие, групповые, личностно-ориентированные, технологии педагогической поддержки.

 

                - Урок начинаю сразу с вопроса. Обращаю ваше внимание на строчки из стихотворения поэтессы Л.Татьяничевой.

Он энергичен, многолик,

Он действовать привык.

Л.Татьяничева

 

                - Кто или что это он? О какой единице языка идет речь? (открываю)

                - А как вы догадались?

Обозначает действие. Отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».

                - Да, это глагол. И наш язык чрезвычайно богат глаголами. Если 40% всех слов составляют имена существительные, то 35% - глаголы. Именно поэтому В.И.Даль, большой знаток русских слов, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», утверждал:

Глагол – это речь человека, разумный говор – язык.

Разумный – логичный, целесообразный, построенный на разуме.

А вот и сам глагол признается:

Что без меня предметы?

Лишь названья.

Но я приду – все в действие придет…

 

Итак, мы определили грамматическую тему нашего урока.

                - О какой части речи будем говорить? – О глаголе.

                - А сейчас я обращаю вас к стихотворению известного русского поэта I половины 19 века В.А.Жуковского. Постарайтесь представить картину, словесно нарисованную автором. Вам случалось видеть что-нибудь подобное или переживать подобное? Какое настроение передает поэт?

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

«Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!».

 

                - Какое настроение передает автор? – Радость, восхищение, счастье.

                - Почему? – Весна пришла. Поэт описал наступление весны и связанные с нею настроения. Жаворонок – вестник весны.

Да, самое счастливое время жизни – детство. Самое счастливое время года – весна.

                - Вот вы определили и речеведческую тему нашего урока – Приход весны.

                - Сколько строк в стихотворении? – 8 строк. А сколько глаголов? – 6.

Почти в каждой строчке! Нетрудно понять, какую роль играет глагол в этом стихотворении. Глагол здесь является главным смысловым и структурным центром высказывания. Как замечательно показана здесь последовательность действий, их сменяемость, словно ты видишь идущие один за другим кадры кинофильма.

                - О глаголе у нас пойдет сегодня речь. Но не просто о глаголе, а о его энергичности, многоликости, чудодейственной силе. Наша задача – узнать возможности глагола и научиться употреблять их в речи, сделать «своими».

                - Что же умеет делать глагол? Хотите узнать? (Обозначать действие)

Так вот, глагол – самая живая часть речи. Его невозможно представить неподвижным. Он все время что-то делает.

                - Найдите в стихотворении Жуковского глагол, который обозначает не только обычное действие, но и его движение.

Весна пришла.

                - Мне почему-то не хочется задать вопрос: что пришла? Я думаю, что такое чувство у многих присутствующих. Или я разучилась распознавать одушевленные и неодушевленные предметы? Кто мне поможет?

(Глагол употребляется в переносном значении – олицетворение).

                - Для чего поэт использует олицетворение? – Чтобы оживить картину, заставить ее жить, приблизить к читателю.

Вывод: Глаголы – благодатный материал для создания образных, эмоциональных, точных и красивых картин природы, особенно стихотворных. Вспомните:

Уж тает снег, бегут ручьи.

В окно повеяло весною…

-----------------------------------------------------------------

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят…

-----------------------------------------------------------------

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы…

----------------------------------------------------------------

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом,

Опять весна душистая

Повеяла теплом.

 

                - Весна пришла – это глагол, обозначающий «движение» весны. А как может двигаться человек? Какие глаголы русского языка называют это действие? (Записываем в н.ф.)

Идти, бежать, брести, мчаться, нестись, шагать, тащиться (разг.), семенить, ползти (разг.), шествовать, лететь (разг.).

                Более 10 глаголов с разными оттенками лексических значений! Вот как работает глагол!

                - «На дворе весна. И еще совсем недавно по дорогам бежали ручейки талой воды». – Как может двигаться ручей? Тем более, если он весенний, только родившийся после таяния снега.

Задача: Вставить подходящие по смыслу глаголы движения в данный текст.

Течет – бежит – скатывается вниз – льется – сливается – струится – низвергается (падает в пропасть).

Вывод: Здесь 7 глаголов движения! Они создают стремительную, динамичную картину радостного рождения чуда природы – весеннего ручейка – и его бега. Сколько силы, энергии в этих глаголах!

(Слова Л.Н.Толстого)

Вы сейчас пополнили свой словарный запас глаголами движения. А я вам уже спешу задать новый вопрос, не скрою, трудный, но надеюсь получить на него ответ.

                - Скажите, каким бесценным даром среди всех живущих на земле существ наделен человек? - (Даром речи).

И человеческий гений создал огромное количество глаголов, обозначающих речь, мысль. А знаете ли вы, что когда-то глаголом называли всякое слово.

У Пушкина есть: «Глаголом жги сердца людей». Известно, что в прозе Пушкина каждое третье слово – глагол, а в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» - более 100 глаголов, называющих нашу речь.

                - Давайте мы последуем примеру классиков и пополним свой лексический багаж глаголами речи. А поработает за нас сказка. Да, да, вы не ослышались, именно произведение устного народного творчества, т.к. глагол своими корнями ближе к народной речи и часто употребляется в диалогах и в предложениях с прямой речью.

Читаю сказку.

                - Я думаю, вы без особого труда выпишите глаголы речи. Каково их лексическое значение?

Говорит – молвила – резко бросила – потолкую – договорюсь – зовет – крикнула.

1.      Говорить – словесно выражать свои мысли.

2.      Молвить – сказать, вымолвить (устар.).

3.      Бросить (перен.) – произнести вскользь, мимоходом.

4.      Потолковать (разг.) – поговорить, побеседовать о делах.

5.      Договориться – прийти к соглашению.

6.      Звать – голосом просить приблизиться.

7.      Крикнуть – громко, резко сказать, бранить кого-то.

Ответить.

- А сейчас вопрос, трудный, но интересный: Какие глаголы из сказки, помимо своей основной функции речи, подчеркивают и характер героев?

Весна – молвила (добрая, ласковая, почтительная).

Зима – крикнула (громко, резко, с бранью, в ярости, скорее всего злая, сварливая). Об этом и другие глаголы говорят: Злится зима.

                - А теперь продолжим ряд глаголов речи (беседовать, разговаривать, болтать, произносить, шептать, мямлить (разг.), воскликнуть, лепетать, повторить, прибавить, сообщить, возражать, намекать, переспросить, спросить). 15 глаголов.

Лепетать – невнятно, неразборчиво говорить – метафорический глагол. Невнятно и нежно лепечут дети.

Вывод: Убедились, что глагол – труженик? Как он богат и привлекателен в общении!

                - Ну что, идем дальше?! Устали? Давайте поменяем обстановку. Я вас «поведу» в весенний лес. Хотите? Сейчас мы послушаем лесной оркестр писателя В.Бианки. Здесь есть, что услышать, чему поучиться. (Читаем)

Вывод: Каким удивительным даром владеет автор – различать голоса пернатых, животных, насекомых. И нас учит.

                - Что передают эти глаголы, что они обозначают? – Это глаголы «звучания».

Мы слышим, как:

соловьи, зяблики поют

жуки и кузнечики скрипят

дятлы барабанят

иволги свистят

лисица лает

косуля кашляет

волк воет

филин ухает

шмели и пчелы жужжат

лягушки урчат и квакают

                - Вы услышали глаголы звучания (11 звуковых глаголов). А скажите без стеснения, какой глагол вы услышали впервые? Чему, какому звучанию вы не знали названия?

                Я поздравляю вас с открытием!

                - Но учтите, что то, что вы услышали, это такая малость. Ведь издавать звуки, «говорить» может всё. Не верите? Вот послушайте стих.

У звезд, у людей ли, у птичьей ли стаи

Есть место рожденья, есть речь их родная.

Есть речь у пчелы,

У лужайки зеленой,

У стройной ветлы,

У калины, у клена.

                - И давайте убедимся в этом. Послушайте текст. Выпишите глаголы звучания вместе с существительными, с которыми они согласуются.

 

 

Весна голосов.

                Пришла весна, и все в природе запело, зашумело, заговорило.

                Над лесной проталиной трещит, заливается жаворонок. Под снегом булькает вода. Застучала, зазвенела за окошком звонкая капель. Шуршит и оседает под солнцем последний снег. Капля за каплей стучит по стволу березы сок. Спокойно перешептываются о чем-то плакучие ивы. Здесь же, в лозняке кто-то живой бубнит взахлеб. Это ручей. Он первым отправился встречать весну.

(В тексте 12 глаголов звучания)

булькать – производить звуки, похожие на звуки жидкости при переливании из узкогорловой посуды.

бубнить (разг.) – быстро, монотонно-неразборчиво говорить.

взахлеб (просторечн.) – говорить торопливо, как бы захлебываясь.

осесть – опуститься

                - Обратите внимание на звукопись слов – что передают звуки?

Трещит – (Т-р-щ-т) – треск

Шуршит – (ш-р-ш-т) – шум. Звуки передают стремительность оседающего снега.

Стучит – (с-т-ч-т-) – стук

(Виноградов В.А. Соответствие фонетического состава изображаемой картины).

Вывод: Весенние голоса услышали. Так что же может глагол?

 

Работа с таблицей (таблица на парте)

Вывод: Все это многообразие глаголов нужно уметь использовать в своей речи.

                - А сейчас мы попробуем озвучить глаголами картину. Исаак Левитан назвал ее «Весна. Большая вода».

                - Что означает выражение «большая вода»? – Широкий разлив, большой половодье. Кстати, апрель в народе называют месяц большой воды (одно из названий).

                - Мы оживим картину, заставим глаголы поработать еще раз. Принимаю только яркие, эмоциональные, экспрессивные, метафорические глаголы! Используйте знания о глаголе, полученные сейчас на уроке.

(Говорим – пишем!)

                - Какого цвета в картине больше всего? – Синего, голубого.

                - Почему? – Много воды, простора воздуха. Небо и вода такими чистыми и прозрачными бывают только весной.

Небо – очистилось от зимних серых облаков, сливается с водой, поголубело.

Река – разлилась, затопила берега, синеет. Вода не шелохнется.

Рощица – в центре картины, на переднем плане. Березки тоненькие, хрупкие. Что с ними произошло? Березки оказались (очутились внезапно) в воде.

Затопленным деревьям нелегко. Как вы думаете, какое у них желание? Они попали в беду. Хочется освободиться из водного плена, выбежать из воды.

                - А может, они веселятся? Пригладитесь внимательно, какие у них изогнутые стволы, изгибающиеся ветви. Вам это ничего не напоминает?

                Словно танцуют, ведут хоровод.

                - А теперь переведите свой взгляд на рощицу слева, куда вода не дошла. Как там стоят деревья? – Им повезло. Они словно наблюдают за теми, что оказались в воде.

                - Обратите внимание на березку, изображенную у самой воды. Какие-нибудь ассоциации у вас есть? – Ей как будто хочется вступить (шагнуть) в воду, присоединиться к хороводу (уйти в этот яркий хоровод).

                - Почему среди молодых березок художник изобразил старое дерево? О чем, по-вашему, старое дерево может говорить березкам? – «Не бойтесь воды, она нужна вашим корешкам. Скоро вода уйдет, и вы зазеленеете». Своим примером старые деревья (более выносливые, сильные) помогают выстоять, пережить половодье. Они охраняют покой.

                - А почему березки желтые? – Солнца на картине нет, но мы понимаем, что день солнечный. Солнце играет в стволах, в ветвях деревьев, отражается в зеркале воды. Оно ликует, радуется весне.

                А половодье, большая вода – явление недолгое. Скоро вода спадет. Земля напитается талой водой – и все зазеленеет, зацветет вокруг.

 

                Работу над сочинением по картине мы продолжим в четверг.

Общий вывод: Надеюсь, что много чудесного и интересного узнали вы. Целое половодье глаголов (94 глагола). Надеюсь, наш урок поможет вам обогатить вашу речь, сделает ее более точной, яркой, выразительной! И помните о необходимости бережного отношения к родному слову, родной речи:

Надо стоять все тверже,

Надо любить все крепче,

Надо хранить все строже

Золото русской речи.

Д.Самойлов


ОТКРЫТЫЙ УРОК Русского языка в 6 классе

ОТКРЫТЫЙ УРОК Русского языка в 6 классе

Тема урока : Глагол и его роль в речи

Тема урока : Глагол и его роль в речи

Да, самое счастливое время жизни – детство

Да, самое счастливое время жизни – детство

Скажите, каким бесценным даром среди всех живущих на земле существ наделен человек? - (Даром речи)

Скажите, каким бесценным даром среди всех живущих на земле существ наделен человек? - (Даром речи)

Но учтите, что то, что вы услышали, это такая малость

Но учтите, что то, что вы услышали, это такая малость

А теперь переведите свой взгляд на рощицу слева, куда вода не дошла

А теперь переведите свой взгляд на рощицу слева, куда вода не дошла
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2021