ОТКРЫТЫЙ УРОК
Русского языка в 6 классе
Для учителей МО
МОУ СОШ № 83
«ГЛАГОЛ И ЕГО РОЛЬ В РЕЧИ».
Учитель
Городничева Л.М.
Тема урока: Глагол и его роль в речи.
Тип урока: урок «открытия « новых» знаний
Цель урока: Помочь учащимся узнать возможности глагола и научиться употреблять его в речи, сделать «своим».
Планируемые результаты:
Предметные: развивать умения правильно писать и употреблять глаголы в устной и письменной речи.
Личностные: развивать умения высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, частотно использовать глаголы.
Метапредметные: воспитывать любовь к родному языку, стремление к знаниям.
Образовательные технологии: творческие, групповые, личностно-ориентированные, технологии педагогической поддержки.
- Урок начинаю сразу с вопроса. Обращаю ваше внимание на строчки из стихотворения поэтессы Л.Татьяничевой.
Он энергичен, многолик,
Он действовать привык.
Л.Татьяничева
- Кто или что это он? О какой единице языка идет речь? (открываю)
- А как вы догадались?
Обозначает действие. Отвечает на вопросы «Что делать?», «Что сделать?».
- Да, это глагол. И наш язык чрезвычайно богат глаголами. Если 40% всех слов составляют имена существительные, то 35% - глаголы. Именно поэтому В.И.Даль, большой знаток русских слов, автор «Толкового словаря живого великорусского языка», утверждал:
Глагол – это речь человека, разумный говор – язык.
Разумный – логичный, целесообразный, построенный на разуме.
А вот и сам глагол признается:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – все в действие придет…
Итак, мы определили грамматическую тему нашего урока.
- О какой части речи будем говорить? – О глаголе.
- А сейчас я обращаю вас к стихотворению известного русского поэта I половины 19 века В.А.Жуковского. Постарайтесь представить картину, словесно нарисованную автором. Вам случалось видеть что-нибудь подобное или переживать подобное? Какое настроение передает поэт?
Жаворонок
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
«Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны!».
- Какое настроение передает автор? – Радость, восхищение, счастье.
- Почему? – Весна пришла. Поэт описал наступление весны и связанные с нею настроения. Жаворонок – вестник весны.
Да, самое счастливое время жизни – детство. Самое счастливое время года – весна.
- Вот вы определили и речеведческую тему нашего урока – Приход весны.
- Сколько строк в стихотворении? – 8 строк. А сколько глаголов? – 6.
Почти в каждой строчке! Нетрудно понять, какую роль играет глагол в этом стихотворении. Глагол здесь является главным смысловым и структурным центром высказывания. Как замечательно показана здесь последовательность действий, их сменяемость, словно ты видишь идущие один за другим кадры кинофильма.
- О глаголе у нас пойдет сегодня речь. Но не просто о глаголе, а о его энергичности, многоликости, чудодейственной силе. Наша задача – узнать возможности глагола и научиться употреблять их в речи, сделать «своими».
- Что же умеет делать глагол? Хотите узнать? (Обозначать действие)
Так вот, глагол – самая живая часть речи. Его невозможно представить неподвижным. Он все время что-то делает.
- Найдите в стихотворении Жуковского глагол, который обозначает не только обычное действие, но и его движение.
Весна пришла.
- Мне почему-то не хочется задать вопрос: что пришла? Я думаю, что такое чувство у многих присутствующих. Или я разучилась распознавать одушевленные и неодушевленные предметы? Кто мне поможет?
(Глагол употребляется в переносном значении – олицетворение).
- Для чего поэт использует олицетворение? – Чтобы оживить картину, заставить ее жить, приблизить к читателю.
Вывод: Глаголы – благодатный материал для создания образных, эмоциональных, точных и красивых картин природы, особенно стихотворных. Вспомните:
Уж тает снег, бегут ручьи.
В окно повеяло весною…
-----------------------------------------------------------------
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят…
-----------------------------------------------------------------
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы…
----------------------------------------------------------------
Уж верба вся пушистая
Раскинулась кругом,
Опять весна душистая
Повеяла теплом.
- Весна пришла – это глагол, обозначающий «движение» весны. А как может двигаться человек? Какие глаголы русского языка называют это действие? (Записываем в н.ф.)
Идти, бежать, брести, мчаться, нестись, шагать, тащиться (разг.), семенить, ползти (разг.), шествовать, лететь (разг.).
Более 10 глаголов с разными оттенками лексических значений! Вот как работает глагол!
- «На дворе весна. И еще совсем недавно по дорогам бежали ручейки талой воды». – Как может двигаться ручей? Тем более, если он весенний, только родившийся после таяния снега.
Задача: Вставить подходящие по смыслу глаголы движения в данный текст.
Течет – бежит – скатывается вниз – льется – сливается – струится – низвергается (падает в пропасть).
Вывод: Здесь 7 глаголов движения! Они создают стремительную, динамичную картину радостного рождения чуда природы – весеннего ручейка – и его бега. Сколько силы, энергии в этих глаголах!
(Слова Л.Н.Толстого)
Вы сейчас пополнили свой словарный запас глаголами движения. А я вам уже спешу задать новый вопрос, не скрою, трудный, но надеюсь получить на него ответ.
- Скажите, каким бесценным даром среди всех живущих на земле существ наделен человек? - (Даром речи).
И человеческий гений создал огромное количество глаголов, обозначающих речь, мысль. А знаете ли вы, что когда-то глаголом называли всякое слово.
У Пушкина есть: «Глаголом жги сердца людей». Известно, что в прозе Пушкина каждое третье слово – глагол, а в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» - более 100 глаголов, называющих нашу речь.
- Давайте мы последуем примеру классиков и пополним свой лексический багаж глаголами речи. А поработает за нас сказка. Да, да, вы не ослышались, именно произведение устного народного творчества, т.к. глагол своими корнями ближе к народной речи и часто употребляется в диалогах и в предложениях с прямой речью.
Читаю сказку.
- Я думаю, вы без особого труда выпишите глаголы речи. Каково их лексическое значение?
Говорит – молвила – резко бросила – потолкую – договорюсь – зовет – крикнула.
1. Говорить – словесно выражать свои мысли.
2. Молвить – сказать, вымолвить (устар.).
3. Бросить (перен.) – произнести вскользь, мимоходом.
4. Потолковать (разг.) – поговорить, побеседовать о делах.
5. Договориться – прийти к соглашению.
6. Звать – голосом просить приблизиться.
7. Крикнуть – громко, резко сказать, бранить кого-то.
Ответить.
- А сейчас вопрос, трудный, но интересный: Какие глаголы из сказки, помимо своей основной функции речи, подчеркивают и характер героев?
Весна – молвила (добрая, ласковая, почтительная).
Зима – крикнула (громко, резко, с бранью, в ярости, скорее всего злая, сварливая). Об этом и другие глаголы говорят: Злится зима.
- А теперь продолжим ряд глаголов речи (беседовать, разговаривать, болтать, произносить, шептать, мямлить (разг.), воскликнуть, лепетать, повторить, прибавить, сообщить, возражать, намекать, переспросить, спросить). 15 глаголов.
Лепетать – невнятно, неразборчиво говорить – метафорический глагол. Невнятно и нежно лепечут дети.
Вывод: Убедились, что глагол – труженик? Как он богат и привлекателен в общении!
- Ну что, идем дальше?! Устали? Давайте поменяем обстановку. Я вас «поведу» в весенний лес. Хотите? Сейчас мы послушаем лесной оркестр писателя В.Бианки. Здесь есть, что услышать, чему поучиться. (Читаем)
Вывод: Каким удивительным даром владеет автор – различать голоса пернатых, животных, насекомых. И нас учит.
- Что передают эти глаголы, что они обозначают? – Это глаголы «звучания».
Мы слышим, как:
соловьи, зяблики поют
жуки и кузнечики скрипят
дятлы барабанят
иволги свистят
лисица лает
косуля кашляет
волк воет
филин ухает
шмели и пчелы жужжат
лягушки урчат и квакают
- Вы услышали глаголы звучания (11 звуковых глаголов). А скажите без стеснения, какой глагол вы услышали впервые? Чему, какому звучанию вы не знали названия?
Я поздравляю вас с открытием!
- Но учтите, что то, что вы услышали, это такая малость. Ведь издавать звуки, «говорить» может всё. Не верите? Вот послушайте стих.
У звезд, у людей ли, у птичьей ли стаи
Есть место рожденья, есть речь их родная.
Есть речь у пчелы,
У лужайки зеленой,
У стройной ветлы,
У калины, у клена.
- И давайте убедимся в этом. Послушайте текст. Выпишите глаголы звучания вместе с существительными, с которыми они согласуются.
Весна голосов.
Пришла весна, и все в природе запело, зашумело, заговорило.
Над лесной проталиной трещит, заливается жаворонок. Под снегом булькает вода. Застучала, зазвенела за окошком звонкая капель. Шуршит и оседает под солнцем последний снег. Капля за каплей стучит по стволу березы сок. Спокойно перешептываются о чем-то плакучие ивы. Здесь же, в лозняке кто-то живой бубнит взахлеб. Это ручей. Он первым отправился встречать весну.
(В тексте 12 глаголов звучания)
булькать – производить звуки, похожие на звуки жидкости при переливании из узкогорловой посуды.
бубнить (разг.) – быстро, монотонно-неразборчиво говорить.
взахлеб (просторечн.) – говорить торопливо, как бы захлебываясь.
осесть – опуститься
- Обратите внимание на звукопись слов – что передают звуки?
Трещит – (Т-р-щ-т) – треск
Шуршит – (ш-р-ш-т) – шум. Звуки передают стремительность оседающего снега.
Стучит – (с-т-ч-т-) – стук
(Виноградов В.А. Соответствие фонетического состава изображаемой картины).
Вывод: Весенние голоса услышали. Так что же может глагол?
Работа с таблицей (таблица на парте)
Вывод: Все это многообразие глаголов нужно уметь использовать в своей речи.
- А сейчас мы попробуем озвучить глаголами картину. Исаак Левитан назвал ее «Весна. Большая вода».
- Что означает выражение «большая вода»? – Широкий разлив, большой половодье. Кстати, апрель в народе называют месяц большой воды (одно из названий).
- Мы оживим картину, заставим глаголы поработать еще раз. Принимаю только яркие, эмоциональные, экспрессивные, метафорические глаголы! Используйте знания о глаголе, полученные сейчас на уроке.
(Говорим – пишем!)
- Какого цвета в картине больше всего? – Синего, голубого.
- Почему? – Много воды, простора воздуха. Небо и вода такими чистыми и прозрачными бывают только весной.
Небо – очистилось от зимних серых облаков, сливается с водой, поголубело.
Река – разлилась, затопила берега, синеет. Вода не шелохнется.
Рощица – в центре картины, на переднем плане. Березки тоненькие, хрупкие. Что с ними произошло? Березки оказались (очутились внезапно) в воде.
Затопленным деревьям нелегко. Как вы думаете, какое у них желание? Они попали в беду. Хочется освободиться из водного плена, выбежать из воды.
- А может, они веселятся? Пригладитесь внимательно, какие у них изогнутые стволы, изгибающиеся ветви. Вам это ничего не напоминает?
Словно танцуют, ведут хоровод.
- А теперь переведите свой взгляд на рощицу слева, куда вода не дошла. Как там стоят деревья? – Им повезло. Они словно наблюдают за теми, что оказались в воде.
- Обратите внимание на березку, изображенную у самой воды. Какие-нибудь ассоциации у вас есть? – Ей как будто хочется вступить (шагнуть) в воду, присоединиться к хороводу (уйти в этот яркий хоровод).
- Почему среди молодых березок художник изобразил старое дерево? О чем, по-вашему, старое дерево может говорить березкам? – «Не бойтесь воды, она нужна вашим корешкам. Скоро вода уйдет, и вы зазеленеете». Своим примером старые деревья (более выносливые, сильные) помогают выстоять, пережить половодье. Они охраняют покой.
- А почему березки желтые? – Солнца на картине нет, но мы понимаем, что день солнечный. Солнце играет в стволах, в ветвях деревьев, отражается в зеркале воды. Оно ликует, радуется весне.
А половодье, большая вода – явление недолгое. Скоро вода спадет. Земля напитается талой водой – и все зазеленеет, зацветет вокруг.
Работу над сочинением по картине мы продолжим в четверг.
Общий вывод: Надеюсь, что много чудесного и интересного узнали вы. Целое половодье глаголов (94 глагола). Надеюсь, наш урок поможет вам обогатить вашу речь, сделает ее более точной, яркой, выразительной! И помните о необходимости бережного отношения к родному слову, родной речи:
Надо стоять все тверже,
Надо любить все крепче,
Надо хранить все строже
Золото русской речи.
Д.Самойлов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.