Урок русского языка в 7 классе I. Тема: Лексикология и фразеология. Обобщение.
Оценка 4.6

Урок русского языка в 7 классе I. Тема: Лексикология и фразеология. Обобщение.

Оценка 4.6
docx
18.07.2024
Урок русского языка в 7 классе   I. Тема: Лексикология и фразеология. Обобщение.
Открытый урок.docx

Урок русского языка в 7 классе

 

 

I. Тема: Лексикология и фразеология. Обобщение. 

 

II. Цели:

1.Систематизировать и обобщить с учащимися знания, умения и навыки,

полученные в 6 классе.

2.Закрепить умение давать толкование лексического значения слова, к какому лексическому пласту относится то или иное слово, различения слов различных лексических пластов,

3.Воспитывать интерес к изучению словарного богатства языка.

Привлечь внимание учащихся к проблеме будущего выбора дальнейшего пути, воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

 

III.Задачи: 

§  расширение и углубление знаний учащихся по лексике;

§  обогащение активного словарного запаса учащихся и формирование  навыков правильного словоупотребления;

§  развитие познавательного интереса учащихся к изучению лексики;

§  развитие основных мыслительных процессов учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);

§  воспитание потребности изучать русский язык;

§  воспитание коммуникативной культуры школьников.

 

IV.   Содержание:

·Теоретическая часть (закрепление основных теоретических понятий по данной теме).

·Практическая часть (закрепление основных умений и навыков по данной теме)

 

V. Технология: урок-обобщение с применением интерактивных методик преподавания.

 

VI. Методы и формы: работа в группах, парах, самостоятельная работа.

 

VII. Контроль.

 

VIII. Ход урока:

 

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Повторение.                                                                                                                                                      IV. Подведение итогов.

Оборудование:компьютер , мультимедийная аппаратура

 

Ход урока:

I.  Организационный момент.

Учитель спрашивает об эмоциональном настроении учащихся.

Здравствуйте,ребята.Садитесь.
Давайте вместе настроимся на позитивный лад, на хорошее настроение, на плодотворную работу. Повторяйте за мной фразы:

Я всё смогу.                                                                                                                                    Я всему научусь.                                                                                                                                Я очень внимательный.                                                                                                                           Я хочу учиться.                                                                                                                                                     Я хочу много знать.

Постановка цели урока:
Ребята, мы с вами долго трудились на предыдущих уроках, изучая такие разделы лингвистики, как лексикология и фразеология. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке, если мы изучили весь материал по данным разделам?

- Начинаем урок.

В стране родного языка

Не всё известно нам пока,

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

II. Сообщение темы и целей урока.

Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное … (Слово!)

- А для чего служат слова? Что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

 - Раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и его словарный состав. (Лексикология)

- Слова, противоположные по лексическому значению.(Антонимы)

- Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению. (Синонимы)

- Слова, которые употребляют люди той или иной местности. (Диалектизмы)

- Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления.( Устаревшие (историзмы и архаизмы).

- Слова, которые употребляют люди той или иной профессии, специальности. (Профессионализмы)

- Слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой. (Жаргонизмы)

- Новые слова, недавно появившиеся в языке. (Неологизмы)

- Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания цельные по своему значению. (Фразеология)

Вы поняли, какова тема сегодняшнего урока? Речь пойдёт о лексике. Мы изучили этот раздел в 6 классе – поэтому сегодня урок – повторение. мы знакомились с лексическими единицами, отрабатывали умения и навыки, определяли место лексических единиц в речи. И поэтому цель урока: закрепление умений и навыков по разделу «Лексика».

III.  Повторение.

Задание 1.Найдите в тексте слова, употреблённые в переносном значении, подчеркните их.
«Давным-давно жил юный волшебник по имени Слово. С раннего детства он жил у тётушки, обладающей трудным характером и холодным сердцем, которая требовала от него железную дисциплину. Он переносил все тяготы жизни с ней. Он жил в холодной коморке, продуваемой ветром. Но были у него золотые руки и железные нервы.
Мальчик лелеял мечту о светлом будущем. А злая тётушка посматривала на него с каменным лицом и никогда не хвалила своего племянника. Но в один день всё изменилось, когда Слово нашёл один разносторонний камень…»
Взаимопроверка: обмен тетрадями
.
Контроль: Объясните значение слов в переносном значении.

Задание 2. Закройте глаза, прослушайте высказывания. Если высказывание верное – поднимите руку вверх, если высказывание неверное – не поднимайте руку.
1. Диалектизмы – это слова или словосочетания, которые обозначают научные понятия. (Нет)
2. Жаргонизмы – это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной группой. (Да)
3. Профессионализмы – это слова, употребляемые в профессиональной сфере деятельности людей. (Да)
4. Термины – это слова, которые используются жителями определённой территории местности. (Нет)
Данные слова записать в следующей последовательности:

1) общеупотребительные,

2)диалектизмы,

3)профессионализмы,

4) устаревшие. Учащиеся работают у доски, по очереди выписывая слова (4ученика )

Мальчик, ямщик, пневмония, брадобрей, деревня, боярин, кочет, мольберт, погода, сиверко, аккорд, бурак.

Задание 3.Доскажи пословицу:

- Корень учения горек, а плод его …сладок

- Ласточка день начинает, а соловей …заканчивает

- Ученье – свет, а неученье - …тьма

- Мягко стелет, да жестко … спать

- Не бойся врага умного, а бойся друга …глупого

- Знай больше, говори …меньше.

- Лучшая вещь новая, лучший друг - …старый

-Легко сказать, да…трудно доказать

- Правой рукой строит, а левой разрушает

Задание 4. Учащиеся получают задание прослушать стихотворные отрывки и закончить предложения подходящими по смыслу словами.

Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт

Мы называем все (антракт- краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта).Учащиеся дают толкование слова, записывают его в словарь.

Учитель. Это слово пришло к нам из французского языка (entre- между и acte- действие)

В борьбе, в труде устали слишком,

Дают уставшим (передышку)-непродолжительный перерыв.

После урока непременно нужна ребятам (перемена)- перерыв между уроками

На время что-то прекратив,

Мы объявляем (перерыв)

Учитель. Чем являются эти слова? Синонимами.

Какое слово является доминантой, т.е. носителем главного значения ( перерыв)

Определите лексическое значение этого слова ( промежуток времени, на который прекращается работа). Запишите это слово.

Учитель. Составьте предложение со словом перерыв. Разберите это предложение синтаксически.

Физкультминутка

Задание 5. Переписчик, который делал копию этой главы книги, допустил ошибки в употреблении некоторых слов, исправьте его ошибки, заменив слова. Запишите в тетрадь слово, требующее замены, рядом напишите правильный вариант.
«Однажды в дверь постучал соседний мальчик. Он был очень обидный и с ним никто не хотел дружить. У него сложился очень неудачливый день. Он совершил один безответный поступок. Он хотел, чтобы Слово помог убрать его опечатки с места происшествия. Он пообещал в знак благодарности угостить Слово сытым обедом.
Слово, не требуя награды, помог ему. Мальчик пригласил его в свою комнату. Слово удивился эффективной картине, висящей на стене. В картине была дырочка, в которой недоставало найденного Словом разностороннего камня».
Контроль: с какими словами вы столкнулись в данном задании? Что такое паронимы? Зачем нужно знать паронимы? Почему важно уметь их правильно употреблять?
Задани
е 6 . Выпишите из текста в таблицу выделенные слова, которые относятся к вашей группе.
Форма работы: парно-групповая.
««Слово и соседский мальчик сдружились. Они часто веселились в аквапарке, катались на гироскутере. Вместе завтракали мюсли с молоком, а на ужин баловали себя баранками, лежащими в корзине на кухне.
Однажды Слово предложил поместить разноцветный камень в дырочку картины. «Очи страшатся, а десницы делают!» - подумали мальчики.
И вдруг перед ними открылась чудесная комната в тереме, где было много разных вещей. Здесь была дверь, охраняемая витязем. Он потребовал оставить автограф и разрешил продолжить путешествие.
Мальчики были удивлены. К сожалению, у них не было доступа к Интернету, и они не могли отправить свою геопозицию родителям, чтобы те не теряли их. Они сделали селфи на фоне чудесного терема и отправились в путешествие».».
Исконно русские слова Заимствованные слова Неологизмы Устаревшие слова
Задание 7 Замените одним словом следующие фразеологизмы:

Мозолить глаза – надоедать , точить лясы – болтать,

клевать носом – засыпать ,бить баклуши – бездельничать,

намять бока – бить , держать язык за зубами – молчать,

хоть глаз выколи – темно ,яблоку негде упасть – тесно,

не в бровь, а в глаз – метко ,с три короба – много.

IV. Подведение итогов.

Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук.

И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу.

Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!
Выставление оценок
.

Домашнее задание:
Придумайте 5 вопросов или заданий по темам «Лексикология» и «Фразеология» для своих одноклассников.


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 7 классе

Урок русского языка в 7 классе

Ход урока: I . Организационный момент

Ход урока: I . Организационный момент

Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению

Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению

Учащиеся работают у доски, по очереди выписывая слова (4ученика )

Учащиеся работают у доски, по очереди выписывая слова (4ученика )

Дают уставшим (передышку)-непродолжительный перерыв

Дают уставшим (передышку)-непродолжительный перерыв

Они сделали селфи на фоне чудесного терема и отправились в путешествие»

Они сделали селфи на фоне чудесного терема и отправились в путешествие»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2024