Урок русского языка в 8 классе «Общее понятие о неполном предложении»
Оценка 5

Урок русского языка в 8 классе «Общее понятие о неполном предложении»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл—9 кл
17.12.2021
Урок русского языка в 8 классе «Общее понятие о неполном предложении»
: ознакомить с неполными предложениями,; научить распознавать неполные предложения, определять их тип, находить пропущенный член предложения, ставить тире на месте неназванного члена, выраженного глаголом, использовать неполные предложения в диалоге;развивать умение правильно и уместно использовать в речи неполные конструкции.
неполные предложения.doc

Урок русского языка в 8 классе «Общее понятие о неполном предложении»

 

Тема. Общее понятие о неполном предложении. Неполное предложение.

Цели: ознакомить с неполными предложениями,; научить распознавать неполные предложения,    определять       их   тип,   находить      пропущенный          член  предложения,  ставить  тире  на  месте  неназванного  члена, выраженного  глаголом,  использовать  неполные  предложения  в  диалоге;развивать умение правильно и уместно использовать в речи неполные конструкции.

Оборудование: учебник, учебные тексты, презентация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод:беседа по вопросам, конструирование предложений, занимательные задания, тесты, игры – «Да», «нет», «+, - ».

Ход урока:

I. Организационный этап. Организация работы в группах.

II. Актуализация опорных знаний. Проверка выполнения домашнего задания.

Задание 1.Повторение пройденного.

- Грамматическая основа предложения – это главные и второстепенные члены предложения. «Нет»

- Сказуемое это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета. «Да»

- Сказуемое по способу выражения может быть гла­гольным (простым и составным) и именным (состав­ным). «Да»

- Ко второстепенным членам относятся подлежащее, обстоятельство, определение. «Нет»

 - В предложении :Мой друг семи пядей во лбу.– фразеологизм является сказуемым. «Да»

—Дополнение — второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением действия или признака, поясняет эти слова и отвечает на вопросы косвенных падежей .«Нет»

— Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? «Да»

-Приложение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? и поясняет или уточняет член предложения, к которому относится. «Да»

—Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как?«Нет»

Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах, неопределённой формой глагола, синтаксически неразложимыми словосочетаниями, сравнительными оборотами. «Да»

Задание 2 . Выборочный диктант.

1. Кто-то шёл мерной тяжёлой походкой. (Арс.) 2. Ноги его были по щиколотку в воде. (А. Т.) 3. Она вся вспыхну­ла от стыда. (Фад.) 4. Плясал он до изнеможения. (Шол.) 5. Всё утро голубь ворковал у нас на окне. (Паст.) 6. Он был уже внизу. (Булг.) 7. Стояли плотной толпой, перешёп­тывались. (Шол.) 8. С лёгким сердцем ехал он теперь до­мой. (Зайц.) 9. Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (Л.) 10. Мальчик только что перестал играть и откинулся на траву. (Кор.)

Выборочный диктант:

1. мерной тяжёлой походкой (обр.дейст)

 2. по щиколотку в воде (меры)

 3. от стыда (причины)

4.  до изнеможения (обр.дейст)

 5.  Всё утро (времени),на окне  (места)

6.  уже( времени), внизу (места)

7.  плотной толпой (обр.дейст)

8. С лёгким сердцем (обр.дейст) , теперь (времени),  до­мой.(места) (Зайц.)

9. Душно (обр.дейст),в сакле (места), на воздухосвежиться (цели)

10. только что(времени) ,на траву   (места)

III.  Изучение нового материала

Объяснение учителя:   Общее понятие о неполных предложениях.

Прочитайте предложения, сравните их строение и определите, в каком из них пропущены некоторые чле­ны  предложения.

1.      Во дворе нашей школы растут чинары. За оградой — высокие тополя.

2. Перед грозой ветер трепал верхушки деревьев, срывал листья и уносил их вдаль. После лив­ня — ни грозы, ни ветра.

3. Каждый человек выбирает свою дорогу. Перед нами небывалые пути.

— По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных предложениях есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения. Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.

Общее понятие о неполных предложениях.

Я читаю интересную книгу. (Это полное предложение, в котором непрерывная цепочка связей между словами.)

 Неполнота предложений не нарушает смысловой законченности данных предложений и не мешает целям общения, например:

Я очень люблю читать фантастику, а мой друг — очерки по истории го­сударства (пропущено сказуемое и обстоятельство очень любит).

Неполные предложения часто встречаются во второй части сложных предложений, например:

Все получали письма, а я не получал.(во второй части пропущено до­полнение писем).

В неполных предложениях цепочка связей разрушается:

— Какую книгу ты читаешь? (Полное)

— Интересную.(Ответ на вопрос является неполным предложением, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения).

Задание 4 . В неполном предложении на месте пропущенно­го члена предложения может стоять тире, например:

1. Землю солнце красит, а человека — труд. (Посл.)  

2. На подушке — ёлки тень резная. (Заб.)

Неполные предложения особенно типичны для диа­логической речи. В таких предложениях  употребляют­ся лишь те слова, без которых мысль становится непо­нятной.  Найдите пропущенные слова

Задание 5.  Восстановите  (устно) опущенные в неполных    предложениях        члены,     сопоставляя      полные     и  неполные  предложения.

1)  Набирайся ума в  учении,  храбрости  в  сражении. 

2)      Мир  освещается  солнцем,  а  человек — знанием. 

3) Слова хороши правдивые, а лисьи шубы — пушистые.

4) Река узнаётся в плавании, человек — в беде.

5) За двумя зайцами погонишься — ни одного  не  поймаешь. 

6) Дерево дорого плодами, а человек делами.

7) Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг - в нужде.

8) Кто чего ищет, а мать всегда ласки.

9) Не по словам судят, а по делам.
     — Какова сфера употребления неполных предложений?

(Живая  разговорная  речь.  Они  встречаются  в  пословицах, поговорках, помогают  в сжатой  форме  чётче  выразить мысль.  Неполные  предложения  передают  взволнованность говорящего,  позволяют  достичь  выразительности.)

 

З а д а н и е 7. (+, -)

 Найдите  примеры,  в  которых  есть  неполные  предложения.

 1) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда  готова  была  погаснуть.  -

  2 )  Литературу   я люблю  до  самозабвенья. -

  3 )  Даже  в  пустяках  надо  быть  правдивым.  -  

  4 )  Над  могилою  героя  ночная  звезда. +

  5 )  Перед  нами  небывалые  пути. +

  6 )  Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. +

    7 ) В  углу  старый  кожаный  диван. +

    8) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо  и  сердито +

  9) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. -

 10) За линейкой  ехали охотники с собакой,  за  охотниками — кучер  Игнат. +

V.Подведение итогов урока:

1.      Какие, по вашему мнению, предложения называют полными?

2.      А какие – неполными?

3.      Почему их называют неполными? Чего в них не хватает?

4.      Приведите пример неполного предложения.

5.      Как вы думаете, где мы часто встречаем неполные предложения?

6.      Отличаются ли неполные предложения от полных  пунктуационно?

Рефлексия:

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что понравилось выполнять на уроке?
- Довольны ли вы собой?

VI.Домашнее работа.

Р.р. Упражнение 114.Прочитайте текст, ответьте на вопро­сы, выполните задания.

Букинистические книги.

 Лексическая работа:  букинист   - торговец подержанными и старинными книгами. Они не пахнут свежей типографской краской.

Их переплёты иногда потрёпаны и испорчены. Это старые книги.

Говорят, в Париже, на самом знаменитом букинистичес­ком развале, между Королевским мостом и мостом Сен- Мишель, они л..жат грудами в огромных ларях или просто разложе..ы на камнях набережной. И люди ходят по набе­режной, ходят ч..сами, г..дами. Опускают руку в огромный ларь, нащуп..вают плотную поверхность теляч..ей кожи стари..ого пер..плёта или тиснё..ую гладь сафьяна, доста­ют, раскрывают с треп..том.


Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 8 классе «

Урок русского языка в 8 классе «

Перед грозой ветер трепал верхушки деревьев, срывал листья и уносил их вдаль

Перед грозой ветер трепал верхушки деревьев, срывал листья и уносил их вдаль

V .Подведение итогов урока: 1

V .Подведение итогов урока: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2021