Урок русского языка в 8 классе "Описание памятника"
Оценка 4.7

Урок русского языка в 8 классе "Описание памятника"

Оценка 4.7
doc
19.07.2021
Урок русского языка в 8 классе "Описание памятника"
УРОК развития речи в 8 классе..doc

 

 

 

 

 

 

 

    

Урок русского языка в 8 КЛАССЕ

 

ОПИСАНИЕ ПАМЯТНИКА

 

 

 

 

    

 

     Учитель

Городничева Л.М.

 

 

 

 

 

                Тема: Р/речи. Описание памятника.

              Тип урока: урок открытия новых знаний.

                 Цель: Научить описывать памятники, скульптурные сооружения.

             Планируемые результаты:

           ПРЕДМЕТНЫЕ: развивать умение  логически выстраивать текст, выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию.

            Метапредметные:

            Овладевать приёмами описания памятников архитектуры. Определять  степень успешности работы. Формировать устойчивую моттивацию к обучению.

          Личностные: формирование  уважительного отношения к русскому языку, гордость за него.

                Образовательные технологии: технология творчества, информационные технологии, групповые.

 

I. Слово учителя:

- Скажите, за какие заслуги ставятся памятники людям?

Учащиеся: (Ответы произвольные).

Учитель: На одной из шумных площадей Москвы, где почти никогда не прекращают движение потоки людей и машин, на высоком постаменте возвышается бронзовая фигура поэта. Она хорошо знакома не только москвичам, но и гостям столицы. Здесь всегда живые цветы. Это первый памятник Александру Сергеевичу Пушкину (на интерактивной доске). Он не только первый, но и народный памятник.

- Достоин ли А.С.Пушкин такого признания?

Ученики: Да. Он велик.

Современники назвали его «солнцем русской поэзии», а 19 век, в котором творил поэт, получил название «золотого века русской поэзии».

Учитель: Идея создания памятника А.С.Пушкину давно уже зрела в передовых кругах русского общества.

                На доске:            Тебя ж, как первую любовь,

                                               России сердце не забудет!..

Эти строки посвятил в 1937 году Ф.И.Тютчев (На доске) памяти погибшего поэта. А в 1843 году В.Г.Белинский (на доске) писал, что «придет время, когда потомство воздвигнет ему вековечный памятник».

Памятник

II. Очень интересна история создания памятника (Работа в группах, представляют проекты).

1.       Как собирались деньги (I группа).

2.       Конкурс скульптур (II группа). Слайд на доске

Фотографии-проекты памятника Пушкину стр.14-18 (слайды)

(Проект, разработанный план какого-нибудь сооружения, устройства.)

Скульптор Опекушин (III группа).

3.       Открытие памятника (IV группа)

«Чему учат в Академиях художеств, когда на пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин» (Из газет)

Посмертная маска (Слайд). Современники отмечали удивительное сходство с подлинником.

Портрет Кипренского (Слайд). Пушкин любил портрет Кипренского:

                                               Себя как в зеркале я вижу,

                                               Но это зеркало мне льстит

                                                                                              А.С.Пушкин

На обложке скульптура и портрет. Он написал поэтическую благодарность.

 

III. СКУЛЬПТУРА (Слайд)

Учитель: Памятник – это трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его надо рассматривать с разных точек зрения: спереди, с боков, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал.

                Лексическая работа  Слайд (памятник, монумент, скульптура, статуя, постамент, пьедестал, скульптор, ваятель.)

                Работа со словами

                Памятник – значение (д/р) истинно русское слово.

- Дайте синоним пьедестал – постамент

 

Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник – с пространством улицы, площади, с окружающим ландшафтом.

                Памятники обычно превышают натуральную величину и стоят под открытым небом, поэтому очень важен выбор материала (мрамор, гранит, бронза).

                Над созданием памятника работает творческий коллектив. Создатель памятника, его автор – скульптор (ваятель) Над пьедесталом работает архитектор. Декоратор заботиться об окружении (фонари, ограда, тумбы, цепи и т.д.).

- Как описывается памятник? Как любое описание: общее впечатление, затем детали (Слайд Композиция описания памятника)

1. Общее впечатление. Памятник представляет собой бронзовую фигуру поэта, стоящую на высоком гранитном постаменте. Поражает строгость и величавая простота, непринужденность и спокойствие позы! Это главные достоинства скульптуры, кстати, отмеченные и жюри.

2. А теперь детали памятника. Поэт изображен в естественной позе во время неторопливой прогулки по Москве.

   1) Голова (Слайд – фрагмент памятника)

   2) Лицо спокойное, вдохновенное, чуть склоненная голова.

   3) На плечах – широкий плащ с пелериной, складки которого ниспадают вниз.

   4) Правая рука заложена за борт сюртука.

   5) Левая, опущенная, держит шляпу.

   6) Поза поэта – изображен погруженным в творческие планы, как бы обдумывающий замысел нового произведения, прогуливающийся по городским улицам:

                                               Брожу ли я вдоль улиц шумных,

                                               Вхожу ль во многолюдный храм,

                                               Сижу ль меж юношей безумных,

                                               Я предаюсь моим мечтам.

Он как бы остановился на мгновение в раздумье, чтобы сосредоточиться, подобрать нужную рифму. Взор внимательный, умный. Поэт смотрит в землю, словно ушел в себя, прислушивается к певучему ритму поэтических строк.

Опекушину удалось одушевить металл и верно уловить характерные черты Пушкина. Перед нами будто живой поэт. Он идет к нам. Едва уловимое движение передано в слегка выдвинутой вперед, за край пьедестала, левой ноге. Именно состояние творящего поэта отразин Опекушин.

3.Пьедестал (постамент) необходим для того, чтобы памятник был хорошо виден. «Над Москвой, но для всей России», - как сказал один из современников Пушкина. Он выполнен из темно-серого и темно-красного гранита. На одно из граней (боковых сторонах) пьедестала рельефные строки из стихотворения Пушкина. Слайд: «И долго буду тем любезен…»

4. Окружение памятника. Ландшафт.

Завершенность сооружению придают цепи в виде лавровых венков между бронзовыми тумбами и высокие чугунные светильники, стилизованные под старину. Ступени из красного гранита ведут к памятнику. Памятник удачно вписывается в окружающий ландшафт. Он привлекает к себе. Проходя мимо, обязательно сдержишь шаг и посмотришь на строгую фигуру на гранитном постаменте.

 

Составление плана

План описания памятника

I.        Вступление. История памятника. (Где и когда был установлен) 6 июня 1880 г.

II.      Основная часть. Описание особенностей памятника.

1.      Бронзовая фигура (общее впечатление, детали)

2.      Постамент

3.      Замысел автора (изобразил идущим)

4.      Окружение памятника

III.    Чем памятник ценен для нас, сегодняшних. Ценность памятника

 

Слайд                 Предупреждение речевых и грамматических ошибок

1.      Более ста тридцать лет назад Москва открывала первый памятник (И.п.) Пушкину (Д.п.).

Но я подошел к памятнику (Д.п.) Пушкина.

2.      «Его стихи (оказали) произвели на меня неизгладимое впечатление».

Итог урока. Рефлексия деятельности.


Урок русского языка в 8 КЛАССЕ

Урок русского языка в 8 КЛАССЕ

Тема : Р/речи. Описание памятника

Тема : Р/речи. Описание памятника

Учитель: Памятник – это трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его надо рассматривать с разных точек зрения: спереди, с боков, сзади, т

Учитель: Памятник – это трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его надо рассматривать с разных точек зрения: спереди, с боков, сзади, т

I. Основная часть

I. Основная часть
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2021