Урок русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"
Оценка 4.9

Урок русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"

Оценка 4.9
doc
13.05.2023
Урок русского языка в 9 классе "Бессоюзное сложное предложение"
9 класс. БСП. Открытый урок..doc

9 класс. Бессоюзное сложное предложение.

Цель:  выявить различные значения БСП и их влияние на выбор знаков     препинания.

Задачи:

- образовательная:

1. проверить сформированность навыков определения значений ССП и СПП,

 2. сформировать навыки определения значений БСП с последующим выбором необходимого знака препинания,

 3. продолжить работу по формированию социокультурной компетенции в групповой работе,

- развивающая: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их  познавательные и исследовательские способности;

- воспитательная:

1. показать богатство и многогранность родного языка

2. формировать чувство ответственности, взаимопомощи, самостоятельности и сотрудничества.

Планируемые результаты:

       Предметные: отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых  отношений между предложениями в  бессоюзном сложном предложении. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический разбор предложения.

Метапредметные: осуществлять обработку информации, отвечать    на вопросы и формулировать их, высказывать собственную точку зрения. Формировать навыки исследовательской   деятельности, умение представлять результат исследования, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, преобразовывать полученную информацию в схемы.

Регулятивные: ставить цели на урок, составлять план достижения цели, планировать учебное сотрудничество в группе, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

Личностные:  развивать способность  иметь собственное мнение;  развивать умение учиться  самостоятельно, отыскивать  доказательства и рассуждать логично.

Тип урока:  урок получения новых знаний.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2.Повторение  полученных знаний в рамках подготовки к ОГЭ.

- орфографическая работа у доски;

Цель продумана, обнажённые деревья, не боящийся опасности, заклеенный конверт, не знающий дороги, ничуть не широкое шоссе, снова нездоровится, ненапечатанный роман, не думая о прошло

-синтаксическая работа у доски;(2 ученика: проверка домашнего задания, работа со сложными  предложениями)

-работа с тестом (коллективная).

Тест.

1) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».

1)      олицетворение                    3) синонимы

2)      эпитет                                  4) сравнительный оборот

 

2) Укажите ошибочное суждение.

1)      В слове НОЧЬЮ мягкость согласного [ч'] на письме обозначена буквой Ь (мяг­кий знак).

2)      В слове ПАЦИЕНТЫ звуков больше, чем букв.

3)      В слове ВЗРОСЛЫХ первый звук - [в].

4)      В слове РАДОСТНО согласный звук [т] не произносится.

 

3) Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) доказать     2) предполагаемый         3) деревянный                4) передать

 

4) В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на -3/-С перед звонкими согласными пишется -3, а перед глухими согласными- С »?
1) схватил         2) раздавались           3) раздеться         4) здоров

 

5) В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на -Н, пишется НН»?

1) немедленно   2) деревянный        3) длинные       4) родственница

 

6) Замените просторечное слово «здорово» в предложении 52 стилистически нейтральным синонимом.

 Напишите этот синоним.

(52)«Но как это здорово, — думал я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53)"Он будет жив... и здоров. (54) Не волнуйтесь..."».

Ответ:  ____________________________________________

 

7) Замените словосочетание «деревянный столик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:__________________________________________________________

 

8) Выпишите грамматическую основу предложения «Этого диагноза у Игнатия нет».

Ответ:  ____________________________________________________________

 

9) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

   Я бы,(1) поверьте,(2) не отважился к вам вторгаться,(3) – сказал приезжий. – Если бы они не сказали ей,(4) моей матери,(5) про этот свой «предполагаемый диагноз». Теперь она не будет ни спать,(6) ни есть. Я должен немедленно доказать ей,(7) что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно,(8) что всё будет хорошо.

Ответ: __________________________________________________________________

10) Укажите количество грамматических основ в предложении «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку» . Ответ запишите цифрой.

Ответ:__________________________________________________________________

 

11) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

 «Но как это здорово,(1) –  думал я,(2) –  выйти из операционной,(3) увидеть глаза матери,(4) которые остановились от страха и ожидания,(5) устало так улыбнуться и тихо сказать: Он будет жив... и здоров. Не волнуйтесь..."».

Ответ:____________________________________________________________________       

 

3. Актуализация знаний. Работа над материалом урока.

1.Фронтальный опрос.

1)   Что такое сложное предложение?

2)   Какие сложные предложения вы изучили?

 

2.Работа с предложениями на доске:

Лена так увлеклась работой, что не заметила брата.

Настал вечер, и затеплились звёзды.

За лесом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.

-- Что общего у этих предложений? (повествовательные, невосклицательные, сложные)

--  Чем они отличаются? (сложноподчинённое, сложносочинённое,….. бессоюзное)

3)  Что такое сложноподчиненное предложение?

4)  Что такое сложносочиненное предложение?

5)  Какие предложения называются бессоюзными?

 

4. Сообщение темы и целей урока.

(Проговаривание целей, запись темы в тетрадь)

1)Работа с предложениями домашней работы.( упр. 264, стр. 193)3 учащихся чертят на доске схемы.

2)Фронтальная работа:

Работа с текстами: определите стиль и тип речи данных отрывков, докажите правильность своих выводов.

--  Чем отличаются бессоюзные сложные предложения?

--  Как найти их в тексте?

-- О постановке каких знаков препинания в БСП вы уже знаете?

--О каких знаках препинания в БСП вы слышали?

3)Работа с эпиграфом(СЛАЙД №1)

 «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями»  (Л.Т. Григорян, известный учёный)

 --Прежде чем выбрать знак препинания для постановки в БСП, что сначала мы должны установить?

--О каких особенностях БСП мы сегодня продолжим разговор? (Об особых смысловых отношениях)

  1. Работа с таблицей и учебником. (устно)

                                                    Бессоюзное сложное предложение

Знак препинания

Смысловые отношения

Пример

Запятая

Значение перечисления

В глазах у меня потемнело, голова закружилась,

 земля уходила из-под ног.

Точка с запятой

Значение перечисления, если части предложения более распространены

Лягушата прыгают под ногами;

уж, свернувшись в клубок, греется на солнце.

Двоеточие

Вторая часть имеет значение причины (потому что, так как)

Печален я: со мною друга нет.

Вторая часть имеет значение пояснения (а именно)

Степь пестреет цветами: синеют колокольчики,

белеет ромашка.

Вторая часть имеет значение изъяснения(что)

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются

до его руки выше кисти.

Тире

Первая часть имеет значение времени или условия (когда, если)

Настанет утро – двинемся в путь.

Вторая часть имеет значение следствия, результата

Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

Содержание второй части противопоставляется содержанию второй (а, но, да)

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

 

5.Закрепление изученного.

1)Определить смысловые группы предложений.

1.Не пугай, зима: весна придёт.  

2. Я знаю: в вашем сердце много гордости и чести.  

3.Солнце скрылось, ночные тени надвинулись со стороны леса.  

4.Было решено: в гости уезжаем завтра.  

5.Корень учения горек -  плод его сладок.

6.Растает последний снег  -  пробьётся первая травка.

7.Начинается ветер - будет гроза.  

8. Птицы улетают на юг; прощаясь, они громко кричат.  

9.Пашню пашут – руками не машут.

10.Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

11.Плясать смолоду учись: под старость не получится.

12.Есть терпение – будет и умение.

13.Дрова все вышли – топиться нечем.

14.Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.

2) Преобразуйте предложения с союзной связью в БСП.(Слайд №2-4)

1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)

 2.Когда творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу, не от­ступайся от своей мечты. 

(Д. Кугулътинов.)

3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. За­харову.)

 4.Доброта...  постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб­роту. (А. Швейцер.)

5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.(А. Чехов)

 6. Помните, что с доброты человек  начинается! (А.Чехов

6. Рефлексия. Итог урока.

Узнали смысловые группы и назначение бессоюзных сложных предложений. Выяснили, чем они отличаются друг от друга и от других видов предложений.

7. Домашнее задание.

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение

Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне

Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне

Работа с предложениями на доске:

Работа с предложениями на доске:

Я знаю: в вашем сердце много гордости и чести

Я знаю: в вашем сердце много гордости и чести
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.05.2023