9 класс. Бессоюзное сложное предложение.
Цель: выявить различные значения БСП и их влияние на выбор знаков препинания.
Задачи:
- образовательная:
1. проверить сформированность навыков определения значений ССП и СПП,
2. сформировать навыки определения значений БСП с последующим выбором необходимого знака препинания,
3. продолжить работу по формированию социокультурной компетенции в групповой работе,
- развивающая: активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать их познавательные и исследовательские способности;
- воспитательная:
1. показать богатство и многогранность родного языка
2. формировать чувство ответственности, взаимопомощи, самостоятельности и сотрудничества.
Планируемые результаты:
Предметные: отличать БСП от других видов предложений, определять характер смысловых отношений между предложениями в бессоюзном сложном предложении. Совершенствовать пунктуационные навыки и умение проводить синтаксический разбор предложения.
Метапредметные: осуществлять обработку информации, отвечать на вопросы и формулировать их, высказывать собственную точку зрения. Формировать навыки исследовательской деятельности, умение представлять результат исследования, осознанно и произвольно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, преобразовывать полученную информацию в схемы.
Регулятивные: ставить цели на урок, составлять план достижения цели, планировать учебное сотрудничество в группе, осуществлять самопроверку и самооценку деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.
Личностные: развивать способность иметь собственное мнение; развивать умение учиться самостоятельно, отыскивать доказательства и рассуждать логично.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2.Повторение полученных знаний в рамках подготовки к ОГЭ.
- орфографическая работа у доски;
Цель продумана, обнажённые деревья, не боящийся опасности, заклеенный конверт, не знающий дороги, ничуть не широкое шоссе, снова нездоровится, ненапечатанный роман, не думая о прошло
-синтаксическая работа у доски;(2 ученика: проверка домашнего задания, работа со сложными предложениями)
-работа с тестом (коллективная).
Тест.
1) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку».
1) олицетворение 3) синонимы
2) эпитет 4) сравнительный оборот
2) Укажите ошибочное суждение.
1) В слове НОЧЬЮ мягкость согласного [ч'] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
2) В слове ПАЦИЕНТЫ звуков больше, чем букв.
3) В слове ВЗРОСЛЫХ первый звук - [в].
4) В слове РАДОСТНО согласный звук [т] не произносится.
3) Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1) доказать 2) предполагаемый 3) деревянный 4) передать
4) В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В
приставках на -3/-С перед звонкими согласными пишется -3, а перед глухими
согласными- С »?
1) схватил 2) раздавались 3) раздеться 4) здоров
5) В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованном при помощи суффикса -Н- от существительного, основа которого заканчивается на -Н, пишется НН»?
1) немедленно 2) деревянный 3) длинные 4) родственница
6) Замените просторечное слово «здорово» в предложении 52 стилистически нейтральным синонимом.
Напишите этот синоним.
(52)«Но как это здорово, — думал я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53)"Он будет жив... и здоров. (54) Не волнуйтесь..."».
Ответ: ____________________________________________
7) Замените словосочетание «деревянный столик», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:__________________________________________________________
8) Выпишите грамматическую основу предложения «Этого диагноза у Игнатия нет».
Ответ: ____________________________________________________________
9) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
— Я бы,(1) поверьте,(2) не отважился к вам вторгаться,(3) – сказал приезжий. – Если бы они не сказали ей,(4) моей матери,(5) про этот свой «предполагаемый диагноз». Теперь она не будет ни спать,(6) ни есть. Я должен немедленно доказать ей,(7) что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно,(8) что всё будет хорошо.
Ответ: __________________________________________________________________
10) Укажите количество грамматических основ в предложении «Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку» . Ответ запишите цифрой.
Ответ:__________________________________________________________________
11) В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
«Но как это здорово,(1) – думал я,(2) – выйти из операционной,(3) увидеть глаза матери,(4) которые остановились от страха и ожидания,(5) устало так улыбнуться и тихо сказать: Он будет жив... и здоров. Не волнуйтесь..."».
Ответ:____________________________________________________________________
3. Актуализация знаний. Работа над материалом урока.
1.Фронтальный опрос.
1) Что такое сложное предложение?
2) Какие сложные предложения вы изучили?
2.Работа с предложениями на доске:
Лена так увлеклась работой, что не заметила брата.
Настал вечер, и затеплились звёзды.
За лесом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.
-- Что общего у этих предложений? (повествовательные, невосклицательные, сложные)
-- Чем они отличаются? (сложноподчинённое, сложносочинённое,….. бессоюзное)
3) Что такое сложноподчиненное предложение?
4) Что такое сложносочиненное предложение?
5) Какие предложения называются бессоюзными?
4. Сообщение темы и целей урока.
(Проговаривание целей, запись темы в тетрадь)
1)Работа с предложениями домашней работы.( упр. 264, стр. 193)3 учащихся чертят на доске схемы.
2)Фронтальная работа:
Работа с текстами: определите стиль и тип речи данных отрывков, докажите правильность своих выводов.
-- Чем отличаются бессоюзные сложные предложения?
-- Как найти их в тексте?
-- О постановке каких знаков препинания в БСП вы уже знаете?
--О каких знаках препинания в БСП вы слышали?
3)Работа с эпиграфом(СЛАЙД №1)
«В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» (Л.Т. Григорян, известный учёный)
--Прежде чем выбрать знак препинания для постановки в БСП, что сначала мы должны установить?
--О каких особенностях БСП мы сегодня продолжим разговор? (Об особых смысловых отношениях)
Бессоюзное сложное предложение
Знак препинания |
Смысловые отношения |
Пример |
Запятая |
Значение перечисления |
В глазах у меня потемнело, голова закружилась, земля уходила из-под ног. |
Точка с запятой |
Значение перечисления, если части предложения более распространены |
Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце. |
Двоеточие |
Вторая часть имеет значение причины (потому что, так как) |
Печален я: со мною друга нет. |
Вторая часть имеет значение пояснения (а именно) |
Степь пестреет цветами: синеют колокольчики, белеет ромашка. |
|
Вторая часть имеет значение изъяснения(что) |
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти. |
|
Тире |
Первая часть имеет значение времени или условия (когда, если) |
Настанет утро – двинемся в путь. |
Вторая часть имеет значение следствия, результата |
Солнце дымное встаёт – будет день горячий. |
|
Содержание второй части противопоставляется содержанию второй (а, но, да) |
Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. |
5.Закрепление изученного.
1)Определить смысловые группы предложений.
1.Не пугай, зима: весна придёт.
2. Я знаю: в вашем сердце много гордости и чести.
3.Солнце скрылось, ночные тени надвинулись со стороны леса.
4.Было решено: в гости уезжаем завтра.
5.Корень учения горек - плод его сладок.
6.Растает последний снег - пробьётся первая травка.
7.Начинается ветер - будет гроза.
8. Птицы улетают на юг; прощаясь, они громко кричат.
9.Пашню пашут – руками не машут.
10.Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
11.Плясать смолоду учись: под старость не получится.
12.Есть терпение – будет и умение.
13.Дрова все вышли – топиться нечем.
14.Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.
2) Преобразуйте предложения с союзной связью в БСП.(Слайд №2-4)
1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)
2.Когда творить добро желаешь ты отдельным людям иль всему народу, не отступайся от своей мечты.
(Д. Кугулътинов.)
3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. Захарову.)
4.Доброта... постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)
5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро.(А. Чехов)
6. Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов
6. Рефлексия. Итог урока.
Узнали смысловые группы и назначение бессоюзных сложных предложений. Выяснили, чем они отличаются друг от друга и от других видов предложений.
7. Домашнее задание.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.