Конспект урока русского языка в 9 классе
Дата проведения: 05.10.17 Урок № 10
Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по высказыванию о русском языке.
Цели: образовательные: расширить представление учащихся о сочинении на лингвистическую тему, формировать умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи (рассуждением); умение аргументировать положения своей работы, используя текст, развивающие: развивать аргументированной монологическую и диалогическую речь , умение применять полученные теоретические знания для решения познавательных и практических задач; воспитательные: воспитывать бережное отношение к чувствам других людей, уважение к другому человеку;
Оборудование: презентация «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»; раздаточный материал (пошаговая инструкция).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
У наших предков была пословица: « Азъ, буки, веди страшат, как медведи». Современных школьников страшат другие три буквы: ОГЭ и ЕГЕ.
В этом году вам предстоит сдавать государственные экзамены. Экзамен по русскому языку – один из сложных экзаменов, на котором вам придётся выполнять множество различных заданий. Знаю, что вы серьёзно к нему готовитесь. Наш урок сегодня – это тоже один из способов подготовки к ОГЭ.
Постановка учебной задачи
- Какому типу речи соответствует данная схема?
І. Тезис.
ІІ. Доказательство:
1) Аргумент 1.
2) Аргумент 2.
ІІІ. Вывод. (Это рассуждение).
- На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?
(когда пишем сочинение).
- Сформулируйте общую тему, на которую пишем сочинение на экзамене.
(на лингвистическую).
III. Тема урока и целеполагание.
- Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы.
(Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.)
- Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?
(Главная цель: научиться строить высказывание на лингвистическую тему на основе темы высказывания и типа речи.)
IV.Работа по теме урока.
- Сочинение мы пишем по тексту. Давайте познакомимся с текстом, по которому будем писать сочинение.
1.Чтение текста.
(1) Он нёс меня на себе восемь километров. (2) Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6) Но всё равно ничего не могу понять. (7) И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
(8) Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14) Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15) Нет! – хрипел друг. (16) Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17) Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18) Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19) У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21) Скажи ей, что я её любил.
(22) Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23) Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24) А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25) И я сделался посмешищем всей школы. (26) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27) Зачем он рассказал им про мой привет? (28) Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29) А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30) Не знаю!
(31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32) Но я до сих пор не знаю: спас он меня или предал.
(33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34) И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет, я цепенею от ужаса, и по моей спине пробегают мурашки». (По М. Худякову)
2. Аналитическая беседа .
- Какова тема этого текста?
- О дружбе.
- О детстве.
- О предательстве друга.
- Об обиде, которая перешла в боль.
- О ране, которая может быть сделана словом…
- Какие проблемы поднимает автор в этом тексте?
- Проблема противоречивости человеческих поступков.
- Проблема бережного отношения к чувствам людей.
- Проблема предательства.
- Проблема влияния детства на формирование характера человека.
- Проблема взаимоотношения подростков.
- Актуальны ли они в наше время?
- Какова авторская позиция?
- Жизнь, как человеческие отношения, очень сложна, один и тот же человек может оказаться способным и на героический поступок, и на предательство.
- Душевная боль часто оказывается сильнее боли физической, и душевные раны затягиваются гораздо дольше, поэтому нужно очень бережно относиться к чувствам доверившегося человека.
- Недопустимо без согласия человека передоверять его тайну окружающим.
- Многие черты характера закладываются в детстве, и большое влияние оказывают отношения, которые устанавливаются со сверстниками.
- Подростки часто не осознают, что своими насмешками наносят кому-то из сверстников душевную рану.
- О чём автор нас заставляет задуматься?
3. Физкультминутка: «Потягивание». Исходное положение: сидя на стуле , прогнуться в пояснице, кисти к плечам. Вдох – потянуться, руки вверх, кисти расслаблены. Выдох – кисти к плечам, локти свести вперед
4. - А писать сочинение мы будем писать на следующую тему: «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». В. Г. Короленко.
- Через какие языковые средства М.Г. Худяков раскрывает тему и главную проблему текста?
Работа с инструкцией «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему».
Шаг 1: Знакомимся с высказыванием
- Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2: Определяем основную мысль высказывания
- Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
- О каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании?
(О богатстве, точности русской речи, выразительности).
(О роли в русском языке эпитетов, метафор, сравнений и т.п.)
Шаг 3: Оформляем вступление
- Во вступлении необходимо:
· сформулировать позицию автора высказывания;
· выразить своё отношение к ней.
Помните, что вступление должно
состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить цитирование, например:
В.Г. Короленко писал: « Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Не могу не согласиться с замечательным русским писателем.
-Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают
тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель В.Г. Короленко утверждал,
что русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких
ощущений и оттенков мысли. Я полностью согласен с автором высказывания.
или:
В высказывании В.Г. Короленко моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом
русском языке можно найти слова для выражения внутреннего мира человека. Я
разделяю точку зрения автора.
4. Проверка написанных учащимися вступлений.
Шаг 4: Пишем основную часть
- Основную часть можно начать следующими фразами:
- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
- Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
- Докажем эту мысль на примерах из текста...
- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
- Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
6. Работа в группах:
1). «Лексикографы 1»
Найти в тексте лексические средства: эпитеты, метафоры, фразеологизмы, сравнения и указать их роль в тексте.
2). «Лексикографы 2»
Найти в тексте лексические средства: антонимы, разговорные слова, слова высокой лексики, повторы.
3). «Морфологи»
Найти в тексте морфологические средства выразительности, указать роль в тексте.
4). «Синтаксисты»
Найти в тексте однородные члены, вводные слова, обращения, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, указать их роль.
7. Проверка работ групп.
8. Написание основной части сочинения на основе наработок групп.
9. Зачитывание записанной основной части.
Пример основной части сочинения:
Обратимся к тексту Худякова, русского писателя и археолога, чтобы подтвердить сказанное. Писатель использует большое количество языковых средств, передающих душевное состояние главного героя. В предложении 33 это метафора «сердце моё до сих пор кровоточит». Такую же задачу выполняет и фразеологизм «по спине пробегают мурашки» из этого предложения.
10. Шаг 5: Пишем заключение
- В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
11. Зачитывание записанных выводов.
Пример вывода к сочинению:
Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль В.Г. Короленко о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
или:
Таким образом, чтобы точно передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают речь эмоциональной и выразительной.
Пример сочинения 1:
В. Г. Короленко писал: « Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». Не могу не согласиться с замечательным русским писателем.
Обратимся к тексту Худякова, русского писателя и археолога, чтобы подтвердить сказанное. Писатель использует большое количество языковых средств, передающих душевное состояние главного героя. В предложении 33 это метафора «сердце моё до сих пор кровоточит». Такую же задачу выполняет и фразеологизм « по спине пробегают мурашки» из этого предложения.
Таким образом, чтобы точно передать внутреннее состояние человека, выразить его мысли, можно подобрать в русском языке множество языковых средств, грамотное употребление которых делают речь эмоциональной и выразительной. (97 слов)
V. Итог урока. Рефлексия «Всё в твоих руках»
- На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Средний – мне было трудно (не понравилось)
VI. Домашнее задание: отредактировать сочинение
Карточки для работы в группах
Группа «Лексикографы 1»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Термины |
Номер предложения |
Роль в тексте |
Эпитеты
|
|
|
Метафоры
|
|
|
Сравнения |
|
|
Фразеологизмы
|
|
|
Группа «Лексикографы 2»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ
Термины |
Номер предложения |
Роль в тексте |
Антонимы
|
|
|
Книжная лексика
|
|
|
Разговорная лексика |
|
|
Повторы |
|
|
Группа «Морфологи»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ МОРФОЛОГИИ
Термины |
Номер предложения |
Роль в тексте |
Имена существительные |
|
|
Имена прилагательные |
|
|
Глаголы |
|
|
Местоимения |
|
|
Группа «Синтаксисты»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНТАКСИСА
Термины |
Номера предложений |
Роль в тексте |
Ряды однородных членов предложения |
|
|
Предложения с вводными словами, обращениями |
|
|
Риторический вопрос, восклицание, обращение |
|
|
Парцелляция |
|
|
Инструкция « Как писать сочинение на лингвистическую тему»
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием.
- Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
- Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
Примерные ответы:
· о богатстве, выразительности, точности русской речи;
· о средствах выражения мыслей;
· о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
· о взаимосвязи лексики и грамматики;
· о роли синтаксиса в человеческом общении;
· о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Оформляем вступление.
Во вступлении необходимо:
· сформулировать позицию автора высказывания;
· выразить своё отношение к ней.
- Сформулировать
позицию автора вам помогут слова и выражения:
· автор анализирует
· характеризует
· рассуждает
· отмечает
· доказывает
· сравнивает
· сопоставляет
· противопоставляет
· называет
· описывает
· разбирает
· подчёркивает
· ссылается на...
· останавливается на ...
· раскрывает содержание
· отмечает важность
· формулирует касается
· утверждает считает, что ... и т.д.
- Для выражения своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова: действительно на самом деле
· не могу не согласиться с автором высказывания я полностью согласен с ...
· вынужден согласиться с ... я разделяю точку зрения автора высказывания
· я поддерживаю мнение автора
· бесспорно мнение автора о том, что ...
- Помните,
что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
- Можно применить цитирование,
Шаг 4. Пишем основную часть
- Основную часть можно начать следующими фразами:
- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте ... (называем фамилию автора текста)
- Обратимся к тексту русского писателя ... (фамилия автора текста)
- Докажем эту мысль на примерах из текста...
- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...
- Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.
- Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
- Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
· примеров должно быть 2;
· примеры должны быть из указанного текста;
· приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
- При оформлении примеров можно использовать вводные
слова "во-первых", "во-вторых" и т.д. Не
забывайте, что они отделяются запятой.
Шаг 5. Пишем заключение
- В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, ... Итак, ... Следовательно, ...
В итоге можно прийти к такому выводу: ...
В заключение можно сказать, что ...
Мы убеждаемся в том, что ...
Обобщая сказанное, ...
Из этого следует, что ...
ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).
2. Аргументация:
a) аргумент-пример №1;
b) аргумент-пример №2.
3. Вывод.
Каждую часть начинаем с красной строки.
То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.
А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров. ! За отсутствие абзацев снимают баллы.
Текст
(1) Он нёс меня на себе восемь километров. (2) Восемь тысяч метров по раскалённой земле. (3) Я до сих пор помню его горячую спину, пот, который, будто кислота, разъедал кожу на руках. (4) И белую даль, словно накрахмаленная больничная простыня… (5) Я всё это помню, помню в деталях, в подробностях, в красках. (6) Но всё равно ничего не могу понять. (7) И сегодня, спустя много лет, когда я вспоминаю тот случай, моя мудрость, потеряв равновесие, беспомощно вязнет в густой трясине: мне кажется непостижимой и странной вся наша жизнь, особенно если пытаешься её понять.
(8) Нам тогда было по тринадцать – мне и моему закадычному другу Серёжке Леонтьеву. (9) Мы пошли рыбачить за тридевять земель на старый, обмелевший пруд. (10) Мне вдруг приспичило освежиться, и я полез в воду, но не успел сделать и шагу, как вскрикнул от острой боли в ноге. (11) Ко мне бросился Серёжка, он выволок меня на берег. (12) Я с ужасом увидел, что из пятки торчит осколок бутылочного горлышка, а на траву каплет густая кровь. (13) Восемь километров Серёжка нёс меня на себе.
– (14) Серёнь, брось меня! – шептал я сухими губами.
– (15) Нет! – хрипел друг. (16) Это было как в кино: друг выносит с поля боя раненого друга. (17) Свистят пули, рвутся снаряды, а ему хоть бы хны. (18) Он готов пожертвовать своей жизнью, отдать своё сердце, свою душу, готов отдать всё на свете… (19) У меня от слабости кружилась голова, и вдруг, сам не знаю зачем, я сказал Серёжке:
– (20) Серёнь, если я умру, то передай от меня привет Гальке Коршуновой! (21) Скажи ей, что я её любил.
(22) Серёжка, сдувая с лица капли пота, рвал свою футболку на лоскуты и от усталости, кажется, уже не соображал, что я говорю. (23) Он дотащил меня до больницы, потом, тяжело дыша, сидел на кушетке и смотрел, как врач обрабатывает мою рану.
(24) А на следующий день, когда я, хромая, вышел во двор, все уже знали, что перед смертью я просил передать привет Гальке Коршуновой. (25) И я сделался посмешищем всей школы. (26) Моё появление теперь у всех вызывало конвульсии глумливого хихиканья, и я, от природы жизнерадостный мальчишка, стал замкнутым и застенчивым до болезненности.
(27) Зачем он рассказал им про мой привет? (28) Может быть, он просто изложил все подробности того случая, не предполагая, что моя просьба всех так рассмешит? (29) А может быть, ему хотелось, чтобы его геройство выглядело более внушительным на фоне моего тщедушного актёрства? (30) Не знаю!
(31) Он нёс меня восемь километров по залитой солнечным зноем дороге. (32) Но я до сих пор не знаю: спас он меня или предал.
(33) Шрам на ноге почти полностью зарубцевался, а вот сердце моё до сих пор кровоточит. (34) И когда мне говорят: «Вам такой-то передал привет, я цепенею от ужаса, и по моей спине пробегают мурашки».
(По М. Худякову)
или:
В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что
в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия
окружающего мира и внутреннего мира человека.
например:
К.Г.Паустовский сказал: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.
- Можно обойтись и без цитирования, например:
Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания.
или:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной,
для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не
только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для
обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.
·
Например:
Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык
очень богат синонимами (названо языковое явление) - словами, имеющими общее
значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической
окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего
тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая
чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида"
(предложение 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение
33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное
состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями.
Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее
продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово
"Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью
уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору
выразить симпатию к героине своего произведения.
· Например:
· Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
· или:
·
Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют
важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной,
яркой и образной передаче оттенков мыслей, чувств и оценок автора текста.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.