Урок русского языка в 9 классе"Коварные знаки препинания..."
Оценка 4.6

Урок русского языка в 9 классе"Коварные знаки препинания..."

Оценка 4.6
docx
19.07.2021
Урок русского языка в 9 классе"Коварные знаки препинания..."
УРОК русского языка в 9 классе..docx

 

 

 УРОК в 9 классе

 

Русский язык. Подготовка к ОГЭ

 

«Коварные знаки препинания.

Сочинение на лингвистическую тему».

 

 

 

 

 

 

          Учитель

Городничева Л.М.

 

 

 

 

 

Тема: Подготовка к ГИА. Коварные знаки препинания.

 

Цель: Помочь учащимся усвоить одну из сложных синтаксических тем. Отработать умение писать   сочинение на лингвистическую тему.

Планируемые результаты:

ПРЕДМЕТНЫЕ:  развивать умение  постановки знаков препинания. Ставить правильно знаки препинания. Совершенствовать пунктуационные умения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:владеть приёмами отбора и систематизации материала. Самостоятельно решать и выполнять задачи Строить связное монологическое высказывание.

ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать адекватную самооценку, прививать интерес к познавательной деятельности.

Образовательные технологии: информационные, групповые, технологии педагогической поддержки, личностно-ориентированные, творческие.

 

Учитель: Тонкий знаток русского языка, мастер художественного слова К.Г.Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает, как один знакомый писатель принес в редакцию рассказ. Этот рассказ был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем. И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не вписав ни одного слова. «На следующее утро, - вспоминает К.Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. И действительно, не было выброшено или прибавлено ни одного слова.

                - Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?

                - Да просто расставил правильно все знаки препинания. (На интерактивной доске)

Корректор – работник издательства, газеты, типографии, исправляющий ошибки.

                - Над чем заставил Вас задуматься этот удивительный факт?

                КАК ВАЖНО правильно расставить все знаки в тексте!

Давайте убедимся в этом прямо сейчас. Перед вами, так сказать, «веселые» примеры. Поработайте корректорами, не выбросив и не вставив ни одного слова,  так, чтобы я, воспользовавшись словами К.Г.Паустовского, сказала вам: «Это чудо! Как вы это сделали?»

1.                  Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. (Скамейка находилась в сквере. А подругу ждала Ольга!)

2.                  Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях. (Все-таки говорят охотники, вряд ли есть в природе говорящие рябчики!)

 

- К чему приводит неправильная, небрежная постановка знаков препинания? Затрудняется понимание смысла, нарушается один из принципов пунктуации – смысловой. Такие предложения доставляют читающим неудобства. Но очень часто и вы бываете невнимательными к знакам препинания в ваших сочинениях. И поэтому в достаточно серьезных текстах нередко появляется подобный юмористический смысл.

- Вернемся к повести Паустовского. Далее писатель так определяет роль знаков в языке (Читаю и на доске).

 И задача нашего урока – в рамках подготовки к ГИА повторить основные правила пунктуации и выявить роль назначения знаков препинания в тексте.

 

- А зачем нужны знаки препинания? Неужели без них нельзя обойтись? Ведь известно, что до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. Нужны ли?

Уже много веков рассказывают небольшую быль – небылицу, как некий повелитель на сметном приговоре какому-то преступнику вынес окончательную резолюцию. И то ли забыл (или не знал как!), не поставил никакого знака.

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.

- Как же понять этот приговор: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить?

- Что, по вашему мнению могло бы внести ясность в этот приговор?

ЗАПЯТАЯ

- К какому выводу приводит нас этот поучительный пример?

1) Знаки помогают правильно понять написанное. Один знак может повлиять на судьбу человека.

2) Письменный текст без знаков труден для восприятия из-за своей нерасчлененности, бывает вовсе не понятен или двусмыслен. Пунктуация «осмысливает» текст и доносит его до читающего с тем содержанием, которое было задумано пишущим. Чтобы все одинаково понимали записанную речь, и существуют знаки препинания.

                - А теперь работаем с тренировочными вариантами экзаменационных работ (ГИА)

                Вариант 4 часть 3 (раздать гостям)

Вам предлагается текст – отрывок из повести А.Алексина «Звоните и приезжайте» глава «Дальний родственник».

                А.Алексин – один из ведущих мастеров детской и юношеской литературы. Его повести «А тем временем где-то», «В тылу как в тылу», «Сигнальщики и горнисты», «Третий в пятом роду», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность» и другие хорошо известны как российским, так и зарубежным читателям. Они поражают чистотой, тонким юмором, жизнерадостностью. Юные герои Алексина не совершают ратных подвигов – они делают красивые нравственные поступки под влиянием смелых, честных и благородных людей.

(А.Барто)

                - Читаем текст. Не забывая, что постоянной, неизменной спутницей прямой речи является интонация.

                - Посмотрите, какой насыщенный знаками текст. Как же «работают» все эти знаки препинания? По каким правилам и почему они выбраны автором? Давайте станем соавторами талантливого писателя и попробуем как бы прочувствовать каждый знак. Напомню только, что главная функция знаком препинания определять и выделять.

                - А теперь скажите, какое настроение преобладает в тексте? Всеобщей семейной тревоги, беспокойства за судьбу дальнего родственника, о существовании которого узнали совсем недавно.

                - Какие, по вашему мнению, знаки могут передавать состояния тревоги, переживания, а потом и счастья оттого, что самый страшный диагноз не подтвердился? - ! ? …

                - Как вы считаете, это важные знаки в языке, или их можно ставить, можно не ставить?

Обычно их называют «простыми» знаками. Но так ли это? Академик Измаил Иванович Срезневский, знаменитый филолог-славист (1812-1880) утверждал, что «материал для думанья, для схватывания виртуозности языка дают нам простые знаки препинания: вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие».

                - Давайте убедимся в этом. Возьмем предложения с восклицательным знаком.

№ 25 «Это исключается!» – гонит страшную мысль мама. 

Это восклицание с оттенком – волнением.

№ 39 «Но этого нет!» - говорит бабушка.

Это восклицание – облегчение.

№ 43 «Он будет жив и здоров!» - кричит в трубку юный герой.

Это восклицание – радость.

№ 44 «Точно установили!» - восклицание – радость.

№ 47 «Клянусь своим здоровьем!» - восклицание – клятва – заверение.

 

                Вывод: Сколько оттенков эмоций может выразить простой восклицательный знак.

Кстати, восклицательный знак очень любил Н.В.Гоголь. Особенно много их в повестях «Тарас Бульба», «Ночь перед рождеством», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

 

                - А вопросительный знак: только ли вопросительность интонации можно передать им?

№ 9 «Кто эта женщина, которая звонила тебе?» - вопрос-тревога

№ 11 «Но кем она тебе приходится?» - вопрос-недоумение.

Действительно виртуозные знаки!

                Вывод: не только вопросительность, но и различные оттенки выражений вопросительного знака.

 

                - А теперь найдите предложения с многоточием. Какую роль играют они в тексте?

№ 5 «Пусть мальчик приезжает…» - волнение

№ 26 «Я уверена…» (опять мама гонит от себя страшную мысль) – боль души

№ 53 «Он будет жив… и здоров…» - уверенность

№ 54 «Не волнуйтесь…» - желание успокоить маму Игната на том конце провода

                Сколько оттенков эмоций! Сколько оттенков чувств!

Интересно: Многоточие распространилось в 18 веке. Широко использовали многоточие Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Шмелев – выдающиеся мастера русского слова.

                Итак, когда же используются эти простые знаки: вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие.

                Когда писатель передает напряжение в событиях, рассказывает о каких-либо особенно острых моментах в жизни героев, никакие другие знаки не справятся с этой работой лучше, чем перечисленные. А академик И.И.Срезневский бы добавил: «Эти знаки помогают тогда, когда «слов не хватает». Об этом писал В.Маяковский:

Как бедна у мира – слова мастерская.

Подходящее – откуда взять?

и спрашивал А.Фет:      Как без слов сказаться душой?

Тут-то часто и приходят на помощь те самые простые знаки. Но участвуют они в очень серьезной работе – учат чувствовать все оттенки нашей речи.

                - Скажите, каких предложений - простых или сложных – больше в тексте?

                Простых, лаконичных. Это манера письма Алексина. Хотя он и называет свои произведения повестями, но по числу печатных знаков это скорее большие рассказы, но по объему художественной информации – романы. Просто он умеет до предела «сгущать» слова и правильно использовать знаки препинания.

                - Дайте характеристику предложения № 30. Объясните постановку знаков.

И, /забыв снять плащ/, (Д.О.)

                Это сложное, СПП с придаточным определением. Главное осложнено /Д.о./ и двумя рядами однородных членов предложения.

                - Для чего автор использует сложное, осложненное предложение?

                Сложные предложения, как правило, передают сложную ситуацию, обстоятельства, сложные чувства.

                - Докажите. «Во-первых, бабушка пришла днем, во-вторых, забыла снять плащ и стала тряпкой вытирать телефон, а заодно и столик, на котором он стоит, а потом и все, что в коридоре возле столика.» Что передает автор комбинацией (соединением) запятых при Д.О., однородных членах, сложных предложениях? Тревожное ожидание звонка. Там, в больнице, решается судьба родственника.

                - Видите, как в этом предложении работают знаки!

Прочитаем № 49. Объясните постановку знаков. СПП с 4 придаточными. (1 – цели и три однородных придаточных изъяснительных).

Определите подчинение придаточных. Здесь параллельное и однородное (комбинированное). Почему сложная конструкция? Сложные чувства борются в душе юного героя. Он предвкушает свою будущую профессию – уже не геологом, не биологом, не отважным космонавтом он хочет стать: «Но как здорово, думал я…»

                - А какую роль в этом предложении выполняет тире? Это неполные предложения. Тире обозначает пропуск слов и заменяет эти слова, сохраняя принадлежащее им место.

Кстати, тире введено в употребление в 18 веке Н.М. Карамзиным и называлось оно сначала «черта», а потом «молчанка».

                Тире любила М.Цветаева:

Я не верю стихам, которые льются.

   Рвутся – да!

Это любимый знак А.Блока, М.Горького. Часто это авторский знак, не предусмотренный правилами.

 

                - А теперь объясните постановку двоеточия в предложениях. Чем обусловлен данный знак?

№ 23 – изъяснительное отношения между частями БСП (что).

№ 32 – причинная связь БСП между частями (потому что).

Двоеточие. Интересно, что двоеточие стало активно использоваться писателями в 19 веке. И назывался он «отдохновение». Это знак – предупреждение о последующем пояснении или разъяснении

1.       при прямой речи

2.       при однородных членах после точки. (диалоги № 34, 42, 52).

- Прочитайте №3. Какую роль играют запятые? Отделяют главное предложение от придаточного.

Почему автор ставит его в середину главного? Для большей выразительности.

Убедитесь сами: поставьте придаточное перед главным или после него. Автор привлекает наше внимание к факту, что не так уж иногда (см. №1), а довольно часто в этом доме по ночам раздавались звонки. И чем они заканчивались – я вам прочитаю в полном тексте.

Стр. 349

                - Каким же человеком предстает перед нами доктор, глава семейства? Добрый, отзывчивый на чужую беду, готовый помогать всем, кто в этом нуждается. Честный, благородный человек. Всего две запятые, определяющие главное от придаточного. А сколько за ними стоит!

                - Ну как, трудно было?

                Выбор знаков одновременно строгое и тонкое дело. Важно не только хорошо знать общие правила, но и чувствовать текст, уметь сочетать знаки в пределах контекста. От знаков, мы убедились, во многом зависит смысл высказывания.

                Задание С 1. Сочинение – рассуждение «Зачем нужна пунктуация?» (Работа в группах. Составление и чтение написанных работ.) Д/задание: Тезис – Доказательство – Вывод

                Вывод: Пунктуация, как часть языка – сложная, исторически сложившаяся система, но живая и развивающаяся.  Так, завоевывает все больше и больше пространства в художественных и публицистических текстах парцелляция.

                Парцелляция – средство изобразительности (членение предложения на короткие смысловые отрезки) – явная тенденция современной прозы.

                Точка с запятой наоборот, теряет свои позиции, ограничена в употреблении. Двоеточие стало применяться реже. А вот тире все больше захватывает позиции в пунктуационной системе. И многоточие как универсальный знак, эмоционально наполненный, очень современен.

                Тонкий знаток русского языка, мастер художественного слова А.П.Чехов считал, что знаки препинания – это «ноты при чтении». Они помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. Мы, пишущие, должны быть замечательными «композиторами».  Чем талантливее «композитор», тем правильнее мы расставим знаки – ноты, а значит, создадим ритм, яркий поворот мысли, которые как нельзя лучше соответствуют замыслу (авторскому замыслу).

ИТОГ УРОКА. Рефлексия деятельности.


 

УРОК в 9 классе Русский язык

УРОК в 9 классе Русский язык

Тема : Подготовка к ГИА. Коварные знаки препинания

Тема : Подготовка к ГИА. Коварные знаки препинания

К какому выводу приводит нас этот поучительный пример? 1)

К какому выводу приводит нас этот поучительный пример? 1)

А теперь найдите предложения с многоточием

А теперь найдите предложения с многоточием

А теперь объясните постановку двоеточия в предложениях

А теперь объясните постановку двоеточия в предложениях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.07.2021