УРОК в 9 классе
Русский язык. Подготовка к ОГЭ
«Коварные знаки препинания.
Сочинение на лингвистическую тему».
Учитель
Городничева Л.М.
Тема: Подготовка к ГИА. Коварные знаки препинания.
Цель: Помочь учащимся усвоить одну из сложных синтаксических тем. Отработать умение писать сочинение на лингвистическую тему.
Планируемые результаты:
ПРЕДМЕТНЫЕ: развивать умение постановки знаков препинания. Ставить правильно знаки препинания. Совершенствовать пунктуационные умения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:владеть приёмами отбора и систематизации материала. Самостоятельно решать и выполнять задачи Строить связное монологическое высказывание.
ЛИЧНОСТНЫЕ: формировать адекватную самооценку, прививать интерес к познавательной деятельности.
Образовательные технологии: информационные, групповые, технологии педагогической поддержки, личностно-ориентированные, творческие.
Учитель: Тонкий знаток русского языка, мастер художественного слова К.Г.Паустовский в повести «Золотая роза» вспоминает, как один знакомый писатель принес в редакцию рассказ. Этот рассказ был интересен по теме, но совершенно неудобочитаем. И вот корректор взял рукопись и поклялся, что исправит ее, не выбросив и не вписав ни одного слова. «На следующее утро, - вспоминает К.Паустовский, - я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. И действительно, не было выброшено или прибавлено ни одного слова.
- Это чудо! – сказал я. – Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно все знаки препинания. (На интерактивной доске)
Корректор – работник издательства, газеты, типографии, исправляющий ошибки.
- Над чем заставил Вас задуматься этот удивительный факт?
КАК ВАЖНО правильно расставить все знаки в тексте!
Давайте убедимся в этом прямо сейчас. Перед вами, так сказать, «веселые» примеры. Поработайте корректорами, не выбросив и не вставив ни одного слова, так, чтобы я, воспользовавшись словами К.Г.Паустовского, сказала вам: «Это чудо! Как вы это сделали?»
1. Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу. (Скамейка находилась в сквере. А подругу ждала Ольга!)
2. Рябчики, говорят охотники, любят дремать на деревьях. (Все-таки говорят охотники, вряд ли есть в природе говорящие рябчики!)
- К чему приводит неправильная, небрежная постановка знаков препинания? Затрудняется понимание смысла, нарушается один из принципов пунктуации – смысловой. Такие предложения доставляют читающим неудобства. Но очень часто и вы бываете невнимательными к знакам препинания в ваших сочинениях. И поэтому в достаточно серьезных текстах нередко появляется подобный юмористический смысл.
- Вернемся к повести Паустовского. Далее писатель так определяет роль знаков в языке (Читаю и на доске).
И задача нашего урока – в рамках подготовки к ГИА повторить основные правила пунктуации и выявить роль назначения знаков препинания в тексте.
- А зачем нужны знаки препинания? Неужели без них нельзя обойтись? Ведь известно, что до XV века в книгах вообще не было знаков препинания. Нужны ли?
Уже много веков рассказывают небольшую быль – небылицу, как некий повелитель на сметном приговоре какому-то преступнику вынес окончательную резолюцию. И то ли забыл (или не знал как!), не поставил никакого знака.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ.
- Как же понять этот приговор: то ли нельзя казнить и следует помиловать, то ли нельзя помиловать и следует казнить?
- Что, по вашему мнению могло бы внести ясность в этот приговор?
ЗАПЯТАЯ
- К какому выводу приводит нас этот поучительный пример?
1) Знаки помогают правильно понять написанное. Один знак может повлиять на судьбу человека.
2) Письменный текст без знаков труден для восприятия из-за своей нерасчлененности, бывает вовсе не понятен или двусмыслен. Пунктуация «осмысливает» текст и доносит его до читающего с тем содержанием, которое было задумано пишущим. Чтобы все одинаково понимали записанную речь, и существуют знаки препинания.
- А теперь работаем с тренировочными вариантами экзаменационных работ (ГИА)
Вариант 4 часть 3 (раздать гостям)
Вам предлагается текст – отрывок из повести А.Алексина «Звоните и приезжайте» глава «Дальний родственник».
А.Алексин – один из ведущих мастеров детской и юношеской литературы. Его повести «А тем временем где-то», «В тылу как в тылу», «Сигнальщики и горнисты», «Третий в пятом роду», «Безумная Евдокия», «Раздел имущества», «Сердечная недостаточность» и другие хорошо известны как российским, так и зарубежным читателям. Они поражают чистотой, тонким юмором, жизнерадостностью. Юные герои Алексина не совершают ратных подвигов – они делают красивые нравственные поступки под влиянием смелых, честных и благородных людей.
(А.Барто)
- Читаем текст. Не забывая, что постоянной, неизменной спутницей прямой речи является интонация.
- Посмотрите, какой насыщенный знаками текст. Как же «работают» все эти знаки препинания? По каким правилам и почему они выбраны автором? Давайте станем соавторами талантливого писателя и попробуем как бы прочувствовать каждый знак. Напомню только, что главная функция знаком препинания определять и выделять.
- А теперь скажите, какое настроение преобладает в тексте? Всеобщей семейной тревоги, беспокойства за судьбу дальнего родственника, о существовании которого узнали совсем недавно.
- Какие, по вашему мнению, знаки могут передавать состояния тревоги, переживания, а потом и счастья оттого, что самый страшный диагноз не подтвердился? - ! ? …
- Как вы считаете, это важные знаки в языке, или их можно ставить, можно не ставить?
Обычно их называют «простыми» знаками. Но так ли это? Академик Измаил Иванович Срезневский, знаменитый филолог-славист (1812-1880) утверждал, что «материал для думанья, для схватывания виртуозности языка дают нам простые знаки препинания: вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие».
- Давайте убедимся в этом. Возьмем предложения с восклицательным знаком.
№ 25 «Это исключается!» – гонит страшную мысль мама.
Это восклицание с оттенком – волнением.
№ 39 «Но этого нет!» - говорит бабушка.
Это восклицание – облегчение.
№ 43 «Он будет жив и здоров!» - кричит в трубку юный герой.
Это восклицание – радость.
№ 44 «Точно установили!» - восклицание – радость.
№ 47 «Клянусь своим здоровьем!» - восклицание – клятва – заверение.
Вывод: Сколько оттенков эмоций может выразить простой восклицательный знак.
Кстати, восклицательный знак очень любил Н.В.Гоголь. Особенно много их в повестях «Тарас Бульба», «Ночь перед рождеством», «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
- А вопросительный знак: только ли вопросительность интонации можно передать им?
№ 9 «Кто эта женщина, которая звонила тебе?» - вопрос-тревога
№ 11 «Но кем она тебе приходится?» - вопрос-недоумение.
Действительно виртуозные знаки!
Вывод: не только вопросительность, но и различные оттенки выражений вопросительного знака.
- А теперь найдите предложения с многоточием. Какую роль играют они в тексте?
№ 5 «Пусть мальчик приезжает…» - волнение
№ 26 «Я уверена…» (опять мама гонит от себя страшную мысль) – боль души
№ 53 «Он будет жив… и здоров…» - уверенность
№ 54 «Не волнуйтесь…» - желание успокоить маму Игната на том конце провода
Сколько оттенков эмоций! Сколько оттенков чувств!
Интересно: Многоточие распространилось в 18 веке. Широко использовали многоточие Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Шмелев – выдающиеся мастера русского слова.
Итак, когда же используются эти простые знаки: вопросительный знак, восклицательный знак и многоточие.
Когда писатель передает напряжение в событиях, рассказывает о каких-либо особенно острых моментах в жизни героев, никакие другие знаки не справятся с этой работой лучше, чем перечисленные. А академик И.И.Срезневский бы добавил: «Эти знаки помогают тогда, когда «слов не хватает». Об этом писал В.Маяковский:
Как бедна у мира – слова мастерская.
Подходящее – откуда взять?
и спрашивал А.Фет: Как без слов сказаться душой?
Тут-то часто и приходят на помощь те самые простые знаки. Но участвуют они в очень серьезной работе – учат чувствовать все оттенки нашей речи.
- Скажите, каких предложений - простых или сложных – больше в тексте?
Простых, лаконичных. Это манера письма Алексина. Хотя он и называет свои произведения повестями, но по числу печатных знаков это скорее большие рассказы, но по объему художественной информации – романы. Просто он умеет до предела «сгущать» слова и правильно использовать знаки препинания.
- Дайте характеристику предложения № 30. Объясните постановку знаков.
И, /забыв снять плащ/, (Д.О.)
Это сложное, СПП с придаточным определением. Главное осложнено /Д.о./ и двумя рядами однородных членов предложения.
- Для чего автор использует сложное, осложненное предложение?
Сложные предложения, как правило, передают сложную ситуацию, обстоятельства, сложные чувства.
- Докажите. «Во-первых, бабушка пришла днем, во-вторых, забыла снять плащ и стала тряпкой вытирать телефон, а заодно и столик, на котором он стоит, а потом и все, что в коридоре возле столика.» Что передает автор комбинацией (соединением) запятых при Д.О., однородных членах, сложных предложениях? Тревожное ожидание звонка. Там, в больнице, решается судьба родственника.
- Видите, как в этом предложении работают знаки!
Прочитаем № 49. Объясните постановку знаков. СПП с 4 придаточными. (1 – цели и три однородных придаточных изъяснительных).
Определите подчинение придаточных. Здесь параллельное и однородное (комбинированное). Почему сложная конструкция? Сложные чувства борются в душе юного героя. Он предвкушает свою будущую профессию – уже не геологом, не биологом, не отважным космонавтом он хочет стать: «Но как здорово, думал я…»
- А какую роль в этом предложении выполняет тире? Это неполные предложения. Тире обозначает пропуск слов и заменяет эти слова, сохраняя принадлежащее им место.
Кстати, тире введено в употребление в 18 веке Н.М. Карамзиным и называлось оно сначала «черта», а потом «молчанка».
Тире любила М.Цветаева:
Я не верю стихам, которые льются.
Рвутся – да!
Это любимый знак А.Блока, М.Горького. Часто это авторский знак, не предусмотренный правилами.
- А теперь объясните постановку двоеточия в предложениях. Чем обусловлен данный знак?
№ 23 – изъяснительное отношения между частями БСП (что).
№ 32 – причинная связь БСП между частями (потому что).
Двоеточие. Интересно, что двоеточие стало активно использоваться писателями в 19 веке. И назывался он «отдохновение». Это знак – предупреждение о последующем пояснении или разъяснении
1. при прямой речи
2. при однородных членах после точки. (диалоги № 34, 42, 52).
- Прочитайте №3. Какую роль играют запятые? Отделяют главное предложение от придаточного.
Почему автор ставит его в середину главного? Для большей выразительности.
Убедитесь сами: поставьте придаточное перед главным или после него. Автор привлекает наше внимание к факту, что не так уж иногда (см. №1), а довольно часто в этом доме по ночам раздавались звонки. И чем они заканчивались – я вам прочитаю в полном тексте.
Стр. 349
- Каким же человеком предстает перед нами доктор, глава семейства? Добрый, отзывчивый на чужую беду, готовый помогать всем, кто в этом нуждается. Честный, благородный человек. Всего две запятые, определяющие главное от придаточного. А сколько за ними стоит!
- Ну как, трудно было?
Выбор знаков одновременно строгое и тонкое дело. Важно не только хорошо знать общие правила, но и чувствовать текст, уметь сочетать знаки в пределах контекста. От знаков, мы убедились, во многом зависит смысл высказывания.
Задание С 1. Сочинение – рассуждение «Зачем нужна пунктуация?» (Работа в группах. Составление и чтение написанных работ.) Д/задание: Тезис – Доказательство – Вывод
Вывод: Пунктуация, как часть языка – сложная, исторически сложившаяся система, но живая и развивающаяся. Так, завоевывает все больше и больше пространства в художественных и публицистических текстах парцелляция.
Парцелляция – средство изобразительности (членение предложения на короткие смысловые отрезки) – явная тенденция современной прозы.
Точка с запятой наоборот, теряет свои позиции, ограничена в употреблении. Двоеточие стало применяться реже. А вот тире все больше захватывает позиции в пунктуационной системе. И многоточие как универсальный знак, эмоционально наполненный, очень современен.
Тонкий знаток русского языка, мастер художественного слова А.П.Чехов считал, что знаки препинания – это «ноты при чтении». Они помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. Мы, пишущие, должны быть замечательными «композиторами». Чем талантливее «композитор», тем правильнее мы расставим знаки – ноты, а значит, создадим ритм, яркий поворот мысли, которые как нельзя лучше соответствуют замыслу (авторскому замыслу).
ИТОГ УРОКА. Рефлексия деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.