Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
ДСШ «Global Education»
г.Алматы
Урок в рамках подхода Lesson Study
РУССКИЙ ЯЗЫК 2 класс
ТЕМА: Обучающее изложение «По временам года» (учащиеся работают в группах, 4 варианта текста на класс)
ЦЕЛЬ: развитие коммуникативной компетентности на основе аудирования текста, изложения через групповую работу
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (задачи урока): Предметные:
• воспринимать текст на слух
• подробно пересказывать текст
• грамотно оформлять и записывать пересказ
Метапредметные:
• определять и формулировать тему урока, цель и задачи деятельности с помощью учителя
• делать выводы в результате совместной работы в группе
• договариваться с членами группы
Личностные:
• обращать внимание на стилистические особенности письменных высказываний других людей (авторов текста)
• распределять роли и выполнять свои обязанности согласно роли, исходя из интересов всей группы
• оценивать и анализировать свою работу на уроке, в группе
ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:
• разрезная картинка с изображением времени года (на каждую группу)
• плакат с правилами работы в группе
• карточки с названием ролей (разведчик, писарь, каллиграф, корректор, диктор)
• карточки с изложением по количеству групп
• карточки с номерами групп
• смайлики
Ожидаемые результаты:
Ученик уровня А:
последовательное и правильное воспроизведение авторского текста (изложение),
логически оправданное раскрытие темы,
отсутствие фактических ошибок,
богатство словаря,
правильное речевое оформление.
Допустимо не более одной речевой неточности.
Ученик уровня В:
правильная и достаточно полная информацию по авторскому тексту (изложение),
тема раскрыта, но имеются незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей,
отдельные фактические и речевые неточности.
Допустимо не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста.
Ученик уровня С:
некоторые отклонения от авторского (исходного) текста (изложение),
отклонения от темы (в основном она достоверна, но допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трех предложений),
бедность словаря,
речевые неточности.
Допустимо не более пяти недочетов речи в содержании и построении текста.
ХОД УРОКА:
1Организационный момент. Позитивный настрой.
2 Произвольное деление на группы, создание коллаборативной среды на уроке. Повторение правил работы в группе.
3 Совместное определение темы урока, его задач.
Ученикам предлагается выполнить задание «Собрать картинку из пазл», работая в группе. Читают загадку о времени года. В группе обсуждают, чему будут учиться на данном уроке.
4 Актуализация знаний.
В группе обсуждают, что известно о данном времени года. Ученики должны от группы дать одно высказывание. Следят за тем, чтобы не было повторов.
5 Распределение ролей в группе.
Учащиеся говорят, какими качествами должен обладать разведчик, писарь, корректор, каллиграф, диктор. Оценивают возможности друг друга, распределяют роли. Учитель уточняет, чем должен заниматься каждый из них.
6 Работа в группах.
Разведчик «приносит» информацию по одному предложению из текста (карточки с текстом изложения расположены по всему кабинету), писарь быстро пишет, корректор проверяет, и каллиграф переписывает на чистовик. Важно, чтобы дети-разведчики владели навыком «орфографического» чтения, так как на уроке не предусмотрена отдельным этапом орфографическая подготовка, (повторить правила Учитель может заранее на предыдущих уроках уделить внимание трудным по написанию словам, при необходимости повторить правила.) Писарь быстро пишет и передаёт корректору на проверку, а тот - каллиграфу. Работа в группе строится конвеерно. Ведётся тайм-менеджмент. В заключение диктор читает «орфографически» по одному предложению текст, написанный каллиграфом, а члены группы повторяют за ним.
Учитель прикрепляет к доске чистовой вариант изложения. Он служит эталоном.
7 Самостоятельная работа учащихся по написанию текста изложения. Они имеют возможность один раз подойти к доске и свериться с эталоном.
8 Итог урока. Учащиеся по желанию зачитывают свои работы.
9 Эмоциональная рефлексия.
Учащиеся выбирают из комплекта смайликов нужный и прикрепляют на доску.
Приложение к уроку №1
Осень
Дует сильный ветер. Небо в тучах. Целый день идёт дождь. Кругом лужи. Птицы улетели в тёплые края. Сороки скачут около домов людей. Настала скучная пора.
Зимний лес
Кругом пушистые снега. В снежных шапках стоят деревья. Лес живёт. Стучат по стволу дятлы. Заяц грызёт кору. За елью спряталась лиса. На ёлку села ворона.
Весна
Наступает весна. Она быстро шагает. На полях лежит снежок. В лесах снег лежит везде. Лёд на реке стал тёмным. У берегов выступила вода. Грачи летят в родные края.
Лето
Хорошо летом в лесу! Дети идут по густой зелёной траве. Кругом много цветов. Гудят шмели. Пчела села на цветок. У тропы кучка рыхлой земли. Это нора крота.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.