Урок русского языка
2 «А» класс.
Тема: Безударные гласные в корне слова
Тема: Безударные гласные в корне слова.
Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
Цель: развивать умение находить проверочные слова в группе однокоренных и правильно писать буквы безударных гласных в корне слов.
Задачи:1) учиться различать ударные и безударные гласные звуки;
2) наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком;
3) учить видеть орфограмму в словах;
4) развивать умение находить проверочные слова в группе однокоренных слов;
5) тренироваться в подборе проверочных слов;
6) развивать орфографическую зоркость.
Оборудование: 1. Традиционное: белый и цветной мел, доска, учебник, карточки- орфограммы.
2. Интерактивное: интерактивная доска, проектор, документ – камера, система «PROClass», ноутбук.
Межпредметные связи: окружающий мир, литература, математика ( пропедевтика трёхзначных чисел)
Термины и понятия: ударение, орфограмма, безударный гласный в корне слова, одушевленные и неодушевленные существительные, однокоренные слова.
Формы работы: индивидуальная, групповая, парная, коллективная.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
|
Ι. Актуализация знаний.
Цель: развитие речи и творческого воображения, повторение словарных слов, тезаурус
|
– Откройте тетрадь, запишите дату и «Классная работа», выделяя орфограммы.
Творческая работа со словарными словами. На интерактивной доске представлен текст с пропущенными словами. Один раз шла ... и несла в руках ... . Вдруг она увидела ... . Бросила … … и побежала за ... . Вернулась ... на старое место: что имела – потеряла, кого хотела – не поймала. Сидит и плачет. – Прочитайте. Вместо многоточия вставьте подходящие по смыслу словарные слова. – О ком идёт речь в тексте? – Какой предмет могла нести девочка: одушевлённый или неодушевлённый? Как догадались? А за каким предметом она побежала? – Прочитайте полученный текст. (могут быть разные варианты) – Запишите словарные слова, которые вы использовали. - Найдите в тексте предпоследнее предложение, почитайте. Какая пословица созвучна ему?
На интерактивной доске появляется пословица (Что имеем – не храним, потерявши – плачем.) -Как вы её понимаете? |
Открывают, записывают, выделяют.
Читают, устно подбирают слова ( девочка, корзина, собака, ученица, портфель, лисица)
Записывают по три слова, у каждого свой набор. Находят, один ученик читает вслух.
Устно объясняют смысл. |
2 мин
10 мин |
|
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Цель: учиться подбирать проверочные слова в группе однокоренных и писать слова с безударными гласными в корне.
|
На доске группа однокоренных слов из домашнего упражнения. Сад-садик-сады Какое слово лишнее? (сады) – Почему оно лишнее? (В корне находится безударный гласный.) – Как называются все остальные слова? (Проверочными.) – Докажите, что все эти слова проверочные. (Это однокоренные слова, в которых гласный находится под ударением.) – Назовите ключевые слова к этому заданию и сформулируйте цель урока. На доске открываются слова: Проверочные слова, безударный гласный, однокоренные слова. - Так чем мы будем заниматься на уроке? |
Анализируют, предлагают варианты ответов. Ставят ударение, подбирают проверочные слова к безударным гласным в корне. |
5 мин
|
|
ΙΙI. Открытие нового знания.
Цель: 1) устанавливать взаимосвязь между написанием гласных в корне слов под ударением и без ударения; 2) развивать умение писать буквы безударных гласных в корне с опорой на проверочные слова и учиться выбирать проверочное слово в соответствии с его лексическим значением и писать букву безударного гласного в однокоренных словах. |
1. Наблюдение по учебнику. Упр. 223 – Дополнительный вопрос ко 2-й строке: – Вова Колесников написал ещё одно проверочное слово – леска. Согласны ли вы с ним? Докажите. Упр. 224 –
2. Беседа после выполнения упр. 224, подводящая к обобщающему понятию «орфограмма-буква безударного гласного в корне слова» и правилу написания букв безударных гласных в корне слова. – Как вы определяли в упр. 224, какую букву надо вставить в слова: е или и? (Прочитали текст и поняли, что в нём говорится о животном – лисе, поэтому проверочными будут однокоренные слова с ударным гласным: лисий, лисы.) – Сформулируйте правило написания буквы безударного гласного в корне слова. – Как называется место в слове, где есть безударный гласный? (Орфограмма.) – Почему здесь есть орфограмма? (Нельзя на слух определить, какую букву писать, так как есть выбор букв е или и.) – Как называется такая орфограмма? – Прочитайте название орфограммы и правило написания буквы безударного гласного в корне слова в рамке учебника после упр. 224 и сравните со своими выводами.
– Как обозначается эта орфограмма? – Составьте графическую схему этой орфограммы Работа с правилом на стр. 144. Учитель сообщает правило-рифмовку для лучшего запоминания: Если гласный у тебя вызовет сомнение, Ты его немедленно ставь под ударение.
|
Коллективная работа, один ученик выполняет задание на доске, цветным мелом ставит ударение, выделяет безударную гласную в корне слова.
Устанавливают взаимосвязь между ударными и безударными гласными в корне слова. Анализируют задание к упражнению.
Читают правило, устно подбирают свои примеры. |
7 мин
7 мин |
|
ΙV. Развитие умений – применение знания. Цель: установить степень освоения темы. |
1. Работа по вариантам. 1 вариант( базовый) Упр. 225 – проверка по документ – камере на интерактивной доске 2 вариант ( повышенный) Тест по системе «PROClass» (прилагается)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки)( 1- 2 из каждого варианта) – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
|
1 вариант Записывают в тетради слова упр. 225 2вариант Работают с пультами по системе «PROClass» Ученики отвечают на вопросы учителя, учатся самостоятельно, адекватно оценивать свою работу. |
10 мин |
|
V. Итог урока.
|
– Над какой орфограммой работали на уроке? – Покажите её в виде схемы. – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
|
Самоанализ
|
3 мин
|
|
VΙ. Домашнее задание.
|
1. Упр. 226. Выучить правило после упр. 224.
|
|
1 мин |
|
Приложение
Тест
1.Выбери проверочное слово
Стена, стенка, стенной
2. Дом, домишко, домовой
3. Котята, кошка, котишка
4. трава, травинка, травка
5. Какое слово «лишнее»?
6.Вода, водитель, водник
7.Рисунок, рис, рисовать
8. Какое слово не проверяет слово «беглец»?
Бег, бегает, бегун
9. Какое слово не проверяет слово «холод»?
Холодает, холодный
10. В каком слове есть орфограмма безударная гласная в корне?
Столы, столб
11. Найди слово с безударной гласной в корне.
Морж, ружьё, пень, земля
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.