Урок русского языка во 2 классе УМК «Перспектива»
Учитель: Савоник О.В.
Тема урока: Слова, близкие по значению?
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель:
Дать понятие синонимов; научить умению находить синонимы в тексте, использовать в речи;
Задачи:
• Сформировать умение называть признаки синонимов;
• наблюдать за использованием синонимов;
• расширить словарный запас обучающихся.
Личностные: осознание алгоритма учебного действия;
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать своё предположение.
Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;
Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; принимать на себя ответственность за результат своих действий; учить наблюдать за действиями партнёра.
Оборудование: ноутбук, учебник «Русский язык» Л.Ф. Климанова «УМК Перспектива» для 2 класса, карточки для самостоятельной работы
Ход урока:
1. Организационный этап.
Мотивирование на учебную деятельность
- Я улыбнусь вам, а вы мне, я помогу вам, а вы поможете мне?
Пожелаю вам удачи-
За работу, в добрый час.
Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир русского языка. Поэтому приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли всё слышать, видеть и запомнить.
- Откройте тетради, вспомните правила посадки на письме
- Перед работой разогреем пальчики
Пальчиковая разминка
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Будет все у нас в прядке,
Если делаешь зарядку.
- Запиши: число и классная работа
- С какой целью нам нужно изучать русский язык? (Чтобы стать грамотными людьми)
- как я вижу, ты хочешь стать знатоком русского языка, его исследователем.
- А что значит исследовать? (Верно, это значит наблюдать, сравнивать, обобщать, выполнять различные задания, делать выводы).
2. Актуализация знаний учащихся.
Минутка чистописания: на доске запись С с ос си осина
- Уважаемый, исследователь, для разминки вам задание! Посмотри на доску, что видишь? (буквы и соединения)
Исследуй вначале буквы, записанные на доске.
- Произнеси звуки, которые обозначает буква С
- Что о них можешь рассказать?
- Теперь исследуй соединения. Какие это соединения?
- Напиши красиво по образцу.
Словарная работа.
Арбуз, берёза, горох, капуста, колокольчик, морковь, огурец, яблоня.
- Что общего в словах? (значение: растения). Назови слова с безударной (а), с безударной (о), с безударной (е). Эти слова однозначные или многозначные? Найди многозначное слово. (колокольчик)
Прочитайте отрывок из стихотворения:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
- Где вы были?
- У Лисички!
- Что вы ели там?
- Лисички!
- найди слова, одинаковые по звучанию. Как они называются? (омонимы)
3. Целеполагание. Постановка проблемы
Сценка « Почему поссорились пёс Шарик и кот Матроскин»
Автор: Однажды кот Матроскин, желая похвалить Шарика за то, что он научил Галчонка разговаривать, сказал ему:
Кот Матроскин: - Какой же ты толковый, Шарик!
Автор: -Пёс стал спорить.
Пёс Шарик: - Нет, я не толковый, я умный!
Автор: -Матроскин, не уступает.
Кот Матроскин: - А я говорю ты толковый, Шарик!
Автор: -А пёс в ответ
Пёс Шарик: - Да нет же говорю, я умный!
Автор: так и ругались до тех пор, пока не прилетел Галчонок и не помирил их.
- Как он это сделал?
А как бы ты им объяснила, что для их ссоры нет причины? (слова «умный» и «толковый» похожи по смыслу)
- А как называются эти слова? (?)
- Значит, с какими словами мы сегодня познакомимся? (со словами с близким значением)
- Это будет тема урока.
5. Поиск путей решения проблемы
Работа с учебником
Откройте учебник стр 26. Найдите название темы нашего урока - Тема нашего урока «Близкие по значению слова (синонимы)».
Они же являются главным предметом нашего исследования.
- Ребята, чему мы должны научиться на уроке?
· Узнаем, что такое синонимы.
· Будем их сравнивать, подбирать.
· Будем учиться использовать их в речи.
- Уважаемые юные исследователи! Давайте больше узнаем о синонимах.
В этом нам поможет учебник
Выполним упражнение 35 на с.26
- Сделаем вывод, что же называется синонимами? (Ответы детей)
- Какие два момента вы должны уяснить?
Первое: синонимы – это слова, которые произносятся по - разному.
Второе: синонимы слова одинаковые или очень близкие по смыслу
Вывод на с 27
- Я, готовясь к уроку, тоже провела исследование. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».
6. Физминутка.
- Засиделись не на шутку, проведем физкультминутку. Встали все.
Фронтальная работа
- А для чего нужны синонимы? Исследуем эту проблему. Я вам предлагаю прочитать два текста. О чём они? Что о ней сказано в первом тексте? А что во втором? Прочитайте текст, который вам понравился больше? Почему?
1. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Зябнет на солнышке,
Зябнет в жару.
2. Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару.
-Какими словами синонимами заменили слово зябнет?
- Запишите эти слова в тетрадь. Проверка
- Близкие ли эти слова по значению? Что они обозначают?
7. Первичное закрепление
-Давайте сделаем вывод, для чего нужны синонимы? (Ответы детей. Вывод: синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях (зябнет, стынет, мерзнет).)
(Обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной. Они помогают избежать ненужных повторов слов.)
- Итак, что же такое слова-синонимы? Обратимся ещё раз к правилу.
- Какую роль играют синонимы в речи? ( Помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык)
Знакомство со словарем синонимов демонстрация словаря.
Игра «Объясни словечко»
Попробуйте подобрать синонимы, которыми можно объяснить значение слов
Мокрый – сырой
Луна – месяц
Лгать – обманывать
Зелёный – изумрудный?
- Что надо делать, если вы не знаете синоним? (обратиться в словарь)
С помощью словаря запишите синоним к слову: зелёный
8. Самостоятельная работа с самопроверкой
Игра «Найди пару»
На столе карточки со словами: воин, крепкий, оборонять, смелый, солдат, прочный, защищать, храбрый.
9 . Домашнее задание:
- Исследование, какой темы мы вели сегодня на уроке? Так расскажите дома маме, с какими словами познакомились. с. 27 Упр. 37
10. Рефлексия.
- Вы сегодня все хорошо поработали! Были замечательными исследователями!
- Удовлетворена ли ты своей работой? Подними нужный карандаш
11. Оценивание.
12. Итог урока.
Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок
зеленый — прилагательное, имеет следующие синонимы:
1. ранний
2. юный
3. травяной
4. малахитовый
5. изумрудный
6. незрелый
7. молодой
8. неопытный
9. недозрелый
10. недозревший
11. неискушенный
12. неподготовленный
13. неспелый
14. неоперившийся
15. необученный
16. начинающий
17. малоопытный
18. безусый
19. желторотый
20. бледный
воин крепкий оборонять смелый, солдат прочный, защищать храбрый.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.